Теплоходы «Волга-Волга»: выйдут ли они на рейд в следующем году?
Речной туризм в Твери дышит на ладан, а сами туристы, надеясь полюбоваться красотами города с воды, испытывают разочарование!
Жители Твери еще помнят времена, когда от дебаркадера, плавучей пристани в Горсаду, ежедневно и строго по расписанию отходили местные красавцы теплоходы «Владимир Ершов» и «Лиза Чайкина». От желающих прокатиться и посмотреть с Волги на тверские берега не было отбоя, особенно по выходным. Год назад все изменилось. Дебаркадер (плавучую пристань. – Ред.) из Горсада убрали. Официальная причина – понтон был установлен нелегально, без разрешений и проверок. В итоге место отправки теплоходов перенесли на Речной вокзал. С тех пор вместо отправки по расписанию теплоходы стали работать «по мере наполняемости». Совсем так, как работают частники, отправляющие из Твери в Москву маршрутки с Привокзалки. Тоже «по мере наполняемости»…
– В будний день ко мне приехала подруга с детьми из Москвы, и я решила показать им город, прокатившись на теплоходе, – рассказала Tverigrad.ru жительница Твери Виктория. – Мы пришли на Речной вокзал, зашли на борт теплохода, но нам сказали, что он отправится лишь тогда, когда наберется 20 пассажиров, тогда и будут проданы билеты. Причем «объяснили» нам это в достаточно хамской манере. В общем, мы с детьми пробыли на теплоходе 1 час 20 минут, но он так и не отправился. В итоге мы сошли на берег, отказавшись от прогулки. Больше всего обидно за детей — они были очень разочарованы…
Итак, туристам, среди которых были и дети, нахамили и не предоставили ожидаемую услугу. Вместо наслаждения от речной прогулки они, чувствуя себя «единицей наполняемости», получили разочарование, недоумение и в итоге отправились с плачущими детьми в Горсад на аттракционы. Там клиент оказался «всегда прав».
КТО РИСКУЕТ, ТОТ НЕ ПЬЕТ ШАМПАНСКОГО
Tverigrad.ru поговорил с Сергеем Усольцевым, директором компании «Волгари», которая и организует 45-минутные прогулки на теплоходе.
– Да, к сожалению, такие ситуации бывают, мы отправляем теплоходы по мере их наполняемости, иного выхода просто нет, – пояснил бизнесмен. – Во многом это связано с тем, что место отправки было перенесено из Горсада на Речной вокзал. Хотя понтон, который ранее находился в Городском саду, один из лучших в регионе и находится в прекрасном состоянии в соответствии с требованиями Речного регистра. На Речном вокзале работать очень тяжело, ведь центр развлечения у нас именно Горсад. Скажем так: за сезон нашими услугами воспользовались более 10 тысяч человек. Все они могли бы стать клиентами Городского сада. Так что, по моему мнению, город многого лишился, в том числе и с финансовой точки зрения, с переносом места отправки теплоходов.
– Отправление теплоходов по мере наполняемости, по сути, означает, что вы боретесь за выживание. Работаете «в минус»?
– Сезон этого года, как и сезон-2015, оказался для нас провальным. Мы, по сути, боремся за выживание и да, вы правы, работаем практически в минус. Окупаемость практически нулевая при том, что содержать одно судно — это миллионы рублей в год. Скажу такую вещь: уже в следующем году теплоходы «Владимир Ершов» и «Лиза Чайкина» могут перестать совершать прогулки по Твери. Есть вероятность того, что они будут работать либо в Москве, либо на Селигере. Это могло произойти и в этом году, но мы решили рискнуть. Риск себя не оправдал.
– Почему в городе практически отсутствует информирование – как тверитян, так и туристов – о том, что с Речного можно отправиться на теплоходную прогулку?
– Ну почему же отсутствует? В начале сезона мы даем информацию и на радио, и на телевидении. Основная масса жителей знают о том, что теплоходы отправляются с Речного вокзала. Другое дело, что людей очень трудно переориентировать на то, что мы оказываем услуги не в Горсаду, как раньше, а на Речном. Это вообще тупиковое место, до которого трудно добраться. Вот раньше, несмотря на практически полное отсутствие рекламы, для прогулки на теплоходе в Горсад приходило вдвое больше людей, чем сейчас. Так что считаю, что информирование — это не самый главный фактор в решении проблемы. Главное – это местоположение пристани.
