«Тверь старинная». Почему станция Николаевской железной дороги находилась в нескольких верстах от города
Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют сто двадцатый первый выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.
В 1851 году в Тверь пришёл новый для России вид транспорта – железная дорога. Девять лет создавалась железнодорожная магистраль, которая и по сей день остаётся редчайшей в мире по своей прямолинейности. Железнодорожный путь оказался на 60 км короче шоссе между Санкт-Петербургом и Москвой.
1 (13) ноября 1851 года состоялось официальное открытие Николаевской (Октябрьской) железной дороги между Петербургом и Москвой. Первый пассажирский поезд вышел из столицы в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву в 9 часов следующего дня, пробыв в пути 21 час 15 минут.
В 1851 году вышел в свет альбом акварелей Августа Васильевича Петцольда «Виды Санкт-Петербургско-Московской железной дороги». Здесь были представлены изображения связанных с этой дорогой объектов. Там есть и это фото – мост станции Тверь, по которому движется «огнедышащее чудо», то есть паровоз…
Под впечатлением от невиданной для России железной дороги Фёдор Глинка в одном из своих стихотворений так описал ее:
«…А там, вдали, мелькает струйка,
Из-за лесов струится дым:
То горделивая чугунка
С своим пожаром подвижным…»
В погоне за прямизной создатели магистрали проложили дорогу без захода в попутные города. В результате комплекс железнодорожной станции Тверь возник на значительном удалении от города, с которой получил связь посредством Станционного шоссе (теперь это проспект Чайковского).
В XIX веке Тверь имела совершенно другие границы и иной ритм жизни, которые сложно представить нашему современнику. Как уже было сказано выше, станция Николаевской железной дороги находилась в нескольких верстах от города, а у Горбатого моста, например, в Заволжье, проводились загородные пикники.
И представьте себе, что в районе современной Комсомольской площади простирались вагонные земли и шумели могучие сосны Малой Жёлтиковой рощи.
На пустом месте у вокзала возник целый посёлок путейцев и железнодорожных рабочих. Только в мастерских при станции работали более 350 человек. Появились сооружённые по проекту архитектора Р.А. Желязевича типовые здания депо и вокзала (подробнее об этом читайте здесь).
Вплоть до начала XX века станция жила своей особой жизнью, почти не связанной с городской. Долгое время она освещалась стеариновыми свечами. Газовое, а позже электрическое освещение пришлось бы слишком далеко тянуть сюда от города. Часы на станции на 10 минут отставали от городских: как и все железные дороги, станция Тверь жила по петербургскому времени (так называемому времени Пулковской обсерватории), а город Тверь – по московскому.
Постепенно обособленность станции от города начала сглаживаться. Уже к концу XIX века сюда добрались фабричные предместья растущей Твери. Окончательно вокзал был включен в черту города к 30-м годам прошлого века.
Источник: Свод. 1, 627–634; Тверь 100. 1, 66, 67. ; альбом акварелей Августа Васильевича Петцольда «Виды Санкт-Петербурге-Московской железной дороги»; Энциклопедический справочник. Тверь. 1994. С. 160; Финкельштейн В. Летопись Твери. Тверь. 1996. С. 209; (Статья из книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь / Ред. А.Б. Стерлигов. – Тверь; ЗАО Литера-М; – 2000.) К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц.
Используются фото и из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий 1978 года и автора
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
что такое вагонные земли?