Жизнь за «ленточкой». Часть вторая: опасная дорога в Бахмут

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Добраться в Артёмовск сегодня можно по единственной дороге, которую под прицелом держат дроны ВСУ.

Tverigrad.ru продолжает цикл публикаций о жизни за «ленточкой». Бахмут, или же ранее и ныне Артёмовск – важный опорный пункт для российской армии, так как это прямое направление к Славянску и Краматорску. Кроме того, освобождение Артёмовска отодвинуло украинские войска так, что зона безопасности для Донецка стала намного шире.

Именно в Артёмовск я и отправился из Луганска, о котором рассказывал в предыдущем репортаже. Это – более сотни километров пути, из которых лишь две трети пролегают по «мирным» маршрутам. Доехать по асфальту и без риска быть подбитым украинским дроном можно только до города Первомайск Луганской народной республики. Собственно, этот город и есть та крайняя точка в ЛНР, за которой заканчивается мирная жизнь.

Едем мы на УАЗе типа «фермер», именуемом в народе «Головастиком» за форму своего кузова. За рулём автомобиля – опытный водитель Фёдор. Рядом с ним – Василий. По дороге мы проезжаем город Алчевск, где сегодня на полную мощность работает металлургический комбинат. Город Брянка, где сегодня мирные люди постепенно забывают про разрывы снарядов и спешат каждый день на работу. Добираемся до Первомайска, который тоже живёт мирной жизнью. В городе есть свет, газ, работают кафе, магазины. А через сотню метров от границы города – блокпост, за которым мирная жизнь заканчивается.

Ехать нашему экипажу предстояло в вечерний час, а потому сидели и коротали время в небольшой забегаловке на окраине города, пока Солнце не пошло клониться к закату. За беседой с ребятами – бойцами из парашютно-десантного полка, к которым в гости я и направился – обсуждаем насущные проблемы на фронте и то, что нам предстоит в пути. Ребята жалуются на больше количество «птичек», прилетающих с украинской стороны.

Поведали бойцы историю, как украинские террористы переоборудовали дрон, именуемый в народе «Бабой Ягой». Эта большая дистанционно-управляемая птица раньше носила только физический боезапас: гранаты, мины и прочие снаряды. Теперь же она служит носителем для малых FPV-дронов, протаскивая их далеко за линию фронта, благодаря чему у националистов из ВСУ появилась возможность запускать малые беспилотники прямо в ближнем тылу российских войск.

Так как дронов у ВСУ не только стало в разы больше, но и дальность их полётов значительно выросла, нам и приходится выжидать сумерек, чтобы доехать до места расположения полка максимально безопасно. Это называется – ехать «по-серому». Такое время выбрано не случайно. В период сумерек дроны слепы. Для дневного «зрения» уже темно, для ночного – ещё очень светло.

От Первомайска до Бахмута – всего около 30 километров, в зависимости от выбора маршрута. Но эти километры кажутся вечностью. Если же мы взяли в кольцо Часов Яр своей артиллерией и не подпускаем к врагу поставки провианта и боеприпасов, изнуряя его, то бойцы ВСУ держат под прицелом своих дронов единственный путь к Артёмовску. Путь, по которому российские войска получают снаряды и провизию.

И вот мы выезжаем. Асфальт заканчивается, начинается грунтовка, и съехав на неё мы сразу же упираемся в блокпост. На нём следует проверка документов, боевого распоряжения. Проверка автомобиля, чтобы не провезли к красным линиям ничего запрещённого. Например, алкоголь. В зоне боевых действий он строго запрещён, и бойцы это правило соблюдают. Местную «огненную воду», которая осталась в подвалах домов, например, никто пить не будет – бойцы побоятся за свою жизнь. Ведь у красных линий существует строгое табу: не употреблять еду и воду местных жителей, есть риск быть отравленным. Так было в Чечне во время контр-террористической операции, так есть сегодня в зоне проведения СВО.

Все документы в порядке, мы выезжаем вперёд на дорогу, которую одновременно можно назвать дорогой жизни и дорогой смерти.

По этому маршруту бойцы регулярно мотаются на машинах в магазины Луганска, чтобы закупить еду, бытовые принадлежности и так далее. Да, в магазинах ребята продукты тоже приобретают, несмотря на снабжение со стороны Минобороны. За долгое время на фронте одной тушёнкой питаться надоест, и когда появляется возможность, как в нашем случае с выездом за гуманитарной помощью, то обязательно последует заезды на рынок, в магазин и так далее. Поэтому – это дорога жизни.

Но и дорогой смерти этот маршрут можно назвать по праву. Слишком много на нём пожжённых «птичками» машин и бронетехники.

– Было дело, ехали. Четыре машины впереди меня. Два «Урала», два КамАЗа. «Птички» разом налетели и все четыре пожгли, – рассказывает водитель Фёдор.

УАЗ оснащён так называемым «капюшоном» – армированным каркасом над кузовом, затянутым маскировочной сеткой, и металлической сеткой перед лобовым стеклом. Это – защита от дронов-камикадзе. Конечно же, на сто процентов от «птички» такая конструкция не спасёт, но в случае попадания шансов выжить уже больше.

А вот средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) – «глушилки» для дронов – на наших машинах встретишь не часто. Да и не каждая такая система будет работать надёжно. Иногда она, наоборот, становится маяком для вражеских беспилотников.

В ДНР во время нашей поездки стояла сухая погода, и потому автомобили по дороге на Артёмовск оставляли за собой густой шлейф из придорожной пыли. Ехать в таких условиях непросто. Особенно, учитывая качество проезжей части, если её так можно назвать: ям и колдобин достаточно много. Мостов на этом маршруте не осталось. Каждое из таких сооружений взорвано. Пока мы едем, замечаю, что по обеим сторонам дороги есть небольшая лесополоса.

– Такие деревья до конечной точки маршрута будут? – Интересуюсь я.
– Да, практически на всей дороге, – уточняет Фёдор. – А зачем тебе это?
– Да думаю, что туда придётся прыгать, если дрон по машине прилетит.
– Правильно думаешь. Если увидим птичку, сразу в лесополосу прыгать надо.

Рядом с дорогой виднеются разрушенные четырёхэтажные дома. Это то, что осталось от Попасной: города, в котором когда-то жили около 20 тысяч человек. Вдоль полей тянутся белые ряды «зубов дракона» – разновидность противотанковых укреплений. И вот мы доезжаем до разрушенных частных домов: село Покровское. Здесь мы делаем небольшую остановку на «перекур», потому что дальше предстоят самые тяжелые и самые опасные восемь километров маршрута.

Стоим, отдыхаем. Болтаем о том, да о сём. К нам подъезжает и останавливается такой же «Головастик». В нём – ребята из БАРСа (Боевой армейский резерв страны). Водитель выбирается из машины и лезет на крышу, ковыряется в установленной на неё белой коробке с антеннами. Это и есть «глушилка» для дронов.

Поздоровались с коллегами, узнали, кто откуда, кто на каком участке фронта несёт службу.

– А у вас РЭБ то есть? – Интересуется один из «барсовцев».
– Есть! – Восклицает Василий, после чего крестится. – Вот так перекрестился, и поехал. Вот и весь наш РЭБ, – шутит он.

В зоне СВО очень много брошенных домашних животных. Завидев людей, к нам вышел худощавый рыжий кот. Благо, с собой был початый батон ветчины, и конечно же мы накормили голодающего пушистого. Отъевшись до пуза, он очень не хотел от нас уходить, норовя усесться на заднем колесе УАЗа. Но и взять с собой его не могли.

Тем временем солнце совсем ушло за горизонт. Пора двигаться дальше, по самому опасному участку пути: «Документы по карманам, руки на дверные ручки», – командует Василий.

Фёдор сразу же настраивает зеркала заднего вида так, чтобы можно было наблюдать за небом. Да и все пассажиры автомобиля тоже с опаской поглядывают в небесную синеву. Водитель выжимает из машины всё, на что она способна. Промедлишь чуть-чуть и тут же получишь удар «птичкой». На не очень маневренном автомобиле приходится выписывать сумасшедшие виражи, лавируя между сожжённой на дороге техникой и ямами от прилетевших снарядов. По дороге стоят блокпосты с дежурными, которые наблюдают за небом. Каждой машине они показывают сигнал фонарём, предупреждая об обстановке в вышине. Зелёный свет – небо чистое. Красный – берегись.

Первый дежурный светит нам зелёным светом, второй – зелёным, а вот третий зажигает красный фонарь. Сердце замирает в ожидании беды, кто-то говорит: «Жми, Федя, жми»! Упираемся в сгоревший «Солнцепёк»: «Немного до дома осталось», – пробурчал Василий.

Несмотря на предупреждение дежурного, проехали мы участок без происшествий. Может дрон был занят другим авто, ведь для них чем крупнее цель, тем лучше, и, выбирая между УАЗом и «Уралом» он ударит по грузовику. А может не заметил нас в сумерках. Это уже не важно. Главное, что обошлось без прилёта.

«Головастик» сруливает в частный сектор. Попетляв немного по маленьким и тёмным улочкам Бахмута мы заезжаем в один из дворов и быстро паркуем авто под маскировочной сеткой. Стрелки часов тем временем приблизились к 11 вечера. Теперь нам надо разгрузиться машину и передохнуть.

О том, как сейчас выглядит Артёмовск, за который в 2023 году шли ожесточенные бои, и о том, как сейчас там служат российские бойцы, будет наш следующий репортаж!..

Также о реальной обстановке в зоне СВО читайте в рубрике «Говорит и показывает Звезда», которую ведёт героиня проекта «TVERTEAM.История успеха», основатель штаба «Помощь Донбассу» Ольга Левитина.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

21
9
Telegramm Армия Главное Общество Репортаж Фоторепортаж

КОММЕНТАРИИ 0

Комментарии временно закрыты