Вертолет ценой 5 млн долларов отправился в кругосветное путешествие из Тверской области с «Ноевым ковчегом» на борту
За 53 дня международный экипаж из трех человек преодолеет 38 тысяч километров.
Из Твери на аэродром Конаково мы выехали в шесть утра. 17 апреля – снег по щиколотку, гололед на дороге, потихоньку «съедающее» ночные заморозки солнце. Такой у нас выдалась середина весны. Из-за заснеженных дорог и летней резины боялись опоздать к старту кругосветного путешествия, на которое решились четыре человека: Максим Сотников, его супруга Наталья и их друзья – поляк Марчин Шамборски и Михаил Мовшин (к кругосветке Михаил присоединится лишь при перелете через Атлантику. – Авт.). Боялись опоздать, но приехали первыми.
Через несколько минут на летное поле приземлился сверкающий фиолетовым металликом красавец – Bell 407. Этот винтокрылый американец весом 1203 кг стоит очень дорого – от 4 до 5 млн долларов, цена 142 однокомнатных квартир в Твери. Смотрели мы на это чудо с восхищением и раскрыв рты – настолько он был идеален.
Провожать экипаж кругосветки в Тверскую область прилетели или приехали (кто как смог) пилоты из многих городов России. Все они, конечно, переживали за экипаж, своих братьев «по крыльям и лопастям», но вида старались не показывать. Шутили, улыбались, подбадривали.
– Если будет хорошая погода по маршруту, то больших трудностей ожидать не стоит, – объяснял корреспонденту Tverigrad.ru друг Максима, Натальи и Марчина пилот Олег Пуоджюкас. – Есть большие отрезки перелета на максимальную дальность. И здесь должны быть правильно приняты решения о точке возврата: либо лететь в пункт назначения, либо вернуться на запасной. Экипаж хорошо подготовленный, летали в разных условиях, они эту грань чувствуют. Они нам дали обещание, что в плохую погоду не полетят.
Между тем затея действительно опасна – Bell 407 полетит свыше 38 тысяч километров, побывав в 14 странах: России, Беларуси, Польше, Чехии, Австрии, Германии, Бельгии, Франции, Великобритании (Англия и Шотландия), Фарерских островах, Исландии, Гренландии, Канаде и США (штат Аляска). Под винтами отчаянных путешественников тайга сменится океаном, будут меняться часовые пояса и, разумеется, погода. На всё это экипаж отводит себе 53 дня.
– В этом году мне исполняется 60 лет. Из сумасшедших идей эта крайняя, надо успокаиваться потихоньку, – поделился перед полетом с журналистами командир экспедиции пилот Максим Сотников. – Миссия проста – показать дружбу наших народов через спорт, показать, что мы близки и независимо от политики думаем одинаково, готовы друг другу помогать, приходить на выручку. И мы хотим пропагандировать вертолетный спорт.
Кроме того, свою кругосветку экипаж посвящает ярким датам в истории вертолетной авиации на которые богат 2017 год: 50-летию первого беспосадочного полета через Атлантический океан двух вертолетов Сикорского HH-3E SeaKing (S-61), 65-летию производства первого серийного вертолета Ми-1, 70-летию Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, 70-летию первого полета вертолета фирмы Камов “Камов-8”, 110-летию со дня первого вертикального полета летательного аппарата Павла Корню.
Максим Анатольевич говорит, что по погоде для них самым сложным будет участок над Исландией: «Если вы посмотрите на погодные карты, то увидите, что там каждый день проходят несколько циклонов и антициклонов, там вообще зарождается погода для Европы. А с точки зрения длины перелетов одним из самых сложных будет Забайкалье, там очень большие участки, где сплошь монотонная тайга и мало аэродромов для посадки».
О своем вертолете бизнесмен, физик-ядерщик, кандидат физико-математических наук говорит как о любимом ребенке:
– По ресурсу вертолет очень молодой, ему еще нет 1200 часов. Если с человеком сравнить, то это трех-четырехлетний ребенок. В мире есть такие вертолеты с налетом более 30 тысяч часов.
К поляку Марчину Шамборски – профессиональному пилоту, капитану сборной команды Польши – супруги Сотниковы относятся как к родному. Говорят, что у них сын немногим моложе его. Давно дружат семьями, так что объединяет их не только страсть к полетам и вертолетам, но и нечто большее – родство духовное. Марчин улыбчив, общается охотно, дает мне автограф и говорит, что сегодня не выспался – встал слишком рано. Называет топливо «тёпливом», смеется и показывает свой талисман – фиолетовый браслет с серебряными крыльями.
– Мне его 10 минут назад Ирина Грушина (Президент Федерации вертолетного спорта России. – Ред.) подарила, – объясняет пилот. – Это будет мой талисман. У меня есть еще один приватный талисман, но я вам его не покажу.
Услышав разговор о приметах, Максим Сотников смеется и говорит, что с ними в кругосветное путешествие полетит целый «Ноев ковчег». Им подарили много «живности»: медвежонка, лошадь и прочие игрушки-талисманы. Среди которых есть и секретные. «Их дали дорогие нам люди, просили взять в собой. А какие, пусть останется секретом», – улыбается Сотников.
Они готовились к этому полету два года, прошли ряд специальных тренировок и курсов повышения квалификации, разработали принципы взаимодействия, распределение обязанностей и правила поведения во время кругосветки. Об этом на пресс-конференции я и спросил Наталью Сотникову, которая до Атлантики будет штурманом.
– Психологическая подготовка? Мы женаты больше 40 лет, – смеется глазами штурман. – Я думаю, что мы хорошо психологически подготовлены к такому длинному перелету. Мы пользуемся тремя языками практически одновременно: русским, английским и польским. Это забавно и придает шарм нашему общению. Все мы так или иначе пилоты – «так или иначе» – это ко мне относится – и прекрасно понимаем степень риска и степень ответственности. Поэтому каких-то капризов на борту у нас, конечно, нет и не будет, поскольку люди мы взрослые и умные. Главный шеф у нас, конечно, Максим, он самый опытный пилот.
Во вторник, 17 апреля, в 11:23:23 вертолет Bell 407 оторвался от тверской земли. Лопасти набрали бешеную скорость, окутывая провожающих облаком снега. Через пару минут вертолет превратился в точку, отправившись к своему первому месту посадки – Пскову.
За этой кругосветной экспедицией будет следить, без преуменьшения, целый мир. Российско-польский экипаж встретят в разных странах, помогут и проводят дальше к финалу кругосветки, который намечен на 7 июня.
КОММЕНТАРИИ 7 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
А, как же патриотизм??? Наши вертолеты че, гуано? Или своя попа дороже? Вот она истина! Наше лучшее, но летаем на клятом американском. Ура!!!
и чО?
В чем смысл-то?
Смысл и девиз прост-все на вертолёты. Всё элементарно: берёте 5 млн. баксов, покупаете американское чудо и в небо.
Дураков в России ещё на сто лет припасено... (с) Особенности национальной рыбалки.
"За этой кругосветной экспедицией будет следить, без преуменьшения, целый мир. Российско-польский экипаж встретят в разных странах, помогут и проводят дальше к финалу кругосветки, который намечен на 7 июня". Если б не написал Твериград, то никто и не знал бы 🙂 Абсолютно насрать.
в чем патриотизм ?
да хотя бы в том, что дошли до жизни, когда собственного вертолета выставить для кругосветного путешествия не можем.
а вспомним перелеты Валерия Павловича Чкалова на отечественном самолете АНТ - 25. ему и его экипажу рукоплескал весь мир.
Зато это наверное единственное мероприятие которое не приписало себе правительство тверской области и лично губернатор Михалыч 😀 😀 😀