В Твери гаишники старой закалки вспомнили о культурных водителях, лихих 90-х и о борьбе с позором в своих рядах

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Накануне праздника ветераны ГАИ рассказали Tverigrad.ru о том, какой была служба в прошлом веке.

3 июля Госавтоинспекция России отмечает свой день рождения: службе исполняется 81 год. За свой долгий путь ведомство претерпело множество метаморфоз, но главная задача остается неизменной – хранить порядок на дорогах.

В связи с увеличением количества автотранспорта в СССР к началу 1930-х годов возникла необходимость организации и упорядочивания движения. Уже в мае 1931 года при управлении РКМ Москвы был образован специализированный отряд регулирования уличного движения, начальником которого был назначен депутат Моссовета Борис Михайлович Соколов, а старшим инспектором – Василий Сергеевич Чугунов.

Из него уже возникла автодорожная инспекция Центрального управления дорожного транспорта, которая и занималась вопросами обеспечения безопасности дорожного движения вплоть до 1936 года.

Но индустриализация страны и бурное развитие автомобильного транспорта повлекли за собой необходимость его государственного учета.

Вместе с тем появилась потребность в контроле за техническим состоянием машин, повышении уровня подготовки водителей, необходимость квалифицированного надзора за дорожным движением и его организации. Всё это потребовало изменения форм и методов управления потоками транспортных средств и пешеходов. Так и появилась 3 июля 1936 года вместе с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в системе Рабоче-крестьянской милиции Государственная автомобильная инспекция. В Калининской области первые патрули вышли на дороги в 1937 году.

Пешие гаишники

Это сейчас экипажи ГИБДД вооружены современными техническими средствами. Раньше было по-другому. О том, как же служилось в ГАИ в прошлом веке, Tverigrad.ru рассказали ветераны службы Михаил Павленко и Сергей Агамалов.

Командир взвода проверяет готовность своих сотрудников перед выходом на службу.

– Машин тогда практически не было. Машина была у командира батальона и у командира взвода. Остальные патрулировали на мотоциклах. Из техники у нас был дистанционный измеритель скорости ДИС-40. Эта такая фара с большим ящиком. Крепилась куда-нибудь она и камертоном настраивалась, – вспоминает свои первые годы службы ветеран ГАИ – ГИБДД Михаил Павленко, поступивший на службу в Госавтоинспекцию в 1977 году.

Михаил начинал службу пешком. В то время, чтобы сесть за руль мотоцикла, важно было хорошо и правильно себя зарекомендовать.

О машине и вовсе речи идти не могло. Четырехколесный транспорт выделялся только для командиров. Да и с остальными техническими средствами было туго. Прогресс в те годы еще не дошел до своей кульминации, и вместо автоматической фиксации нарушений использовался только глаз инспектора. В наше время даже с современными средствами видеофиксации у водителей возникает множество претензий к сотруднику ГИБДД, а еще каких-то 30 лет назад он был на дороге авторитетом и его неукоснительно слушались.

Доверие и только доверие

– Народ был тогда совсем иной, куда добрее, чем сейчас. Конфликтных людей было очень мало. Всегда бывают конфликтные люди, но в большинстве случаев тогда они были куда менее озлобленные и более законопослушные. Никакой фотофиксации тогда не было, и достаточно было сказать водителю, что вот, вы превысили скорость, и водитель практически никогда не оспаривал свое нарушение. И это было на совести инспектора, который озвучивал ту скорость, с которой ехал водитель, – вспоминает 80-е годы на службе в Калининской Госавтоинспекции ветеран ГАИ Сергей Агамалов.

Спорили водители с инспектором редко. Закон есть закон, а потому гаишник – авторитет на дороге. Сегодня ситуация совсем обратная.

– Раньше, если ты остановил водителя, он не спрашивал о цели остановки. Ты к нему подходил, представлялся, просил документы, и он покорно всё рассказывал, показывал. Груз посмотришь, накладные бумаги, если это грузовик. Не было у водителей вопроса «Зачем вы меня остановили?». Это потом уже появилось, что якобы бесцельная остановка запрещена, когда началась демократизация общества. Но бесцельно, от нечего делать инспектор машину никогда не останавливает, – дополнил воспоминания Сергея Михаил Павленко.

Мотоцикл был раньше главным транспортом инспектора ГАИ, но и его нужно было заслужить хорошей службой.

К слову, возвращаясь к вопросу о культуре водителей в прошлом веке. Во времена Советского Союза инспектора дежурили по одному. Даже не у каждого был с собой пистолет. Но время меняется, и на смену тихой жизни «под красным флагом» пришли «лихие 90-е».