– Дебаркадер из Горсада убрали из-за отсутствия разрешительной документации. Пытались ли исправить ситуацию, собрать необходимые документы, узаконить его на прежнем месте?
– Да, документы по тому же водопользованию в районе Горсада были направлены в министерство природы Тверской области. Однако ответа и решения по этому вопросу пока нет.
ИСЧЕЗАЮЩИЙ ВИД
После всего этого возникает вопрос: можно ли реанимировать умирающий речной туризм в Твери? и если да, то как это сделать? Безусловно, Речной вокзал – далеко не самое лучшее место с точки зрения туристического трафика, наполняемости теплоходов, и речникам нужна более «выгодная пристань», такая, какая была в Горсаду. Да и сам причал Речного далеко не безопасен. Что и подтвердила проверка, проведенная в июле 2016-го Тверской межрайонной транспортной прокуратурой. Прокуратура направила в суд исковое заявление об обязании Территориального управления Росимущества в Тверской области (в ведении которого и находится Речной вокзал. – Ред.) устранить нарушение требований технической эксплуатации причала, в том числе установить ограждение и запрещающие знаки. Однако пока, как говорится, воз и ныне там.
Но только ли в этом проблема? Может, дело еще и в том, что речники просто не могут или не в состоянии оказывать качественные и востребованные услуги? Начиная с масштабного информирования населения и гостей Твери о возможности прокатиться на теплоходе (реклама этого вида туризма в Твери практически полностью отсутствует, толика информации есть лишь в Интернете) и заканчивая абсолютным отсутствием экскурсионной программы.
– Программа у них довольно примитивная, да и в принципе в Твери не просто построить экскурсию по Волге, у города не очень много видовых точек, – пояснил корреспонденту Tverigrad.ru директор туристической фирмы “Тверской меридиан” Максим Соколов. – Теплоход за 5-10 минут «выкатывается» из центральной части города и попадает в одни промышленные зоны. Для туриста, который воспринимает полезную информацию, важно, чтобы она подкреплялась визуальным рядом. Возможно, имеет смысл создать компактную экскурсионную программу, изменив и сократив маршрут, «закрыв» его центральной частью Твери от Восточного до Старого моста. У нас есть хорошие видовые точки. Это малоэтажная застройка Затверечья, Екатерининский монастырь, весь ансамбль набережной Степана Разина, Городской сад, памятник Афанасию Никитину, набережная Афанасия Никитина, за Старым мостом видовая часть продолжается до Дворца спорта «Юбилейный» – обелиск Победы, сам Дворец спорта, просматривается Суворовское училище.
В целом, как это ни печально, Максим Соколов считает: все идет к тому, что этот вид услуг – прогулки на теплоходах – исчезнет в нашем городе.
НА ТЕПЛОХОДЕ БИЗНЕС «НЕ ИГРАЕТ»?
Как видим, у частников с водным туризмом в Твери, мягко говоря, не очень. Почему бы тогда прогулочный водный бизнес не взять в руки государству? Например, рассчитав доходность, преимущества для города и региона в имиджевом плане развития туризма, взять в лизинг новый красивый теплоход или выкупить, взять в аренду тот же «Владимир Ершов» и оставить его на плаву в Твери. Если задуматься, звучит не так уж и фантастично. Тем более что властями уже не раз заявлялось намерение развивать водный туризм в Тверской области как одно из стратегических направлений.
Напомним, что в конце июня в Завидово прошел Национальный туристический форум «Реки России». На форуме губернатор Тверской области Игорь Руденя подчеркнул, что благодаря средним и малым судам можно в разы увеличить посещаемость туристами Верхневолжья.
Другой вариант – не брать все в свои руки, начать государственно-частное партнерство с речниками. Попросту говоря, пригласить их к участию в реализации общественно значимых проектов (чем речной туризм не такой проект?) и помогать бизнесу остаться на плаву, разделяя финансовые риски, затраты, ну и в идеале – прибыль.
