Татьяна Слесарева: «Вся наша школьная система работает на ребёнка, даёт ему право выбора»

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Tverigrad.ru узнал у директора 12 многопрофильной гимназии о самых насущных проблемах школьного образования в целом, и школы в частности.

Каждый год, 5 октября весь мир отмечает День учителя. Это один из самых любимых профессиональных праздников. В этот день учителя принимают поздравления от своих воспитанников, которые говорят своим наставникам слова благодарности, дарят цветы, устраивают концерты. 

В рамках подготовки цикла материалов, посвященных этому празднику, корреспондент Tverigrad.ru встретился с Заслуженным учителем РФ Татьяной Валентиновной Слесаревой, директором многопрофильной гимназии №12 г. Твери, которая на днях отметила 85-летний юбилей. Расположенная в самом центре Твери, гимназия № 12 входит в число лидеров среди образовательных учреждений Верхневолжья по качеству образования, внедрению современных методик обучения, всестороннему развитию обучающихся. При этом в гимназии чтут и преумножают традиции, помнят о ветеранах школы. Впечатляют расположенные в фойе стенды с именами всех золотых медалистов, которые закончили школу с момента основания до нынешнего года.

Школа 21 века

12-ю гимназию с уверенностью можно назвать школой 21 века. Более трех десятилетий в гимназии существует раннее профильное обучение. Широкий спектр элективных курсов позволяют школьнику выбрать индивидуальную траекторию обучения. Интеграция основного и дополнительного образования максимально учитывает потребности, интересы и творческие способности каждого ученика. Татьяна Валентиновна уверена, что каждый ребёнок должен найти зону своей успешности, интересов, где он может реализовать себя и развить свои способности.

Сегодня гимназия №12 реализует программы профильного обучения по 7 направлениям: лингвистическому, физико-математическому, экономическому, естественнонаучному, лингво-математическому, инженерному, универсальному.

Многие родители считают, что выбрать для себя дальнейшее направление учёбы могут лишь ученики старших классов, а в младших у детей ещё нет определённых интересов, они не определились с профессией. Но Татьяна Слесарева уверена, что образовательный маршрут детям необходимо выбирать с ранних лет. «Вся наша школьная система работает на ребёнка, даёт ему право выбора!», – подчеркнула директор гимназии.

« У нас уже в 4 классе ученики проходят по выбору элективные курсы, чтобы определится со своими интересами и выбором профильного обучения в 5 классе», – Татьяна Слесарева, которая возглавляет гимназию с 2004 года.

– В соответствии с Уставом МОУ гимназии № 12 на протяжении обучения в основной школе ученик имеет право поменять направление профиля. Для этого ему необходимо успешно сдать вступительное тестирование по профильному предмету и не иметь академической задолженности. Как показала практика этим правом учащиеся пользуются, но их немного буквально единицы, что говорит об осознанном подходе к раннему профилированию как в семье, так и в основной школе, – сказала Татьяна Валентиновна.

– Что же делать ребятам, которые не могут определиться с выбором профиля? Или не прошли процедуру индивидуального отбора в профильные классы? В этом случае гимназия предлагает ребенку, проживающему в закреплённом микрорайоне, универсальный (общеобразовательный) профиль. В старшей школе ученик может снова попробовать поступить в профильный класс с углубленным изучением предметов в соответствии с Положением «О порядке организации индивидуального отбора обучающихся при приеме в профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов». Также по заявлению родителей или по рекомендации учителей из профильного класса с углубленным изучением предметов дети могут быть переведены в универсальный (общеобразовательный) профиль, – добавила Татьяна Валентиновна.

– Любопытно узнать, как за 30 лет менялись предпочтения учащихся в выборе профиля? Можно ли выявить здесь какую-то тенденцию?

– Да, тенденция есть. В стране меняются экономическая ситуация и взгляды, а следом меняется выбор профиля родителями и учащимися. В 1987 году мы создали химико-биологический профиль, в 1988 году физико-математический, затем экономический профиль. Они были очень востребованы. Затем в стране поменялась ситуация, стали востребованы иностранные языки. И мы открываем лингвистический и лингво-математические профили. Сегодня в тренде – естественнонаучное направление. В прошлом году наше образовательное учреждение получило грант в миллион рублей. На эти средства мы приобрели инновационную лабораторию прототипирования и программирования, на базе которой был открыт инженерный профиль.

Гимназия активно развивает сотрудничество с Детским технопарком «Кванториум» – центром, где талантливые дети могут получать дополнительные знания по самым разным предметам: от биотехнологий до робототехники до собственных проектов естественнонаучного направления, которые вызывают интерес даже у коммерческих компаний.

Так же тесно гимназия сотрудничает с Тверским государственным медицинским университетом в рамках дополнительного образования старшеклассников естественнонаучной направленности «Тверской медицинский Предуниверсарий»

«Программа рассчитана на 2 года – 10-11 классы. Преподаватели университета читают старшеклассникам естественнонаучного профиля лекции, проводят практикумы, руководят научно-исследовательскими работами, при поступлении в ТГМУ учитываются личные достижения абитуриентов», – сказала Татьяна Валентиновна.

Тверская гимназия №12 постоянно идёт в ногу со временем, а где-то и опережает его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, быть востребованными и конкурентоспособными. «Это и позволяет нам занимать лидирующие позиции в рейтингах лучших школ России», – уверена Татьяна Валентиновна.

Школьные перегрузки

Гимназия всегда работала и работает в тесном контакте с родителями своих учеников. Татьяна Слесарева не скрывает, что вклад родителей в обучение ребёнка значителен.

– Бывает, что современные учебники перегружены теоретической информацией, недостаточно практикоориентированных заданий, упражнений, соответствующих требованиям государственной итоговой аттестации. Это тоже проблема, которую гимназия решает. Например, наши преподаватели английского языка Андрей Мишин, Ксения Ёлкина, Валерий Жиганов как учителя-практики написали учебник английского языка, отвечающий всем современным требованиям ЕГЭ и ОГЭ, который вошёл в Федеральный перечень учебников и активно используется в российских школах,

– сказала Татьяна Валентиновна.

У многих школьников сегодня есть репетиторы по самым важным для них предметам. Многих мучает вопрос — почему ученики и их родители прибегают к платным образовательным услугам, когда есть бесплатная школа? По словам директора гимназии, сегодня серьёзно изменились требования к организации урока, львиная доля времени отводится самостоятельной работе учащегося: из поглотителя знаний ребёнок превратился в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика и если ученик не хочет или так и не научился самостоятельно организовывать свою учебную деятельность ему приходится прибегать к помощи репетиторов, или вдруг ученик 11 класса, обучаясь, например, в лингвистическом профиле выбирает для сдачи ЕГЭ информатику или физику, которые изучались в данном профиле лишь на базовом уровне. Что греха таить, часть детей не справляется с программой и есть необходимость в дополнительных занятиях. И на мой взгляд, пошла какая-то нездоровая мода на репетиторов, что не позволяет ребенку самообразовываться.

И считать, что какая-то дисциплина лишняя, – неверно. «Расширенная предметная программа позволяет всесторонне раскрыть и развить личность ребёнка», – говорит Татьяна Слесарева.

Педагоги нового времени

Далее последовал резонный вопрос: «Как Вы оцениваете подготовку современных молодых педагогов?».

– Университет готовит не педагога, а специалиста. Он даёт лишь базовые навыки, которые помогут развиваться дальше, поэтому молодому специалисту, делающему первые шаги в школе приходится очень нелегко, т.к. методическая и практическая предметная базы на недостаточном уровне. Чтобы помочь выпускникам вузов быстрее «встать на ноги» в качестве учителя в гимназии много лет успешно работает Школа Молодого Специалиста. Молодые учителя в течение полугода посещают уроки и наблюдают работу опытных педагогов, а во втором полугодии они уже сами дают открытый урок Методическому Совету гимназии, при этом этот урок они готовят совместно со своим учителем-наставником. Чтобы стать настоящим учителем потребуется не один год. Помимо профессиональных личностных качеств, которыми должен обладать педагог, необходимо понимание моральной ответственности за свою работу, как врачу за жизнь пациента, и этому тоже надо учиться,

– сказала директор.

Острая проблема сегодняшнего дня – гаджеты. Как гимназия с ней справляется?

«Проблема, действительно, злободневная. Это общая забота и ответственность школы и семьи. Но учитывая, что в современном мире нам от этого никуда не уйти, понимаем, что запреты бессмысленны, а еще больше вызывают интерес. Поэтому мы должны приспособиться к данным реалиям, например, опытные педагоги иностранного языка в гимназии активно используют гаджеты на уроках, классные руководители при проведении мероприятий. А в принципе, все зависит от умения ставить внутри себя ограничения использования гаджетов?! Вот этому и надо научить ребенка» – отметила Татьяна Валентиновна.

Как Вы оцениваете роль классного руководителя?

«Роль классного руководителя в формировании детского коллектива бесспорна, поэтому в последнее время со стороны государства неслучайно уделяется серьезное внимание этой должности. Можно сказать, что классный руководитель – это связующее звено между учениками, педагогами, родителями, социумом и, наконец, между самими детьми» – отмечает Татьяна Слесарева.

В гимназии существует методическое объединение классных руководителей, в задачи которого входит обучение работе с классными коллективами, разработке воспитательных программ классов, подготовке классных и общешкольных мероприятий, работе с родителями.

Олимпиадники против стобальников

Директор гимназии №12 поделилась мнением о ЕГЭ. До сих пор много критики в адрес Единого Государственного экзамена. Противники системы утверждают, что детей стали «дрессировать», а не учить, поэтому они хорошо решают тесты, но не получают знаний. Слишком строгие рамки, не рассчитанные на творческий подход. Может всё же стоит вернуть старые советские экзамены? Но Татьяна Валентиновна в этом вопросе категорична. По её словам, Единый госэкзамен очень удобен для детей. Родителям и детям грешно жаловаться на ЕГЭ.

– Меня очень удивляет отношение родителей к ЕГЭ. Когда в своё время я поступала в университет, мне пришлось сначала сдать 7 экзаменов в школе, затем в августе 5 экзаменов в вуз. Только после этого я узнала о результате, причём документы подавались конкретно только в один вуз. Теперь ребята заканчивают школу в июне, и у них есть право подать документы сразу в несколько вузов. Июль и август абитуриенты ждут своих результатов. Далее им остаётся выбрать наиболее интересный и приемлемый вариант – пояснила Татьяна Слесарева. «Я не считаю, что ЕГЭ – это новшество, которое идёт против человека. Всё наоборот,

– добавила директор гимназии.

Учащиеся 12-й гимназии часто побеждают своих сверстников на олимпиадах по самым разным дисциплинам. Порой эти победы дают дополнительные преимущества при поступлении в вуз, кроме баллов по ЕГЭ. В начальных классах олимпиады дают возможность выявить потенциал ребёнка, а также научить нестандартно подходить к решениям. Поэтому Татьяна Слесарева уверена, что детей надо вдохновлять на участие в олимпиадах.

– Одно из приоритетных направлений деятельности гимназии – поддержка одаренных детей, которое реализуется через комплексно-целевую программу «Интеллект». Работа строится в тесном многолетнем сотрудничестве с кафедрами ТвГУ. Надо отметить, что благодаря этому взаимодействию ежегодно обеспечиваются высокие результаты ребят на олимпиадах, конференциях, интеллектуальных проектах – говорит Татьяна Валентиновна.

Об эффективности работы по участию в олимпиадах свидетельствует полученная 29 июня 2021 года гимназией Благодарность российского Совета олимпиад школьников «За вклад в формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, а также подготовку победителей и призёров олимпиад школьников, включённых в Перечень Министерства науки и высшего образования Российской Федерации».

Спросили мы у директора гимназии и традиционный вопрос, как она относится к подаркам учителям в их профессиональный праздник.

– Положительно, особенно если он креативный и оригинальный. Подарок – это знак уважения, внимания и он делается от души. – уверена Татьяна Слесарева.

В гимназии №12 дают не только качественное профильное образование, но есть возможности для учеников творчески реализоваться. При учреждении для школьников функционирует театр «Премьер» и работает собственное телевидение – «Око». Дети сами снимают и монтируют сюжеты, пишут тексты, а также берут интервью у гостей. Гимназисты также осваивают театральное искусство. Некоторые выпускники после полученного опыта выбирают профессии актёров и телеведущих.

Казалось бы, здесь всё идёт как по маслу. В 2000 году тверская гимназия стала победителем всероссийского конкурса «Школа года» в России. В 2006г и 2008г — победителем конкурса «Лучшие школы России» в рамках ПНПО.В 2015 году была признана лучшей инновационной базовой школой Тверской области. В том же году вошла в ТОП-100 лучших школ России по социально-гуманитарному направлению. В 2020г. под руководством стала Лидером рейтинга среди ОУ города по результатам независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности общеобразовательных организаций г. Твери и вошла в ТОП-10 Лучших школ Тверской области.

В 2021 г. ученики МОУ Гимназия № 12 стали победителями среди 700 школьных команд из 56 регионов России I Всероссийской олимпиады по функциональной грамотности «Учимся для жизни – стремимся в будущее!» для школьников 7-9-х классов и их педагогов-наставников.

В тесноте храма знаний

Но и у 12-й гимназии, на самом деле, есть и большая проблема – гимназия работает в две смены. «Образовательное учреждение сильно перегружено», – говорит Татьяна Валентиновна. Сейчас здесь обучаются 1850 детей, при наполняемости 1000 обучающихся.

Родителям и детям в своём большинстве крайне не удобно учиться во вторую смену: и дополнительные занятия поздно вечером, и некому отводить ребёнка, и уроки делать не с кем и так далее. Поэтому родители периодически обращаются в различные органы власти, чтобы они обратили внимание на проблему «второй смены» и решили вопрос с постройком новых помещений. Все понимают, что решить эту проблему гимназия самостоятельно не может на протяжении уже многих лет.

– Строить новое здание получилось, что нигде не удобно. Изначально поднимался вопрос о строительстве нового учебного корпуса на площади Капошвара — на месте бывшего трамвайного парка. Но этот вопрос вскоре был закрыт: на том месте требуются серьёзные археологические исследования почвы. Других площадей поблизости нет Сделать пристройки к зданиям (Желябова-22, Студенческий пер.11А и Желябова – 58) невозможно — не позволяют новые санитарные правила. Поэтому стараемся решить вопрос в рамках того, что имеем — расширяем взаимодействие с другими образовательными учреждениями, чтобы качественно реализовывать профильные программы обучения в рамках наших условий,

– объясняет Татьяна Валентиновна.

Конечно, удивительно: торговые центры в Твери растут как грибы после дождя, точечная застройка в центре города также постоянно прибавляет количество «приписанных» домов к гимназии. За гимназией закреплена довольна большая территория от Проспекта Победы до площади Славы и Театральной площади с другой стороны. Но земельный участок для строительства здания гимназии подобрать возможности нет.

Напомним, в 2018 году во время послания к Федеральному собранию Президент России Владимир Путин заявил, что к 2025 году все школьники страны должны учиться только в первую смену. После этого в каждом регионе, в том числе и в Тверской области, появилась соответствующая программа. Такого темпа возведения средних общеобразовательных учреждений не было со времён Советского Союза. Но пока, судя по ответу инициативной группе родителей, обращавшихся в Правительство Тверской области, предпочтение при строительстве новых школ отдано микрорайонам города Твери, где в 2019 году введены в эксплуатацию школы в Юности и Брусилово, а до 2022 года должны быть построены образовательные учреждения в Южном и Радужном.

Но Татьяна Слесарева надеется, что новое здание гимназии №12 обязательно будет. «Я в это верю. Без веры жить нельзя», – в завершении разговора сказала директор гимназии №12.

Фото: Многопрофильная Гимназия 12 города Твери

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

23
20
Главное Образование Общество

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

Смешно прям. Знания они дают. Школы после развала ничему не учат и не воспитывают детей. А родителей грузят не по детски. Раньше читать и писать учили в школе. А сейчас английский со второго и он уже читать должен уметь буквы. И ответственности школы не несут теперь за детей. Услуги они оказывают в сфере образования. И деньги дерут на всё и про всё. Убили образование и по нашей молодёжи это видно

13
2