«Тверь старинная». История гавани и тверских судоремонтных мастерских первого Тверского порта и их исчезновения
Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют восемьдесят пятый выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.
Сегодня, глядя на заводь у обелиска Победы на левом берегу устья Тьмаки, трудно даже представить, что раньше тут кипела жизнь.
На самом деле, тут долгое время находились гавань, доки и тверские судоремонтные мастерские первого Тверского порта, которые были основаны в 1855 году на средства пароходного общества «Самолет». В 1854 – 1857-х годах там была сооружена искусственная гавань с двумя котлованами, стапелями и соединительным каналом (представьте себе, что общая площадь гавани составляла свыше 7 тыс. кв. м). Правда, историки обвиняют строителей в том, что они нарушили верхний культурный слой.
О том, что это за пароходное общество пассажирских перевозок «Самолет» можно прочитать здесь.
Чтобы было понятно, насколько это большая гавань, приведем слова составителей путеводителя по Волге Николая и Алексея Боголюбовых, которые в 1861 году посетили Тверь:
«Док и мастерские , принадлежащие пароходному товариществу “Самолет”, устроены при устье реки Тьмаки таким образом, что пароходы вводятся в док чрез ее устье для починок и на зимовку. Док вырыт в возвышенном левом береге Тьмаки близ Волги. На Тьмаке устроены три шлюза, два при самом устье, а третий несколько выше ворот, ведущих в док; на дне дока поставлены блоки, или шпалы, на которые и становятся пароходы. По окраинам дока устроены: механическая мастерская с потребными машинами, приводимыми в действие паровой машиной в 8 сил, и кузница для выковки мелких пароходных принадлежностей; тут же есть слесарни, котельная, магазины с запасными пароходными вещами и кладовые. Построение дока начато в 1854 году, он может вмещать 22 парохода».
На плане справа видно, как выглядела в то время гавань. Она был обнесена земляным валом высотой до 12 метров, при входе в ковш устроена шлюзовая перемычка 13 метров по левому берегу Тьмаки построены три деревянные платформы для ремонта и осмотра корпусов судов, в устье Тьмаки – деревянный шлюз шириной 13,16 метров, которые позволяли поднимать уровень воды на 2,9 метра и ставить суда на платформы, заводить их в ковши на стапеля.
В 213 метрах от шлюза вверх по Тьмаке сооружена Никольская перемычка , при помощи которой создавался подпор воды, дававший возможность осенью заводить суда на специальные ремонтные площадки, находившиеся по обоим берегам Тьмаки выше перемычки. В ковши и на платформы ставились только металлические суда и пароходы, за перемычкой – деревянные унжаки, тихвинки, соминки, третники и другие суда.
На рисунке видно, как вспоминают составители путеводителя:
«… далее вверх по Тьмаке, между этой рекой и шоссе, ведущим из города до Тверской станции Николаевской железной дороги, в урочище Лазурь есть природный овраг того же имени. В летнее время он обсыхает совершенно, но весною затопляется водою. Общество «Самолет» выбрало его местом для сбора новых пароходных корпусов, которые собираются здесь весной при водополье, выводятся чрез Тьмаку в док или на Волгу. С этой целью здесь, как и около дока, устроены мастерские и механическое заведение, приводимое в действие шестисильною паровою машиною».
Гавань исчезала медленно… После постройки в 1900 году арочного моста через Волгу в Твери проход больших судов был затруднен, и пароходное общество пассажирских перевозок «Самолет» стали собирать и оснащать близ Нижнего Новгорода.
А с постройкой в 1937 году Иваньковского водохранилища нужда в шлюзах, плотинах и перемычках на Тьмаке отпала. В 1968 году мастерские в устье Тьмаки были окончательно ликвидированы.
Хотя уже в 1966 – 1974-х годах все ремонтные работы осуществлялись на плавучей мастерской в Перемерковском затоне. Вот так теперь выглядит первая гавань Твери.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти