В Тверской области поисковики нашли сбитый самолёт, эксперты устанавливают имя пилота
Истребитель Як-9У 75 лет пролежал в болоте на границе Лихославльского и Спировского районов, найти его поисковикам помогли местные жители.
На границе Лихославльского и Спировского районов Тверской области поисковики подняли фрагменты советского истребителя Як-9У. Место падения самолёта было установлено благодаря воспоминаниям местных старожилов – бесценных свидетелей тех страшных событий.
Как выяснили поисковики, истребитель потерпел крушение в 1944 году. Он нашёл свой последний приют в болоте. Непроходимые топи в этих местах тянутся на несколько километров. Специалисты вели работу в тяжелейших условиях. Чтобы начать извлекать самолёт, им пришлось ждать морозов: они в этом деле сыграли поисковикам на руку. Иначе болото просто засосало бы технику и членов экспедиции.
К предполагаемому месту катастрофы на протяжении пяти лет выходили разные отряды поисковиков, обследовали его при помощи металлоискателей. Но найти самолёт не удавалось. Лишь в начале января 2019 года члены общественных поисковых объединений «Звезда», «Земляки», «Исток» и «Тверичи» вышли на след. В экспедиции принимали участие около 20 человек.
Первоначально специалисты думали, что извлекают из болота истребитель-моноплан ЛаГГ-3. Дело в том, что во времена войны в том районе находилось три аэродрома, на которых базировались именно эти самолёты. Но по фрагменту металлического крыла удалось определить, что трясина засосала Як-9У.
– В 1944 году регион был освобождён от немецких войск. Однако здесь недалеко расположены железнодорожные станции Спирово и Калашниково – главные тыловые коммуникации. Немецкие самолёты их часто атаковали, а наши истребители ввязывались в бой с врагом. Возможно, один из них оказался сбит, – делится мыслями Смирнов. – Можно также предположить, что у самолёта отказал двигатель во время перебазирования.
Эксперты считают, что катастрофическое падение истребителя маловероятно. Скорее всего, он совершил экстренную посадку на воду. Здесь раньше было озеро, которое со временем превратилось в топкое болото.
– На Як-9 часто размещали бомбы. То есть на месте крушения наверняка образовалась бы воронка, и разброс фрагментов был бы большим. Но в данном случае мы находили детали в радиусе 30-40 метров, – рассказал другой участник экспедиции Александр Мистров. – Самолёты часто совершали аварийные посадки именно на водную гладь, поскольку там нет деревьев.
Останков лётчика не было обнаружено, возможно, ему удалось спастись. Есть ещё один факт, который указывает на благоприятный исход приводнения самолёта. В нескольких метрах от воздушного судна – воронки от бомб. Как рассказали специалисты, истребители, совершающие экстренную посадку, перед этим опустошают свои бомболюки.
Тем не менее участники экспедиции уверены, что перед падением самолёт горел: все его детали в копоти. В общем, белым пятном сейчас остаются события 75-летней давности, которые привели к крушению Як-9У. Но эксперты уверены, что восстановить полную картину поможет фрагмент двигателя, на котором имеется пятизначный номер. Это самая ценная часть в поисковых работах. Чтобы отыскать эти цифры, у специалистов ушло около трёх недель. С помощью специальной базы можно соотнести номер двигателя самолёта и состав экипажа. Тогда есть надежда узнать имя пилота, который вёл бой в небе над Лихославльским районом.
– Но имена очень многих не могут быть восстановлены из-за одного препятствия: до сих пор засекречены многие военные архивы. Гриф секретности, например, накладывался на спецзадание, либо когда в авиационные полки поступали усовершенствованные самолёты. А буква «У» в названии самолёта Як-9У как раз означает «улучшенный», – объяснил Смирнов. – Надеемся, что проблем с доступом в архив у нас не возникнет.
Добавим, что поисковые работы проходили в рамках проекта «Воздушные рабочие войны. Калининский фронт». Он направлен на сохранение и увековечивание памяти о лётчиках Военно-воздушных сил РККА, воевавших в годы Великой Отечественной войны в период 1941 – 1943-х годов на территории Тверской области. В рамках проекта поисковики уже извлекли самолёты в Зубцовском и Бологовском районах.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
А буква «У» в названии самолёта ЯК-9У как раз означает «усовершенствованный», – объяснил Смирнов... цитата.
На самом деле Смирнов оговорился.
Литера "У" в названии самолёта Як-9 означает - УЛУЧШЕННЫЙ.
Як-9У оказался последним из самолетов Яковлева, построенных в военное время крупной серией. Всего был выпущен 3921 самолет Як-9У с апреля 1944 по август 1945 года. Этот самолет был недоведенным, и лишь большим доверием вождя А. Яковлеву или откровенной фальсификацией реальной боеспособности истребителя при докладе вождю можно объяснить факт столь поспешного запуска этого истребителя в серийное производство.
Объективными причинами крупномасштабного производства этого фронтового истребителя являлись его дешевизна и простота в производстве, а также легкость освоения пилотами низкой и средней квалификации. Это позволяло быстро восполнять потери и обеспечивать многократное численное превосходство на завершающем этапе войны.
Истребители Як-9 понесли наибольшие потери среди крупносерийных одномоторных истребителей антигитлеровской коалиции. Однако вклад самолетов этого типа в завоевание превосходства в воздухе и, в конечном итоге, в победу в Великой Отечественной войне является самым большим!
Находка наших поисковиков и реставрация самолёта будет новым вкладом в память о Великой Отечественной войне в которой мы сумели одержать победу на фашистским зверем и уничтожить его логово.
Светлая память всем павшим ради нас и ради нашего будущего.
Вечная память их бессмертному подвигу.