«Время и дети»: Буллинг детей в школе
Всё чаще в последнее время мы слышим о буллинге детей в школе. Это относительно новое слово, которое означает травлю, запугивание. Слово новое, явление – старое.
В СМИ мы всё чаще встречаем сообщения: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «ребенок покончил жизнь самоубийством из-за травли в школе».
Проблема, к сожалею, характерна и для нашего региона. Буквально недавно первоклассники пытались задушить ребенка в одной из Тверских школ, до этого в Бологовском районе в школе избили ученика четвертого класса.
Почему порой детская жестокость переходит все допустимые границы? Свою точку зрения по этому вопросу в программе «Время и дети» на «Пилот-радио» высказали Артём Фёдоров, сооснователь среды образовательных возможностей СОВУМ и Павел Хилько, основатель детского клуба «Вверх тормашками», арт-педагог. психолог.
У ребенка для агрессии может быть несколько причин, – начинает разговор Павел Хилько. – Это могут быть отношения дома. Ребёнок копирует отношение одного из родителей. Мальчик или девочка берет роль мамы или папы, как агрессора. Либо агрессия по отношению к ребенку, когда в семье его обижают.
Он переносит свои негативные эмоции в среду в которой он общается, например в детский сад, либо в школу. Он выбирает жертву и начинает на ней вымещать свою злобу.
Второй вариант, когда ребёнок переоценивает себя, то есть такой некий нарциссизм, завышенная самооценка. Он ставит себя выше других. Плюс низкое чувство эмпатии.
Соответственно может быть тоже самое. Он выбирает человека, которого считает ниже себя. Начинается травля. Вот основные причины.
Я бы добавил, – включается в разговор Артем Федоров. – Сама конструкция школы способствует буллингу. Ребенка приводят в школу, сам он выйти оттуда не может. Он находится в определенном пространстве. Детям это не очень нравится. Те дети, которые не могут приспособиться к этой системе, у них возникают определенные конфликты. Часто еще и нагрузка для ребенка оказывается чрезмерной, он реагирует на это достаточно агрессивно, потому что он не знает, как с этим справиться.
Если мы говорим о школе, тут вопрос о работе самой школы, то есть педагогов, завучей, психолога, продолжает Павел Хилько. – Они должны делать профилактику, работать с детьми, находить индивидуальный подход к детям. Проводить некие мероприятия, которое помогают сплотиться, узнать друг друга. Вроде тимбилдинга для детей. Например, в школах нельзя бегать. Ребенок не выбрасывает агрессию. В советское время были субботники, выходы на турбазы, в походы. Сейчас, по факту, мы такого не видим.
Например, мальчика задирает старшеклассник. Он рассказал об этом учителю. Я бы хотел дать совет родителям и учителям, чтобы они объяснили ученику.
Поговорить с учителем на такие темы — это правильно. Объясните ребенку, что это не стукачество. Это правильное поведение, это выстраивание своих границ, на которые не могут посягать.
В буллиге есть не только хищник-аррессор и жертва, есть несколько сторон. Есть последователи хищника, который готовы ему прислуживать, идти за ним, примкнуть. Знаете, как в фильмах американских, одна девочка задира, вокруг неё постоянно подружки бегают.
Таким образом есть наблюдатели активные, есть пассивные, которые уходят в сторону. И все они участвуют в этом. Это всё участники буллинга. Кто-то может быть не поддержал, не защитил, пассивный. Не рассказал взрослым.
С последователями всё понятно. Это те, кто попал под влияние лидерских качеств агрессора.
Наблюдатели могут выкладывать в сеть. Все эти люди участники буллинга. Должна проводиться в школах профилактика. Например, групповая терапия. Собрать хищника и жертву, а также наблюдателей. И детям предлагается встать на место хищника, потом на место жертвы. Предлагается прочувствовать эмоции и одной и другой стороны. И когда ребенок начинает проявлять чувство эмпатии, он начинает понимать как плохо жертве. Эта техника работает.
Следующая программа «Время и дети» на «Пилот-радио» выйдет в эфир 28 октября. Ведущие обсудят как разглядеть талант у ребенка и развить его. Слушателям «Пилот-радио» и читателям Tverigrad.ru предлагается высказать мнение, можно предложить свои варианты для обсуждения в следующих программах, попросить совет у специалистов, как быть в той или иной ситуации, касающейся детей. Пишите на WhatsApp, номер +7 920 693 54 82.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти