Управляя заносом: профессиональный автогонщик рассказал о значимости контраварийного вождения на дорогах Твери

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Многократный чемпион России по автоспорту Евгений Павлов дал советы начинающим водителям, и автомобилистам, считающим себя опытными за рулём.

На «Пилот-Радио» — новый сезон программы «Тверские дороги безопасности». Это совместный проект с Госавтоинспекцией Тверской области. Дорожная ситуация в регионе, ДТП и их разбор, культура вождения и профилактика аварий. Эти и другие темы вы можете услышать в радиоэфире на частоте 102.7 fm. В выпуске программы от 13 октября гостями в студии были начальник ОГИБДД по городу Твери Сергей Максимихин и многократный чемпион России по автоспорту, герой проекта «TVERTEAM. История успеха», президент джип-клуба «Лебедушка» Евгений Павлов. Тема программы, аудиозапись полной версии программы можно прослушать на сайте «Пилот-Радио» в разделе «Подкасты» — основные причины ДТП и особенности контраварийного вождения.

Получение водительского удостоверения вовсе не означает, что, окончив автошколу, её выпускник станет хорошим водителем. Сегодня в автошколах не учат профессиональному вождению, а «дрессируют» на сдачу экзамена. Это сводится к зубрёжке билетов ПДД и рекогносцировке экзаменационных маршрутов. В итоге преодолев все этапы экзамена, и получив водительское удостоверение, автомобилист уходит в «свободное плавание» совершенно неготовым оказаться в плотном транспортном потоке. И тогда водитель начинает совершать ошибки, которые иногда становятся роковыми.

– Основная ошибка – это скорость. Особенно для молодёжи. Не столько скорость в абсолютных цифрах, 30, 60, 200 км/ч, а скорость в данный момент времени. Для данного человека и для данной погоды. Скоро придут первые заморозки, первая гололедица. Вроде асфальт сухой, а перед светофорами торможением накатывают лёд. Начнутся такие аварии на светофорах. День жестянщика, как говорят. Водители начинают тормозить, вроде до этого машина держала дорогу, а тут начала скользить. Объективно, она должна на этом участке скользить. Кто об этом не знает, не думает, тот попадает в ДТП. Если говорить о молодёжи, то этот опыт они приобретают, учатся именно на своих ошибках. Дистанция, скорость, понимание, что могут выехать с другой дороги. Человек может ехать по главной, а со второстепенной дороги могут выехать, ты как водитель, должен это предвидеть. Нужно анализировать, куда в тот или иной момент деться, если не успеешь затормозить, – объясняет Евгений Павлов.

Ошибки не зависят от возраста водителя, сядет он за руль в 18 лет, или в 40. Тут роль играет общий водительский стаж, который, пожалуй, правильно будет измерять не сроком владения водительскими правами, а как в авиации – часами «налёта», или точнее, «наката».

– Я веду детскую школу. Начинаю детишек учить с 10-11 лет. Они еле-еле достают до педалей. Само понимание машины, его легко заложить в детстве. Зачастую люди, которые всю жизнь ездят за рулём, они могут и не уметь нормально ездить. Их переучить намного сложнее, чем научить детей. Ошибки по посадке, по тому, как нужно крутить руль, то есть такие базовые вещи, которые позволяют избежать большинство нештатных ситуаций. Я обычно говорю, что есть люди, которые умеют водить, а есть люди, которые перемещают себя в пространстве. Доехать можно, но они не готовы к любой нештатной ситуации. Нужно работать над собой. Я всю жизнь занимаюсь автоспортом, тем не менее, я каждую зиму выезжаю на лёд, ловлю такое состояние, когда машина потеряла контакт. Я вспоминаю каково тормозить на льду, как нужно тормозить, как рулить на льду. За лето это уходит, уходит навык, – рассказывает автогонщик.

По мнению Евгения Павлова, в автошколах акцент делают на изучении Правил дорожного движения, а не на мастерстве вождения машины. Понимание машины – это сложный процесс, который невозможно заложить за время обучения в автошколе. Любый контраварийные меры закладываются на мышечных чувствах и на рефлекторике.

– Это можно дать человеку, но если он не будет это постоянно тренировать в себе, то это быстро уйдёт. Давать такие знания, конечно, было бы полезно. А далее выбор человека: забыть или далее это совершенствовать. В парке Павлова есть специальная трасса под скоростное вождение для гражданских машин. Мы её зимой профилируем, постоянно грейдируем. Там есть специальные зоны вылета. Ты переборщил, ты вылетишь. Мы провоцируем, делаем специальные углы. Это делается для того, чтобы люди вылетали там с дороги, а не в городе, на дороге общего пользования. На специальной трассе это безопасно. Есть ещё момент психологический, шоковый. Если с тобой это происходит первый раз, то человек теряется, жмёт на тормоз и остаётся на милость судьбы. Когда человек попадает в такую ситуацию раз пять, то на шестой задумывается, что можно сделать. Например, на гонках, мы теряем контакт с дорогой сотню раз. Если бы у нас хоть раз началась паника, то всё, никуда бы никогда не доехали. Ты просто это механически отрабатываешь, знаешь, что делать, – обозначил многократный чемпион мира по автогонкам.

Если убрать на дороге фактор стресса, то это уменьшит количество аварий. Для того чтобы его ликвидировать, нужно накатать этот инстинкт на специальных площадках. Такую планируют открыть зимой в парке Павлова – залить большой автомобильный каток, на котором будет возможность отрабатывать потерю контакта автомобиля с дорогой – одна из самых частых причин аварий.

Ещё одна из проблем начинающих водителей – отсутствие понимания и ощущения габаритов машины и дистанции. Возникает проблема: молодой водитель едет либо очень близко к впереди едущей машине и не успевает вовремя затормозить, либо оставляет такое расстояние, что в это промежуток может вклиниться другая машина.

– Что мешает водителю поставить вешку где-нибудь на пустой дороге, остановиться перед ней? Смоделировать ситуацию, выйти посмотреть сколько до неё осталось. Не зря на автобанах, обычно на европейских, рисуют 3 чёрточки, водитель едет, видит три чёрточки, они обозначают безопасную дистанцию. Почему не тренировать габариты? Ездить мимо конусов. Есть два варианта, Первый – почувствовать габариты с помощью конусов и колышков. Второй вариант: водитель будет «цеплять» другие машины, – даёт советы Евгений Павлов.

Мы часто слышим о таком термине, как контравариантное вождение. Это техника, которfя призвана познакомить водителя с экстремальными ситуациями и с особенностями управления собственной машиной. В ходе занятий в классе и на автодроме моделируются экстремальные ситуации и разбираются пути выхода из них. В автошколах такому не обучат. Этому нужно научиться самому.

– Часто на дороге возникают нештатные ситуации. Может машина выехать со второстепенной дороги. Если мы видим, что она выезжает, то мы можем успеть сместиться. Если она совсем внезапно выехала, то эта ситуация ещё не аварийная. Если водитель её начинает на ранней стадии устранять, например, снизил скорость, наметил траекторию как можно объехать, то можно её погасить. Контраварийка – это по сути дела защитное вождение. Это предупреждение ситуаций, которые могут возникнуть. Это умение пользоваться машиной. Мало кто знает, что самый эффективный способ торможения – это вращение. А еще меньше людей умеют его применять, – объясняет президент джип-клуба «Лебёдушка».

Аварийное торможение вращением позволяет «закручивать» тормозной путь в спираль, останавливаться практически мгновенно, безопасно, на короткой отрезке. Для того, чтобы его применять, нужна основательная подготовка, которая как раз и прививается в ходе обучения контраварийному вождению.

– Если не хватит тормозного пути педалью, поставил машину боком, затормозил боком, потом вернулся обратно. Это вещи, которые позволяют избегать аварий. Чем раньше человек начнёт «гасить ситуацию», тем меньше вероятности довести её до аварии, – добавил Евгений Павлов.

Механизм аварийного торможения вращением связан с переводом поступательного движения во вращательное и снижением скорости за счет интенсивного бокового скольжения задних колес. Тормозной путь задних колес скручивается в спираль, и этим объясняется высокая тормозная динамика.

Также Евгений Павлов напомнил об одном из самых главных правил для водителей – не забывать о том, что безопасно двигаться только со скоростью потока.

– Когда ты едешь в потоке, то это максимально комфортно. Если ты едешь быстрее, ты напрягаешь поток. Едешь медленнее, тоже напрягаешь поток. Ты провоцируешь некие ситуации, которые могут быть аварийные. Самая безопасная езда – это езда со скоростью потока. Даже если для тебя комфортная скорость 40 км/ч, а все едут 60, надо учиться ездить 60 км/ч. Если ты едешь в данной ситуации 40, то это более опасно. Я не говорю, если все едут 90 км/ч, а ты морально не готов, то ты должен тоже ехать с такой скоростью. Нет! Это не так. Человек, который выехал на дорогу, он уже сдал экзамены, он умеет водить, конечно, он должен уметь ездить и 60, и 90 по трассе. Если в автошколе все часы вождения потратить на прохождение одного и того же маршрута, который будет принимать ГИБДД, не вывозить человека на трассу, на трассе он потом будет иметь проблемы. Там скорость выше. Она может быть не очень высокой, но она выше. Это уже психологически сложно. На мой взгляд, инструкторские машины должны моделировать ситуации, которое есть в реальности, – подводит он итог программы.

Также в рамках выпуска «Тверских дорог безопасности» руководитель отдела ГИБДД по городу Твери рассказал, кто чаще всего попадает в ДТП в Твери.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

7
0
Telegramm Главное Транспорт

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .