Почему маршрутки - это пережиток девяностых

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Тверские маршрутки стали притчей во языцех. Но ситуация такова, что именно маршрутки сейчас вывозят на себе основную часть пассажиров, спешащих по утрам на работу, а вечером – домой.

Когда-то в городе образовалась устоявшаяся на сегодняшний день схема движения общественного транспорта, в которой львиную долю пассажирских перевозок отдали маршрутным такси. Сложилась она в конце 90-х годов, когда муниципальный транспорт бился в предсмертных конвульсиях. Проблему перевозки людей тогда бросились решать коммерсанты: так и появились маршрутные такси. Открыть маршрут тогда было очень просто: в зависимости от того, где у предпринимателя расположен гараж или же где он живет, рисовалась схема маршрута. Затем предприниматель приходил в администрацию за согласованием, и в связи с тем, что возить людей было некому, ему этот маршрут согласовывали.

С тех самых пор львиная доля городских перевозок возложена на них, из-за чего тверичанам приходится мириться с хамским отношением, а водителям на дорогах – лавировать среди маршруток, снующих в броуновском движении. Хаос, да и только. Но возможно ли исправить ситуацию? Чтобы это понять, надо понять причину такого поведения маршрутчиков, а лежит основа всех бед в коммерческой составляющей этого бизнеса…

Пассажирские перевозки в степени своего дохода можно поставить в один ранг с доходом от торговли наркотиками и оружием. В умелых руках это очень прибыльный бизнес. Поэтому количество желающих «встать на маршрут» росло, что и привело к заполнению городских улиц автобусами малой и средней вместимости. Сегодня в Твери доля коммерческого транспорта превышает 80% в общей массе городских пассажирских перевозок. Такой характеристики нет ни в одном из городов, схожих по площади и населению.

При этом, каждый предприниматель хочет лёгких денег, прибегая для этого ко всяческим ухищрениям. Раньше для выхода на линию покупались самые дешевые «Газели», а контроль как за их техническим состоянием, так и за состоянием водителей, был сведён практически к нулю. Следом в регион хлынула дешевая рабочая сила – выходцы из стран СНГ, которых коммерсанты поспешили посадить за руль. Многие из новоиспеченных водителей не знали даже русского языка, не говоря уже о правилах дорожного движения. Всё это в сумме и привело пассажирский транспорт Твери к той плачевной ситуации, которую мы видим на сегодняшний день.

Одной из причин стала непроработанность контрольно-финансовой системы оплаты. Для предпринимателя всё просто. По уже сложившейся схеме, он как бы даёт машину водителю в аренду, за что просит определённую сумму в зависимости от вместимости автобуса и оживлённости маршрута. Водитель за день должен отработать деньги за аренду и заправку машины. Всё, что остаётся сверх этого, кладётся в карман к водителю. Дневной «план» в Твери для маршрутчиков варьируется от 4 до 9 тысяч рублей (на 8-м маршруте, где на линии работают 52 машины – доход предпринимателя посчитать не трудно).

Из этой системы вырастает «гонка за рублем» – каждый маршрутчик стремится урвать себе побольше пассажиров, чтобы чистый доход водителя был как можно больше. Отсюда и полное нарушение временных интервалов, и бесконечные пренебрежения правилами дорожного движения.

Ещё одно выходящее из системы оплаты «но» – съезд маршрутных такси с линии раньше срока. Когда большой пассажиропоток заканчивается (8-9 часов вечера) огромная часть машин просто уезжает в гараж. Сами водители заявляют, что им не выгодно ездить «в холостую», прокатывая горючее. Однако, здесь следует понимать, что они просто не желают оставаться с минимальным заработком. Не сложно посчитать, что шансы «уйти в минус» для маршрутчиков малы: даже в после 21:00 доходы от перевезенных пассажиров по меньшей мере соизмеримы с расходами на топливо.

Бывает и такое, что маршрутчик с максимальной наглостью и хамством отбирает пассажиров у муниципального транспорта. Часто можно встретить, что маршрутка по времени едете не за несколько минут перед автобусом или троллейбусом, как, допустим, положено двигаться ей по графику. Она в буквальном смысле перед его носом, подрезает автобус на остановках. И это уже не конкуренция, а транспортная война, битва за пассажира.

Переломить ситуацию можно, но только комплексным подходом. А начать ломать её надо с финансовой системы. Необходимо, чтобы каждый водитель маршрутки выдавал пассажиру билет, чтобы каждый билет контролировался руководством, и в конце концов посадить маршрутчика на оклад, а не на сдельную оплату труда, ведь именно «сдельщина» приводит к войне на дороге. Необходимо, чтобы это понимали и сами пассажиры, и требовали с него эти билеты, требовали от водителя соблюдения правил дорожного движения.

За этим сразу же последует ряд изменений: вся прибыль с маршрута будет идти предпринимателю, а не водителю. А сам маршрутчик будет работать, зная одно – сколько пассажиров он не перевезет, его зарплата от этого зависеть не будет. Правда, пойдут ли на это сами перевозчики? Ведь тогда сверхприбыль превратится в обычный доход и на новый Land Cruiser денег не хватит.