– Чтобы стать центром речного туризма, Твери необходима государственная поддержка, – пояснила Tverigrad.ru президент Ассоциации туризма Тверской области Ирина Шереметкер. – К сожалению, пока во всех регионах России этот вид туризма развит очень слабо. Судоходные компании находятся на грани выживания, флот не обновляется, бизнес на грани окупаемости. Надо помогать бизнесу продвигать это направление, системно заниматься решением проблем. На данный момент необходимо наладить работу по более масштабному информированию населения об услугах, оказываемых в этой отрасли, продвигать речные экскурсии.
Сезон навигации заканчивается. Прогулочные теплоходы прекратят курсировать по Волге в Твери 3о сентября. Так что их сохранение – это уже задача на следующий год. Или они «исчезнут», перекочевав в ту же Москву, или станут на прикол в Тверском порту, или этот вид туризма кардинально изменится и станет востребованным и прибыльным. Было бы желание…
КОММЕНТАРИИ 12 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Скажите спасибо Тимофееву.... С советских времён теплоходы отправлялись от пристани у гор.сада, А тут бац. с его приходом стало не законно...Весь речной вокзал и пол Твери сделал лысой на деревья и потихонечку ушёл.
Ну вообще-то спасибо надо сказать и самому владельцу понтона. Он служил не только для отправки судов, но и как большое кафе. Никто не интересовался, куда сливались канализация, отходы с кухни? В Волгу? Кто за слив отходов в Волгу? Чтобы уничтожить кафе, уничтожили и понтон. Владельцу понтона нужно выбирать - либо кафе либо кораблики. Узаконить понтон у горсада и нет проблем.
кафе, как мне кажется, больше напоминающее пивнуху, с рекламой пива на видовых местах города, в исторической ее части, что выглядело примитивно, отвратительно и убого.
Неправда написана.
Не год назад, а как мне кажется, уже в 2010 году, работали "как дикая деревня"
- «по мере наполняемости».
И, эта дикость, "по мере наполняемости" всех устраивала и руководство области, и руководство города и т.д.
А как сделать иначе? В хорошую погоду, да в выходные даже на Речном очередь стоит, а в будни и в дождь народу нет вообще. Спрос, как и погоду, угадать невозможно. Это же не регулярный рейс.
Элементарно: установить расписание как это принято делать во всех цивилизованных организациях, что бы народ мог планировать гарантированное путешествие, как, например, в Осташкове, и, подтягиваться к нужному времени, что бы это стало традицией.
И вообще, всякая уважающая себя организация, по закону, обязана иметь утвержденное расписание и график работы, а не нечто, напоминающее "как бык ........", то ли есь, то ли нет.
Нет расписания - какая может быть вообще лицензия на какую-либо деятельность ?
Плохо, что нет более продолжительных рейсов. Кстати, в Тверской области чудом сохранился регулярный маршрут т/х "Надежда" по маршруту Конаково - пос. 1 Мая. 2 рейса туда-обратно, каждый день. 2 часа в пути, стоимость 220 р. Можно организовать себе мини-круиз.
Серьезно что ли? Катер из детства, постоянно ездили с родителями к родственникам в Конаково, из Калинина на метеоре или ракете. Обратно в деревню, он тогда ходил подальше завода, до деревни Головино.
Эх, да...
А в начале 2000х, ходил катер до Путилова, тоже цена была рублей тридцать за четыре часа водной прогулки(туда и обратно).
Да, я в августе так покатался. И катерок именно тот, из детства. 1957 г. постройки. Можно доехать на автобусе до Конаково, погулять по городу, сходить в краеведческий музей, потом - 2 часа до п. 1 Мая, через пол-часа - обратно. По деньгам выйдет ок. 700 р.
Ничего у вас не будет ... правильные вы наши. Не будет точки общепита на пристани - не будет страховки для ведения бизнеса- не будет самого бизнеса. Можно здесь говорить много правильных вещей и умиляться собой ..НО, мы живем уже не в стране советов.
P.S. Для вдохновения, можете гулять у путевого дворца и пялиться на пластмассовые статуйки )))).
Конечно не будет, если бы хотели уже было бы...
"НО, мы живем уже не в стране советов.", а в городе ...... !
При этом, у части местных жителей есть исключительный талант делать все не как у людей, а все через ....