Вечно молодой, вечно ищущий: Тверскому ТЮЗу исполнилось 90 лет
Тверской театр юного зрителя создавали молодые люди, и заряд молодости из него не ушёл. Tverigrad.ru выяснил, чем живёт культурное учреждение, работающее для самой требовательной аудитории – детей.
Сатирик Владислав Гжещик метко сказал: «В театре жизни единственные настоящие зрители – дети». Тверской театр юного зрителя ежегодно дарит тысячам юных зрителей возможность прикоснуться к прекрасному. Впрочем, судя по восторженным отзывам в соцсетях (а это всё-таки маркер успеха в XXI веке) погружаться в атмосферу чуда и радовать своего «внутреннего ребёнка» охотно готовы и взрослые.
Надо отметить, что Тверской театр юного зрителя во многом стал ориентироваться не только на совсем юную аудиторию, но также на подростков, юношей и, что уж греха таить, на категорию «18+».
Истоки
В январе далёкого 1932 года в Калинин прибыла труппа молодых артистов во главе с режиссёром Николаем Градовский. В стране начинался голод, ситуация в областном городе была сложная, органы власти менялись и переименовывались, но необходимость в новом культурном учреждении назрела. Учитывая, что театры для детей зародились ещё в 1918 году.
А уже 14 января в новом театре представили премьеру спектакля «Фриц Бауэр». Это пьеса была написана в 1929 году драматургами Наталией Сац и Верой Селиховой. Она рассказывает о классовой борьбе в Германии в начале XX века и об участии в ней детей рабочих.
14 января 2022 года актёры Тверского ТЮЗа провели читку пьесы «Фриц Бауэр» (14+). Это стало своеобразным «мостиком» между эпохами.
– В этой пьесе сохранилась искренность, которую сейчас подчас не встретишь в произведениях авторов. Очень важно понимать, за что боролись в те годы люди, чтобы вынести из этого уроки, – обозначил на читке пьесы режиссёр Иван Пачин.
Условия работы в 30-е годы ХХ века для молодого коллектива были непростые. В 1934 году, отчитываясь в горком, Калининский ТЮЗ написал обращение: «Нашему театру не дают жить и не хоронят. У нас нет своего помещения, а вы постоянно выдвигаете нам невыполнимые требования». Труппа выступала в разных ДК, летом актёры готовили спецпрограмму на эстраде горсада.
В месяц Калининский ТЮЗ посещали около 6000 зрителей. Каждый год нужно было подготовить четыре новых детских спектакля и две крупные постановки для работающей молодёжи.
В 1935 году театр начал работать в здании бывшей церкви, где сейчас располагается библиотека имени Горького. Худруком стал 24-летний артист Юрий Киселёв. Репертуар молодого театр был достаточно разнообразен – от классики до современных авторов, от Островского и Мольера до Крона и Шварца.
Калининский ТЮЗ смог в 30-х годах пройти, как сейчас бы сказали, в финал Всесоюзного смотра театров. История, которую передают из поколения в поколение, гласит, что после спектакля «Сказки о храбром Кикиле» за кулисы поднялся сам Михаил Калинин (на тот момент Председатель ЦИК СССР от РСФСР. – Ред.) и горячо жал руки артистам, выражая своё восхищение их талантом, а потом на перроне он вручил им ключи от новых квартир.
В период Великой Отечественной войны театр не работал. Артистов эвакуировали в Саратов, где они создали новый театр юного зрителя.
В 1960 году Калининский ТЮЗ не только возродился, но также стал располагаться в том здании, где находиться сегодня.
– Наш театр – это порядка трёх тысяч квадратных метров. Это по меркам молодёжного театра, ТЮЗа, половина, что должно быть. Наш театр всё-таки, образно говоря, это «входная группа – гардероб – зрительный зал», даже фойе, как такового, нет. Поэтому у нас мысли о реконструкции театра с опорой на нацпроект «Культура». Губернатор Тверской области Игорь Руденя не раз обращал внимание, что учреждения должны активно работать по этому нацпроекту, – рассказывает директор Тверского ТЮЗа Александр Бахарев.
Александр Бахарев руководит учреждением культуры с 2005 года и смог подчинить работу коллектива общей цели служения искусству.
Возвращаясь к истории. Эпохи сменяли одна другую – главрежами театра становились и Николай Маршак (брат всем известного детского писателя Самуила Маршака), и Роман Виктюк, чьи спектакли приезжали смотреть взыскательные столичные зрители, и многие-многие другие.
Невозможно, да и не нужно, пересказывать в подробностях все этапы жизни Тверского ТЮЗа. Его история рассказана на сайте театра, но нельзя не упомянуть, хотя бы в двух словах, работу в Тверском ТЮЗе Ларисы Леляновой. Она трудилась в театре с 1992 по 2005 годы, сначала как приглашённый режиссёр, затем как худрук. Когда в 1997 году назначение на должность главного режиссёра ТЮЗа Ларисы Леляновой была под угрозой артисты устроили трёхдневную забастовку, так был востребован талант Ларисы Олеговны.
– Тогда театр засверкал! Представьте, спектакль по Гансу Христиану Андерсену идёт под музыку Майкла Джексона. Дети были в восторге. К примеру, на «Русалочку», насколько мне известно, 7-8 лет невозможно было попасть – показы шли с аншлагами, многие дети несколько раз смотрели его, – отмечает киновед, театральный критик Валерий Смирнов.
В моменте
Современную жизнь Тверского ТЮЗа определяют спектакли таких режиссёров, как Иван Пачин, Вероника Вигг, Екатерина Гороховская, Филипп Гуревич, Евгений Зимин, Наталья Лапина, Талгат Баталов и многие-многие другие. Театр активно приглашает постановщиков, которые работают по всей России. Спектакли зачастую отличаются новаторским подходом. Как к современной драматургии, так и к классической.
Стиль работы ТЮЗа, надо сказать, определило сценическое произведение 2007 года – трагикомедия «…Забыть Герострата!» по Горину в постановке заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Ульяновского ТЮЗа Эдуарда Терехова.
Если прочитать описание только одного «Герострата», легко можно понять, в каком направлении пошла драматургическая и сценографическая мысль ТЮЗа:
«Необычные декорации в виде висящих в воздухе полупрозрачных конструкций, олицетворяющих зыбкость нашего мира автором которых стал заслуженный артист РФ Александр Евдокимов, стильное музыкальное оформление, яркие актёрские работы».
От себя добавлю – ещё и необычные костюмы, так сказать, вневременные, непривязанные к эпохе.
Спектакль по Горину шёл в Твери больше 10 лет и пользовался бешенной популярностью. В интервью, которое ваш покорный слуга брал у заслуженного артиста РФ Андрея Иванова в 2018 году, ведущий мастер сцены тепло отзывался о текстах Горина и самой постановке.
– Для меня вся творческая биография делится на период до «Герострата» и после. Он завоевал народную любовь – востребованность подтверждают и полные залы, и нескончаемые аплодисменты стоя, и бурные эмоции. Работа стала новым качественным скачком, театр начал переходить на другой уровень. И по стилистике, в том числе. Тогда шёл второй год, как с поста главрежа ушла Лариса Лелянова, был некоторый спад. А драматургия Горина вернула ажиотаж и полные залы. Затем последовали победоносные «Фауст», «Тартюф» и т.д. – делился тогда эмоциями артист Андрей Иванов.
Но, несмотря на все эксперименты, Тверской ТЮЗ продолжает, как и 90 лет назад нести не только развлекательную функцию, но также воспитательную и просветительскую. И для детей, и для молодёжи.
– Мы обязаны представлять и современные истории, и классические, которые делают интересные режиссёры. И наша миссия, будем смело говорить – воспитательного плана, никуда не делась. Она не должна быть назидательной и в лоб, но мы должны предложить молодым людям задуматься о самых непростых вещах, не давая ответ, а только задавая вопрос, давать пищу к размышлению, – подчёркивает директор ТЮЗа Александр Бахарев.
Этот посыл перекликается с мыслью и главрежа театра Виктора Антонова, который возглавлял ТЮЗ в 70-е годы. Он считал то, что нужно «жить проблемами детства».
– В ребёнке надо уметь предвидеть человека, – говорил он в интервью газете «Смена», номер от 11 октября 1972 года, – И не только предвидеть, но и активно участвовать в создании завтрашнего гражданина: патриота, мыслителя, борца за счастье человечества. Зародыши взглядов на людей, на общественные явления с возрастом превращаются в убеждения. Потому-то так важно, чтобы твой спектакль нёс юным зрителям высокую, благородную идею.
Широко и наглядно с историей Тверского театра юного зрителя можно будет познакомиться в будущем сезоне 2022/2023. Уже собраны все архивные материалы, включая раритетные фотографии. Будет организована музейная экспозиция в фойе. Оформить выставку должны помочь работники Тверского государственного объединённого музея. При этом, по задумке, будет задействовано и пространство оконных проёмов.
Ближайшее будущее
Одно из направлений развития ТЮЗа – это создание творческого центра. На базе театра может появиться театральная студия, продолжат проводить мастер-классы и занятия. Как рассказывает директор Александр Бахарев, был шестилетний период, когда в учреждении действовала театральная студия, в которой учились ребята после девятых классов. Это помогало молодым тверичанам не только подготовиться к актёрской карьере, но также развивало их как личностей.
Как обозначил Александр Витальевич: «ТЮЗ может стать театральным центром, где будет две ипостаси – театр как таковой и образовательно-культурный центр». Это потребует привлечения творческих и материальных ресурсов.
Продолжатся и гастроли. В этом году тюзовцы уже получили приглашения на такие фестивали, как «Фабрика Станиславского» и «Платоновский фестиваль». На первом театральном празднике тверичане покажут «Грозу» по Островскому, а на втором – сказку «Гензель и Гретель» по произведениям братьев Гримм.
На тверской земле может появиться и собственный театральный фестиваль, который будет объединять театры Тверской области. Задумка впечатляет, но вполне жизнеспособна. Юбилейный сезон для Тверского ТЮЗа начнётся в сентябре, и нас ждёт ещё много впечатляющего.
P.S.
Конечно, всё это субъективный взгляд на развитие Тверского ТЮЗа, многие вспомнят другие имена и спектакли, артистов и режиссёров, но суть одна – следуя идее Жана Жака Руссо, Тверской ТЮЗ даёт детству созреть в детстве. И расцвести.
В тексте использованы материалы с официального сайта Тверского театра юного зрителя.
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Они крутые. Тверской ТЮЗ для меня остается образцом театров (я про взрослые постановки). Каждый раз выходил из зала под сильными впечатлениями. Постановка Мертвых душ вне конкуренции. А после "Завтра была война" отходил еще неделю.
Стараюсь посещать известные постановки в различных города, пока ничего лучше не видел. Как узнаю о планах побывать в Твери - непременно покупаю билеты в ТЮЗ, и потом уже корректирую даты поездки.