Вечно молодой, вечно ищущий: Тверскому ТЮЗу исполнилось 90 лет

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Тверской театр юного зрителя создавали молодые люди, и заряд молодости из него не ушёл. Tverigrad.ru выяснил, чем живёт культурное учреждение, работающее для самой требовательной аудитории – детей.

Сатирик Владислав Гжещик метко сказал: «В театре жизни единственные настоящие зрители – дети». Тверской театр юного зрителя ежегодно дарит тысячам юных зрителей возможность прикоснуться к прекрасному. Впрочем, судя по восторженным отзывам в соцсетях (а это всё-таки маркер успеха в XXI веке) погружаться в атмосферу чуда и радовать своего «внутреннего ребёнка» охотно готовы и взрослые.

Надо отметить, что Тверской театр юного зрителя во многом стал ориентироваться не только на совсем юную аудиторию, но также на подростков, юношей и, что уж греха таить, на категорию «18+».

Истоки

В январе далёкого 1932 года в Калинин прибыла труппа молодых артистов во главе с режиссёром Николаем Градовский. В стране начинался голод, ситуация в областном городе была сложная, органы власти менялись и переименовывались, но необходимость в новом культурном учреждении назрела. Учитывая, что театры для детей зародились ещё в 1918 году.

А уже 14 января в новом театре представили премьеру спектакля «Фриц Бауэр». Это пьеса была написана в 1929 году драматургами Наталией Сац и Верой Селиховой. Она рассказывает о классовой борьбе в Германии в начале XX века и об участии в ней детей рабочих.

14 января 2022 года актёры Тверского ТЮЗа провели читку пьесы «Фриц Бауэр» (14+). Это стало своеобразным «мостиком» между эпохами.

– В этой пьесе сохранилась искренность, которую сейчас подчас не встретишь в произведениях авторов. Очень важно понимать, за что боролись в те годы люди, чтобы вынести из этого уроки, – обозначил на читке пьесы режиссёр Иван Пачин.


Условия работы в 30-е годы ХХ века для молодого коллектива были непростые. В 1934 году, отчитываясь в горком, Калининский ТЮЗ написал обращение: «Нашему театру не дают жить и не хоронят. У нас нет своего помещения, а вы постоянно выдвигаете нам невыполнимые требования». Труппа выступала в разных ДК, летом актёры готовили спецпрограмму на эстраде горсада.

В месяц Калининский ТЮЗ посещали около 6000 зрителей. Каждый год нужно было подготовить четыре новых детских спектакля и две  крупные постановки для работающей молодёжи.

В 1935 году театр начал работать в здании бывшей церкви, где сейчас располагается библиотека имени Горького. Худруком стал 24-летний артист Юрий Киселёв. Репертуар молодого театр был достаточно разнообразен – от классики до современных авторов, от Островского и Мольера до Крона и Шварца.

Калининский ТЮЗ смог в 30-х годах пройти, как сейчас бы сказали, в финал Всесоюзного смотра театров. История, которую передают из поколения в поколение, гласит, что после спектакля «Сказки о храбром Кикиле» за кулисы поднялся сам Михаил Калинин (на тот момент Председатель ЦИК СССР от РСФСР. – Ред.) и горячо жал руки артистам, выражая своё восхищение их талантом, а потом на перроне он вручил им ключи от новых квартир.

В период Великой Отечественной войны театр не работал. Артистов эвакуировали в Саратов, где они создали новый театр юного зрителя.

В 1960 году Калининский ТЮЗ не только возродился, но также стал располагаться в том здании, где находиться сегодня.

– Наш театр – это порядка трёх тысяч квадратных метров. Это по меркам молодёжного театра, ТЮЗа, половина, что должно быть. Наш театр всё-таки, образно говоря, это «входная группа – гардероб – зрительный зал», даже фойе, как такового, нет. Поэтому у нас мысли о реконструкции театра с опорой на нацпроект «Культура». Губернатор Тверской области Игорь Руденя не раз обращал внимание, что учреждения должны активно работать по этому нацпроекту, – рассказывает директор Тверского ТЮЗа Александр Бахарев.

Александр Бахарев руководит учреждением культуры с 2005 года и смог подчинить работу коллектива общей цели служения искусству.

Возвращаясь к истории. Эпохи сменяли одна другую – главрежами театра становились и Николай Маршак (брат всем известного детского писателя Самуила Маршака), и Роман Виктюк, чьи спектакли приезжали смотреть взыскательные столичные зрители, и многие-многие другие.

Невозможно, да и не нужно, пересказывать в подробностях все этапы жизни Тверского ТЮЗа. Его история рассказана на сайте театра, но нельзя не упомянуть, хотя бы в двух словах, работу в Тверском ТЮЗе Ларисы Леляновой. Она трудилась в театре с 1992 по 2005 годы, сначала как приглашённый режиссёр, затем как худрук. Когда в 1997 году назначение на должность главного режиссёра ТЮЗа Ларисы Леляновой была под угрозой артисты устроили трёхдневную забастовку, так был востребован талант Ларисы Олеговны.

– Тогда театр засверкал! Представьте, спектакль по Гансу Христиану Андерсену идёт под музыку Майкла Джексона. Дети были в восторге. К примеру, на «Русалочку», насколько мне известно, 7-8 лет невозможно было попасть – показы шли с аншлагами, многие дети несколько раз смотрели его, – отмечает киновед, театральный критик Валерий Смирнов.

В моменте

Современную жизнь Тверского ТЮЗа определяют спектакли таких режиссёров, как Иван Пачин, Вероника Вигг, Екатерина Гороховская, Филипп Гуревич, Евгений Зимин, Наталья Лапина, Талгат Баталов и многие-многие другие. Театр активно приглашает постановщиков, которые работают по всей России. Спектакли зачастую отличаются новаторским подходом. Как к современной драматургии, так и к классической.

Стиль работы ТЮЗа, надо сказать, определило сценическое произведение 2007 года – трагикомедия «…Забыть Герострата!» по Горину в постановке заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Ульяновского ТЮЗа Эдуарда Терехова.

Если прочитать описание только одного «Герострата», легко можно понять, в каком направлении пошла драматургическая и сценографическая мысль ТЮЗа:

«Необычные декорации в виде висящих в воздухе полупрозрачных конструкций, олицетворяющих зыбкость нашего мира автором которых стал заслуженный артист РФ Александр Евдокимов, стильное музыкальное оформление, яркие актёрские работы».

От себя добавлю – ещё и необычные костюмы, так сказать, вневременные, непривязанные к эпохе.

Спектакль по Горину шёл в Твери больше 10 лет и пользовался бешенной популярностью. В интервью, которое ваш покорный слуга брал у заслуженного артиста РФ Андрея Иванова в 2018 году, ведущий мастер сцены тепло отзывался о текстах Горина и самой постановке.

– Для меня вся творческая биография делится на период до «Герострата» и после. Он завоевал народную любовь – востребованность подтверждают и полные залы, и нескончаемые аплодисменты стоя, и бурные эмоции. Работа стала новым качественным скачком, театр начал переходить на другой уровень. И по стилистике, в том числе. Тогда шёл второй год, как с поста главрежа ушла Лариса Лелянова, был некоторый спад. А драматургия Горина вернула ажиотаж и полные залы. Затем последовали победоносные «Фауст», «Тартюф» и т.д. – делился тогда эмоциями артист Андрей Иванов.

Но, несмотря на все эксперименты, Тверской ТЮЗ продолжает, как и 90 лет назад нести не только развлекательную функцию, но также воспитательную и просветительскую. И для детей, и для молодёжи.

– Мы обязаны представлять и современные истории, и классические, которые делают интересные режиссёры. И наша миссия, будем смело говорить – воспитательного плана, никуда не делась. Она не должна быть назидательной и в лоб, но мы должны предложить молодым людям задуматься о самых непростых вещах, не давая ответ, а только задавая вопрос, давать пищу к размышлению, – подчёркивает директор ТЮЗа Александр Бахарев.

Этот посыл перекликается с мыслью и главрежа театра Виктора Антонова, который возглавлял ТЮЗ в 70-е годы. Он считал то, что нужно «жить проблемами детства».

– В ребёнке надо уметь предвидеть человека, – говорил он в интервью газете «Смена», номер от 11 октября 1972 года, – И не только предвидеть, но и активно участвовать в создании завтрашнего гражданина: патриота, мыслителя, борца за счастье человечества. Зародыши взглядов на людей, на общественные явления с возрастом превращаются в убеждения. Потому-то так важно, чтобы твой спектакль нёс юным зрителям высокую, благородную идею.

Широко и наглядно с историей Тверского театра юного зрителя можно будет познакомиться в будущем сезоне 2022/2023. Уже собраны все архивные материалы, включая раритетные фотографии. Будет организована музейная экспозиция в фойе. Оформить выставку должны помочь работники Тверского государственного объединённого музея.  При этом, по задумке, будет задействовано и пространство оконных проёмов.

Ближайшее будущее

Одно из направлений развития ТЮЗа – это создание творческого центра. На базе театра может появиться театральная студия, продолжат проводить мастер-классы и занятия. Как рассказывает директор Александр Бахарев, был шестилетний период, когда в учреждении действовала театральная студия, в которой учились ребята после девятых классов. Это помогало молодым тверичанам не только подготовиться к актёрской карьере, но также развивало их как личностей.

Как обозначил Александр Витальевич: «ТЮЗ может стать театральным центром, где будет две ипостаси – театр как таковой и образовательно-культурный центр». Это потребует привлечения творческих и материальных ресурсов.

Продолжатся и гастроли. В этом году тюзовцы уже получили приглашения на такие фестивали, как «Фабрика Станиславского» и «Платоновский фестиваль». На первом театральном празднике тверичане покажут «Грозу» по Островскому, а на втором – сказку «Гензель и Гретель» по произведениям братьев Гримм.

Осенью в Твери пройдёт фестиваль «Эхо БДФ» с лучшими спектаклями «Большого детского фестиваля». Это обещает быть грандиозным событием с участием народного артиста РФ Сергея Безрукова. Помимо шести спектаклей из программы, запланированы мастер-классы, режиссёрская лаборатория и т.д.

На тверской земле может появиться и собственный театральный фестиваль, который будет объединять театры Тверской области. Задумка впечатляет, но вполне жизнеспособна. Юбилейный сезон для Тверского ТЮЗа начнётся в сентябре, и нас ждёт ещё много впечатляющего.

P.S.

Конечно, всё это субъективный взгляд на развитие Тверского ТЮЗа, многие вспомнят другие имена и спектакли, артистов и режиссёров, но суть одна – следуя идее Жана Жака Руссо, Тверской ТЮЗ даёт детству созреть в детстве. И расцвести.

В тексте использованы материалы с официального сайта Тверского театра юного зрителя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

10
1
Культура Лонгрид Общество Твериведение Театры

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

Они крутые. Тверской ТЮЗ для меня остается образцом театров (я про взрослые постановки). Каждый раз выходил из зала под сильными впечатлениями. Постановка Мертвых душ вне конкуренции. А после "Завтра была война" отходил еще неделю.
Стараюсь посещать известные постановки в различных города, пока ничего лучше не видел. Как узнаю о планах побывать в Твери - непременно покупаю билеты в ТЮЗ, и потом уже корректирую даты поездки.

0
0