Так важно быть Гуревичем: взгляд на премьеру в Тверском театре драмы

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

В Твери представили комедию «Как важно быть серьёзным», в которой есть прелестная несерьёзность и серьёзная надуманность.

В Тверском драматическом вновь поставил спектакль режиссёр из Санкт-Петербурга Борис Гуревич. Первое его тверское творение – «Дачная лихорадка» (2018) имело оглушительный или, вернее, оглушающий зрителей успех. Теперь же давящей энергетики убавилось, а лёгкости прибавилось. Не в последнюю очередь благодаря пьесе и актёрскому мастерству.

Дом, который построил Джек

Комедия «Как важном быть серьёзным» Оскара Уайльда поставлена в театре драмы, как и принято прочитывать её, в форме комедии положений с фарсовой составляющей. Дело в том, что в английском языке имя Эрнест, которым представляются несколько героев, созвучно со словом «серьёзный», о чём даже дважды скажут с подмостков. И девушки сходят с ума от столь надёжно звучащего имени.

Тон постановки задаёт актёр Никита Бахметьев, играющий Алджернона Монкрифа. Исполнитель выбрал очень верную интонацию, чтобы перевоплотиться в ироничного, жизнелюбивого и приятного молодого человека, который любит поваляться на диване, выпить хереса со своим дворецким и готов сунуть нос в чужие дела (хотя бы в портсигар).

Очень комично отыгрывает Никита реплики в зал, когда говорит про любовь лакеев к шампанскому, флирту с девушками и мораль низших слоёв населения. Алджернон в исполнении молодого актёра это «рубаха парень», который станет своим в любой компании. А через зал он говорит так доверительно и естественно, что кажется твоим старым знакомым.

В паре с Никитой Бахметьевым работает Сергей Бескакотов, исполняющий роль Джека Уординга, который в меру серьёзен, но не занимается нравоучениями. Своей рассудительностью, но при этом порывистостью движений и жаром речей Джек в исполнении Сергея выглядит молодым человеком, который силится быть высокоморальным и строгим. Однако, он не памятник и имеет свои слабости и секреты.

В отличие от телеспектакля 1976 года, в котором роль Уординга исполнил Александр Кайдановский. Он действительно сыграл чрезмерно серьёзного юношу. В тверском же варианте Джек и Алджернон стоят друг друга.

В целом, замысел Уайльда режиссёр Борис Гуревич постарался разгадать без лишних домыслов или эпатажа. Во всяком случае девушки влюбляются именно в юношей, местом действия не стала коммуналка или поросшая мхом цирковая арена. Наоборот, кроме вырвиглазной, кислотной проекции зелёных цветов в саду мистера Уординга, всё выглядит вполне прилично. Да ещё героиню Мисс Призм (арт. Евгения Голубева) разок одевают в костюм рэп-исполнительницы. Но надо заметить, что Гвендолен (арт. Яна Голубева) сделали эмансипированной особой, однако, выстроено это очень органично.

К юмору, игре слов, каламбурам и шуткам отнеслись трепетно, никакие танцы-дрыганья не смогли отвлечь от этой чудесной составляющей первоисточника. Всё сохранено, самым должным образом обыграно и греет душу того, кто прочитал пьесу. Сергей Бескакотов в роли Джека отвечает на вопросы Августы Монкриф (арт. Татьяна Лугачёва), словно играет в рулетку, для термина «бенберизм» выбрали жест, напоминающий не то жонглирование, не то походку орангутанга, Алджернон убегает с портсигаром Джека, а потом с его париком, словно наглый одноклассник и т.д. Если бы в речи игравших было чуть больше пауз, шутки бы ещё лучше выстреливали.

Паровоз с прицепом

К визуальной составляющей подошли самым серьёзным образом, серьёзным именно в уайльдовском смысле. Т.е. перегрузили сценографию. На авансцене по рельсам ездит модель паровоза, на задник сцены проецируются изображения. В частности, навязчивый образ голубей, символизирующих любовь… В загородном доме Джека Уординга мы видим корт, на котором зачем-то после антракта переставляют декорации, чтобы добавить ещё и зеркальный эффект.

Прибавьте к этому то, что в действие ввели Автора (арт. Алексей Майский), который время от времени появляется в правой ложе. Это, конечно, производит некоторый эффект и развлекает глаз. Но смысла в этом столько же, как если бы в финале появился Дарт Вейдер и сказал: «Джек, я – твой отец!».

В этот винегрет нужно добавить ещё и танцы, которые в начале задают темп происходящего – Алджернон и Лэйн двигаются, будто фигурки на башне с часами, готовясь к званому обеду. Но затем этот приём забрасывают – почти никто не действует по этому же принципу. Потом пускаются в пляс влюблённые… Понимаю, что это (судя по «Дачной лихорадке») режиссёрский почерк. Но уместен ли он в этом сценическом произведении?

Смею предположить, что актёров тяготят эти бесконечные па. Во-первых, не очень понятно, зачем они вообще повторяются с такой регулярностью. Неужто, чтобы показать чувства, нужны такие «костыли»? Во-вторых, они были бы интересны, если весь спектакль выдержали бы в танцевальной стилистике.

В довершение всего перестановки декораций на сцене длятся довольно долго. Наблюдать за монтировщиками, одетыми в элегантные рубашки, жилеты и, на контрасте, рабочие брюки – это то ещё удовольствие. Вот здесь бы, конечно, Автор и пригодился, смог бы отвлечь внимание публики. Но паузы длятся и длятся… Понятно, что другого решения не нашли, но темп-то страдает.

И лишь паровоз выстреливает, словно чеховское ружьё. Эта деталь обстановки помогает повествованию – кто куда поехал, кто играет с ним, как с моделью, показывая своего внутреннего ребёнка. Да и, в конце концов, вещь стильная.

Счастливый конец

«Как важно быть серьёзным» можно смело считать удачным спектаклем в репертуаре Тверского театра драмы. Пьеса Оскара Уайльда радует своими оттенками юмора, пробивающимся сквозь него социальным посылом и высмеиванием чопорности.

Впрочем, боюсь, ярые поклонники других театров могут и дальше считать, что Тверской драматический славится только каким-то там «нафталинном», «тяжестью» постановок и напыщенностью. Это не столько придаёт этим зрителям вид знатоков и всезнаек, сколь явно показывает одно: в драме они не были лет 10-15.

Сейчас на сайте театра в актуальном репертуаре спектакль «Дачная лихорадка» не числится. Предполагаю, что его сняли и заменили на новую постановку Бориса Гуревича. Что ж, это к счастью – стало меньше лихорадочного и больше осмысленного действия в областном храме Мельпомены.

Возрастное ограничение у премьеры – «16+».

Фото – соцсети Тверского театра драмы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

4
0
Афиша Культура Театр Театры

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .