Вокзал для троих: мнение о премьере по Чехову в Тверском театре драмы
Рассуждения о классике на сцене и «нехватке» огонька в постановке.
«Главное во всякой жизни – это её форма…» – делится своими мыслями один из героев пьесы Чехова «Три сестры». Режиссёру Александру Павлишину удалось органично совместить форму и содержание в премьерном спектакле на большой сцене Тверского театра драмы. В его прочтении «Три сестры» не столь обременены бытовыми деталями, сколь сосредоточены на чувственной составляющей.
Драматические произведения Чехова литературоведы (в частности доктор филологических наук Лариса Тютелова) относят к «новой драме». Она характеризуется тем, что в произведении упор сделан на то, что чувствуют герои, а не на внешние обстоятельства-побудители. Кроме того, чеховские пьесы относят к «драме настроений» (в частности, об этом говорит доктор филологических наук Валентина Головчинер).
И Александр Анатольевич вслед за исследователями отбрасывает всё лишнее, чтобы зрить в корень. В этот раз, как поведала в интервью заслуженная артистка Дарья Плавинская, был продолжительный застольный период. Он и позволил расставить акценты и выделить главное.
Всё действо разворачивается на установленном на сцене небольшом помосте, на котором стоит серая декорация-стенка. Добавив к этому зелёный цвет мундиров расквартированных в городе N военных, можно сказать об атмосфере вокзала. Кажется, вот-вот приедет поезд и заберёт Ольгу (засл.арт. Дарья Плавинская), Машу (арт. Юлия Бедарева) и Ирину (арт. Дарья Осташевская) в Москву, куда они так рвутся. Как и многие интеллигенты разных эпох.
Удачной находкой смотрится свисток, в который по временам дует Маша – по пьесе она любительница посвистеть («Не свисти, Маша. Как это ты можешь!»), в решении Павлишина – это рифмуется со свистком паровоза, который скоро-скоро прибудет. Вот только он всё никак не приезжает, и поэтому Москва, ставшая эквивалентом счастья, заменяется другим. Но всё это «немосковское», всё кажется черновиком. Настоящая жизнь откладывается.
И поэтому Маша заполняет пустоту романом с подполковником, батарейным командиром Александром Вершининым (арт. Сергей Бескакотов). В целом, применительно к тверскому варианту «Трёх сестёр» можно говорить об актёрском ансамбле – артисты играют удивительно слаженно, но особенно выделяется тандем Юлия Бедарева – Сергей Бескакотов. Химия, возникшая между исполнителями, превращает диалог на любые темы в разговор о любви.
У Вершинина нелюбимая жена, при этом есть две дочери, поэтому говоря о вещах вроде «жизни начерно» и «счастье – это удел наших далёких потомков», военный, в первую очередь, рефлексирует о собственной несчастливой жизни, а не философствует о бытии всего рода человеческого. И в паре Бедарева-Бескакотов актриса задаёт тон – Юлия Викторовна выразительно вскидывает брови, зажигает огонь в глазах и очень горячо говорит о любви и страсти. Какие бы реплики она не посылала партнёру.
Работу Юлии Бедаревой хочется многословно хвалить, т.е. декаденствующая Мария Прозорова в её исполнении – это роковая дама, которая может свести с ума. В финале Юлия Бедарева играет с опорой на наработки из роли Бланш Дюбуа в «Трамвае “Желание”», испытывая безумное желание уйти «в заката» с Вершининым.
Режиссёр-постановщик, делая распределение, несколько раз попал, что называется, в яблочко. Актёр Никита Берёзкин бесподобно вжился в роль бретёра, штабс-капитана по фамилии Солёный. Его признание в любви Ирине – это отдельная феерия, очень интересно решённая сцена, где слова дополняются действиями. Это любопытный ход, так же, как пистолет в руках Андрея Прозорова (арт. Алексей Майский) в сцене его объяснений с сёстрами. Это органично для вдохновенной и иступлённой игры Алексея Майского.
Впору, кажется, открывать рубрику «Что нового у Геннадия Бабинова», потому что актёр уже несколько премьер подряд демонстрирует новые грани таланта. Его барон Тузенбах очаровательно беспомощен и мягок. Исполнитель нашёл особенную приглушённо-восторженную интонацию для военного, который в своей жизни ничего тяжелее ложки в руках не держал. А при этом твердит о том, что скоро все будут работать. Конечно, грядёт революция, и произведение 1900 года предсказало будущее. Но останутся ли тузенбахи?
При этом видно, что его счастье с Ириной (арт. Дарья Осташевская) обречено. Дарья Осташевская прекрасно отыгрывает нелюбовь к наивному военнослужащему, перешедшему в штатские. Главной выигрышной деталью образа обрусевшего немца стало лёгкое заикание.
Любовные перипетии, включая плотоядные страсть и жадность Наташи (арт. Екатерина Юркова) по отношению к Андрею, мечты о свободе, ностальгия по «волшебной» Москве… Всё это во втором действии подсвечено на заднем плане алым заревом пожара, затем синим светечением углей и зелёным сиянием какого-то инфернального мира, засасывающего распадающийся дом Прозоровых. Неслучайно из плотных стенок декорации пропадают части, оставляя дыры… Художник по свету – приглашённый из Москвы специалист Максим Бирюков, работающий со многими столичными театрами.
Если сравнивать постановку Павлишина со спектаклем Малого театра России, премьера которого была в 2004 году, то видно – в тверском варианте нет акцента на быте, зато ярче, чем в московском, представлены любовные линии. Разные вариации на тему.
А вот «глотком наливки из тараканов», чёрным пятном и мозолящим глаз элементом спектакля стал промах в визуальном оформлении финала. В финале во время выстрела на экране заднего плана появляется омерзительное в исполнении, ненужное и выбивающееся из общего оформления пятно крови. Кто это придумал? «Затеи сельской остроты…» Или, допустим, сцена в конце первого акта… Самоцитирование Александра Анатольевича из «Филумены Мортурано» (16+) никак не вытекает из сюжета. Это красиво, но нарочито.
К слову, в соцсетях бросился в глаза комментарий зрительницы про то, что в премьере «нет огонька». Я бы сказал так – в сюжете есть пожар, а это ничего себе огонёк! А если серьёзно, как-то пресловутый «огонёк» больше связан с комедиями. Или же вариациями классики, в которой герои гопницкого вида, а на сцене шутки ради появляются то рыбы, то птицы. Вот на такие огоньки не стоит возвращаться.
Возрастное ограничение «Трёх сестёр» – «16+».
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Первый акт, при всей осознанности, боролась со сном.
Не понятно, чем так автора испугало красное пятно, как свидетельство того, что человек был всё-таки убит. Хотелось в какой-то момент помочь Ирине и крикнуть из зала: "Возвращайтесь барон, я вас жду!", когда он уходил на дуэль, а потом подумалось, она то не в курсе, но в любом случае он так ждал этих слов от неё.
Иногда говорят: актёры не играют, а живут на сцене.
Они именно играли.
Ужасно не понравились, так называемые, мундиры военных. Автор постановки вместе с художником по костюмам постарались вызвать у нас отвращение и цветом и качеством ткани (о сукне тут и говорить не приходится), а по сути и самими военными в пижамах.
Спасибо за отзыв. «Не понятно, чем так автора испугало красное пятно, как свидетельство того, что человек был всё-таки убит». Безвкусно выполненный спецэффект. И абсолютно избыточный...