Кстати, это должно помочь маршрутчикам отказаться от перевозки излишних стоячих пассажиров. Они будут знать, что это не принесет им лишнего рубля, а при остановке инспектор ГИБДД выпишет штраф за «перегруз». Отсюда выйдет ещё один момент: перевозчик будет ставить на линию столько машин, сколько положено.

Но это лишь первичные меры. В идеальной ситуации транспорт должен стать полностью муниципальным. Правда муниципалитет должен относиться к транспорту с должным уважением. Городская власть должна делать все для его развития… Сегодня же муниципальный перевозчик, в роли которого выступает ПАТП, не в состоянии исправить сложившуюся в городе обстановку с пассажирскими перевозками по ряду причин, но стремиться надо именно к муниципальному транспорту.

Почему? Потому что только муниципальный транспорт может предоставить пассажирам услуги с едиными проездными билетами и бесплатными пересадками… Частники на это не пойдут никогда…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

62
10

КОММЕНТАРИИ 9

Для комментирования Вам необходимо .

Vasilich

Даа, 90-е уже позади, 20 лет прошло...пока видно что никто освобождать город от маршрутчиков не собирается, повысилось качество самих маршруток (все помнят эти желтые убожества в середине 2000-х), думаю с тем черепашьм темпом развития какой есть у наше области и в том числе твери, еще лет 20 проездим на маршрутках...к тому времени в европе полностью перейдут на электротранспорт тем самым частично освободятся от топливной зависимости и будут осваивать воздушный транспорт...

16
1

    На самом деле от пожизненно загнивающего гейзапада мы сгнили в труху в маршрутках,весь этот бизнес кормит наших предприимчивых чиновников,которым не выгодно,что то менять к лучшему,да и не зачем пока в городе живут прислуга и покорные халуи,прислуга потому что кладем рупь им в карман каждый день в маршрутках,покорные потому что нас устраивает сложившаяся ситуация в городе,транспорт это лакмус,в городе твориться полнейший беспредел,Чинарям плевать они скинут деньги в офшоры и им до конца дней хватит средств,чтобы до конца дней потягивать коктейльчики с мулатками на белоснежном пляже,они улетят в рай а мы останемся здесь с ржавым корытом,вот только вы чинари играете с огнем,потому что рискуете быть посаженными на кол,причем добровольно!

    21
    1
sergeich69

Хотелось бы посмотреть как маршрутка отбирает у трамвая или тролейбуса, который ходит раз в час, пассажиров.
Народ голосует рублем, и ему плевать кто повезет его задницу с работы и на работу. А моральные принципы нашего народа видно по молчаливым рожам, когда "дешевая раб.сила" петляя из ряда в ряд, подрезая и пролетая на красный, абсолютно не переживает, что в обозримом будущем ее заменит муниципальный транспорт.

11
7
    rst48

    Уважаемый, sergeich69, хочешь посмотреть, как маршрутка обирает ? Посмотри как ездит 207 маршрутка и троллейбус 7... И, скажи, что, троллейбус ходит раз-в час.
    Пользуясь тем, что. дизель, 207 ждет пока к корме не подъедет, далее тапку до следующей остановки.
    С автобусами, маршрутки вряд-ли будут меряться........Там маршрутки могут облажаться.

    1
    0
alval1962

Я побывал более чем в 20 областных центрах России, такого бардака как в Твери с маршрутками нет нигде. И первое,что сделано во всех городах - это то, что городская власть не делает вида, что маршруток нет, а второе они ходят по согласованным маршрутам с остановками обозначенных соответствующими знаками. И все наступил почти полный порядок. А нашем городе жители останавливают маршрутки и каждого столба, ругаются когда водитель не хочет этого делать, а потом жалуются.

21
1
    Vasilich

    Я тоже бывал в разных областных центрах, и соглашусь с вами, у нас не только проблемы с транспортом и власть имеющими, но и сам народец гниловат. [censored] у нас город.

    16
    4
MasterTver

Когда с проезда в 22 рубля 7-10 рублей будет идти в доход субъекта, тогда большая половина уйдёт с рынка, общественный транспорт за счёт дополнительного дохода вздохнёт . А то эти истории про владельцев маршруток уже поднадоели, если наше руководство города бестолковое, ничего кардинального менять не хотят и не будут. А что ещё взять с убогих?
Р.S. Между прочим у некоторых владельцев маршрутов нехилая недвижимость в Испании... вот делайте выводы

11
2

только не надо забывать что к этому бизнесу присосались чиновники . которым тоже отстегивают коммерсанты так-что они довольны и никто ничего менять не будет, ктож откажется от "дармового" рубля к себе в карман?

15
1
andy04

Исходя из подхода наших власть имущих - это весь общественный транспорт является пережитком прошлого, а вот равшанки и джамшутки этокак раз передовая технология по перевозке пассажиров. В Европе, да даже и в Москве сильно заблуждаются, что трамвай экологичный, безопасный и эффективный вид общественного транспорта. Тверь идет своим путем, тернистым, а все для народа, ведь это ж заблуждение что маршрутки нарушают ПДД и рискуют жизнями пассажиров, правда ведь....... 🙂

2
3