Патрули начали усиливать, экипаж состоял строго из двух человек, а каждого инспектора вооружили.

Участились случаи нападения на сотрудников Госавтоинспекции. Для службы настал новый виток истории, к инспекторам изменилось отношение. Впрочем, и у некоторых инспекторов к водителям – тоже.

Трудное время

– Был период в 90-е годы, пошел достаточно большой поток сокращений из армии, и в органы пришло большое количество военных, которых сократили. И как раз этот период был ознаменован тем, что значительное количество людей, пришедших из рядов Вооруженных сил, были либо уволены за взятки, либо их посадили в тюрьму, – рассказал Сергей Агамалов.

Конечно же, руководством проводились проверки, выявлялись взяточники, пресекались предпосылки к взяточничеству.

Но тут надо четко понимать, что есть разграничение, пришел ли человек на службу по призванию, или же ради своей выгоды. В 90-е годы людей второго типа было больше, а отсюда и анекдоты про Госавтоинспекцию.

Проверка технического состояния транспорта тоже некогда была возложена на ГАИ. Сегодня этим занимается Ростехнадзор.

Тогда старались взятки не афишировать, и если кто попался, то ему предлагали уволиться по собственному желанию, чтобы на службу не падало пятно. В связи с этим возникла текучка в кадрах: люди пришли, что называется, набивать карманы, а им не дают.

Сергей Агамалов в то время уже был командиром взвода в городском батальоне, и с такими случаями он сталкивался лично.

– Останавливаю я машину, а водитель мне и говорит: «Командир, меня только что проверяли, у меня все нормально». А вижу, что у человека какое-то нарушение было. Что-то с техническим состоянием связанное. Я и спрашиваю, мол, кто проверял. А он в ответ: «Да я же уже решил вопрос, товарищ инспектор». Я говорю: «А как решил вопрос?», – вспомнил служебную историю Сергей Геннадьевич.

Выяснилось, что водитель дал пяток аудиокассет сотруднику ГАИ, после чего тот его отпустил. Затем последовала беседа с инспектором-взяточником, кассеты его попросили вернуть автомобилисту, а самого – написать заявление по собственному желанию. И это случай не единичный.

Конец 90-х и начало нулевых годов были достаточно трудным периодом для службы. Сюда хлынул поток людей, жаждущих наживы и легких денег.

Впрочем, говорить про какой-либо определенный период во взятках будет неправильно. Были они всегда, и теория мздоимства известна еще со времен Петра Первого. Случаи подобные были и в СССР, и имеют место быть сейчас. Просто всё зависит от человека.

«Будьте добрее»

Но время шло, контроль ужесточался, ответственность повышалась. Вместе с этим и количество людей, которые пришли на службу по призванию, тоже возрастало. Материальная база и техническое оснащение тоже шли в гору. Патрульные «копейки» и «девятки» сменились иномарками, состав инспекторов увеличился, а ГАИ переименовали в ГИБДД. Правда, взаимопонимание с водителями уже другое.

Настоящих шоферов-профессионалов на дорогах все меньше.

И причиной тому – недостаток подготовки в автошколах, а у самих молодых водителей – нежелание учиться. Множество автолюбителей уверены в своей правоте и безнаказанности, от чего служба легче не становится. Отсюда и напутствие всем участникам дорожного движения.

– Чисто человеческое отношение должно быть всегда. Бывает, человек сломался на дороге, а никто не останавливается даже. Бывает, что нет у человека балонника, чтобы колесо отвернуть, или запасное колесо оказалось ненакачанное. А никто не останавливается – боятся. И тут на помощь приходят инспектора, – говорит Сергей Агамалов.

И сколько таких историй, что водитель пробил колесо, а запаска оказалась пустой.

Осенний вечер, уже темнеет, и нет никакой помощи. Вдруг подъезжает патрульная машина, инспектор взял запаску, отвез на шиномонтаж, привез и помог поставить.

– Вот какое отношение должно быть. И тогда какая-то обратная связь будет налаживаться. Когда участники дорожного движения будут мыслить так же, как те, которые сидят в патрульном автомобиле. Тем более сейчас все мобильны, каждый инспектор на автомобиле. И инспекторам необходимо быть «заточенными» на ту задачу, которую выполняет ГИБДД. Всё зависит от ответственности людей в погонах. И само собой, обратная взаимосвязь от участников дорожного движения будет, когда мы начнем на это обращать внимание, – завершил разговор Сергей Агамалов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

14
4
Социум Транспорт

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .