Страх и ненависть в едином учебнике истории

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Можно, конечно, поспорить, что важнее – какие-то умные книжки о делах давно минувших дней или проблема паводка в Твери с закончившимися на уборку снега деньгами городской администрации. Поэтому доказать необходимость введения единого учебника истории равно трудно как для людей приземленных, так и для высоколобых очкастых противников такого издания, вечно боящихся наступления на их принципиальную либералистическую свободу. Но если выбирать, на чем заострить проблему, то между затопленными подвалами обезглавленной Твери и пособием, на котором будет строиться обучение российских школьников одному из самых важных предметов (кто бы мог подумать!), мой выбор падает на последнее.

Президент России наконец-то поручил создать такой учебник. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов дал год на разработку. Похоже, спор образованной общественности, длившийся по крайней мере последние лет пять, подходит к логичному завершению. Учебник появится. С чем вас и поздравляю!

Насколько качественным он станет – вопрос сложный, но мы смеем надеяться, что им будут заниматься настоящие профессионалы-историки от науки и педагогики, а не политологи, социологи, физики, публицисты, псевдоученые и популяризаторы науки с партийным образованием. Последняя группа и так уже много чего понаписала.

Если вы думаете, что ученых-историков у нас нет, потому что в советское время был один-единственный марксистский подход и многие исторические дисциплины, смежные науки и просто другие исторические подходы не изучались, я вас разочарую. Вы недооцениваете наше историческое сообщество, которое быстро смогло войти в русло общемировых тенденций.

Да, оно еще не завоевало безусловный авторитет крепкого экспертного пула. Этого и не могло быть, ведь российская история уже минимум лет 20 стала предметом политических пересудов, а историческая наука была вынуждена в это время реформироваться, сбрасывая с себя однобокость и зажатость советских подходов. Например, поэтому 1135 год стал считаться датой основания Твери. Чистая политика, мол, старее даже Москвы, хотя серьезно доказуем только конец XII века.

С тем, кто будет делать, проблем нет. Вопросы возникают по тому, как это будет выглядеть. Ну, как во многих странах любимой нами Европы, где подобные пособия «официальной истории» спокойно функционируют. Задача представляется одновременно простой и сложной. Создать учебник, который не будет пудрить мозги школьнику «размышлизмами» о миссии России как сверхдержавы и «третьем Риме», а давать основные, признанные в научном сообществе, базовые исторические знания по истории родной страны.

Это средняя школа, не забудем. Дальше, в вузе, пожалуйста, хоть обчитайтесь других учебников, предлагающих версии, интерпретации, откровенную фальсификацию или некий неожиданный подход в виде «исторической беллетристики». Это нормально. И задача как раз в том, чтобы сознание молодого человека, вчерашнего школьника, было готово к таким неожиданностям. Студент будет иметь возможность отфильтровать все это через полученную базу и с помощью натренированной способности размышлять, которая была заложена на уроках истории в школе.

– Хороший учебник истории всегда оставляет пространство для размышлений, для выстраивания различных версий того, что происходило, – отметил Дмитрий Ливанов. – Пособие должно не навязывать точку зрения, не подсказывать единственно верное толкование фактов, оно должно, напротив, подталкивать к рефлексии.

Если отмести откровенную «чушку», то существующие учебники истории расходятся всего по нескольким глобальным темам: происхождение древнерусского государства, Революция 1917 года, Великая Отечественная война и фигура И.В. Сталина, а так же новейшая истории России. Не так уж и много и не так уж сложно, если отбросить эмоции и скатывание к ура-патриотизму или, наоборот, принижению русского человека, государства, нации.

О чем говорят эти четыре примера-темы? О том, что школьнику нужны факты. Исторический факт, напомню, – зафиксированное в источнике и введенное в научный оборот событие, идея, действие и т.д., достоверность которого признается большинством ученых, специалистов в своей области. Достоверность в свою очередь складывается из доказанной правдивости источника, правильности применения научных методов и логичности сделанных выводов. Усе! Не так сложно, правда?

Почему бы не составить учебник из таких фактов и осторожно, взвешенно дать им оценку. Все остальное – версии, другие интерпретации фактов, подборка дополнительных, не векторообразующих фактов – учебный процесс, где должен будет проявиться талант и профессионализм учителя. История учит выбирать главное, а не возводить в абсолют тенденции из малозначимого фактического материала, демонстрируя дилетантский подход и передергивание.

Сегодня же так получилось, что в России прописные истины стали предметом спекуляций, которые готовы превратить историю русского государства в помойку. Чтоб у нынешних россиян сложилось одно-единственное чувство стыда за свою страну, и они быстренько стали думать, что американцы открыли Россию и в одиночку выиграли Вторую мировую, а славяне – это тупиковое племя, которое «ваще» лучше бы не вылазило на арену истории.

Ерунда все это, ибо к науке не имеет никакого отношения. А история такая же наука, как и все остальные, и ей присущ такой же объективизм. Просто он достигается более трудным путем, чем объективизм, скажем, химика или представителей других наук о природе.

Когда мы даем оценку исторических событий, не стоит забывать простой вещи – исторический процесс сам по себе нейтрален. И задача историка – ответить на простой вопрос «Почему?», а затем классифицировать «Что это было?» и разобраться «Как это было?», и в довершении (высший пилотаж!) попытаться предсказать будущее (для историков новейшей истории, чем они и ценны). Почему было крепостное право, чем оно отличается от классического рабства и как протекала жизнь крепостных, к чему привело, какие пережитки его мы ощущаем сегодня – вот условная цепь вопросов грамотного историка, желающего работать не на чистую науку, а на улучшение современной ему действительности.

Какой, блин, патриотизм может быть без знания собственной истории! Но принципиальная разница в том, что патриотизм должен воспитываться не вокруг того, что Сталин был крутым менеджером, а вся его политика тирании с репрессиями и т.д. – оправданная жестокость. Тонкие и неприглядные страницы есть в истории любого государства. Aber, Entschuldigung, немцы, которые раскаялись и признали ошибки нацистского режима, до сих пор благодарны «товарищу Гитлеру» за две очень важные вещи: сплочение нации и возвращение уважения к себе как сильному народу после фиаско Первой мировой войны.

В истории, как и в самой жизни, не бывает только положительного, или только отрицательного, поэтому оценивать надо взвешенно, а не огульно, руководствуясь эмоциями, через призму собственных ценностей. Вы можете кого-то из исторических персонажей ненавидеть, точно так же его любить, но это ваши личные проблемы. Когда Цезарь переходил Рубикон, ему было плевать, что о нем подумают спустя века.

Патриотизм же воспитывается на понимании того, в какой стране ты живешь, какие государство и общество сегодня испытывают какие проблемы. Чего-чего, а примеров героизма и величия российской государственности и культуры не занимать. Мы не бывшая колония в Африке с границей по линейке и чужим языком колониста.

Вообще, спор в оценках – это не для средней школы. Общественно-политические взгляды устойчиво оформляются у человека к 30 годам (если вообще оформляются), вот тогда и можно будет зарубиться на кухне с соседом-филологом, кто круче – Путин I или Петр I. В средней же школе вполне достаточно знать, кто такой Кутузов и Наполеон, и как русское войско оказалось в 1815 году в Париже, а не вдаваться в рассуждения о законах развития империи и вообще исторических закономерностях, которых, впрочем, не так уж и много, сродни великим изобретениям человечества.

Наконец, если знание об историческом процессе на территории этой страны будет отделено от шелухи глупости и налета фальши, то мы сможем лучше понять, почему Тверь этой весной утонет в талой воде. Европейские дороги ведь выросли не на пустом месте, за что должны передать большое спасибо римлянам.

История – это инструмент освоения действительности, набор письменных принадлежностей для национального самоописания, самопознания. Ну, как Голливуд в Америке. И если в школе у вас не было нормальных уроков труда, вы не научитесь работать паяльником или забивать гвозди. С историей то же самое – только намного глубже и важнее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0

КОММЕНТАРИИ 14

Для комментирования Вам необходимо .

regtver

1. Вы правильно сказали, что история - это объективная найка. То есть учебники истории нужно строить на исторических документах, а не на измышлениях типа Климова. Но сразу встает проблема - более 50 процентов архивных материалов закрыты для доступа граждан. И в ближайшее время открыты не будут. Поэтому можно врать про революцию, про войну, да и про древние времена.
2. Чтобы писать учебник, нужны исторические изучения. Например, можно легко сейчас доказать, что Тверь была образована гораздо раньше 12 века и причем финно-угорами. Достаточно съездить на почти несохранившиеся остатки поселений вблизи Твери и все станет ясно. А кому хочется переписывать историю и тем более признавать, что вдоль Волги первыми поселенцами были финны.
3. Самый болезненный вопрос - национализм. Нам в школе, например, такое несли в учебниках про татаро-монгольское иго, что в нашем мозгу отложилось, что это бандиты и рэкетиры. Угу, только именно в этот момент происходит расцвет русских городов. Про опричину вообще молчу. Бред идиотов. Так давайте напишем истину про роль еврейства. А как же мы тронем евреев и их поганую роль в истории России? Значит, этот вопрос будет опущен. А история с пробелами кому нужна? Это опустим, это нарисуем.
Поэтому могу сказать сразу - учебник русской истории никогда не будет написан объективно. Забудьте. Тем более, что писать его будут евреи. Смешно...

0
0
Станислав Гвизда

1. А что вы по древним временам собираетесь найти в закрытых архивах? Зеленых человечков? )) Или по ВОВ, что нужно знать школьнику. Про загранотряды, которыми, якобы, Союз выиграл войну?
2. Ну, почему-то до сих пор археологи не смогли так "легко" это доказать. И вряд ли из-за политических моментов.
3. А вы еще про масонов вспомните. не упомянуть про них - это исторический пробел? тем более для 7 класса? Евреи сюда же.
А национализм - вещь нормальная ,в разумных пределах и при правильном подходе, ведь при Орде тоже кто-то процветал, а кого-то раз в 20 лет выжигали дотла.

0
0
    regtver

    Вы, судя по реакции, относитесь к евреям или полуевреям. Вообще-то нормальный человек это никогда не подчеркивает. Не советую, нынче это не модно.
    Про масонов и про хазаров знать нужно. Потому что тот же Тверской деловой клуб, косящий под масонов, кроме смеха ничего не вызывает у нормального и грамотного человека. Быдло наворовало денег и пытается уединиться в закрытое общество. Закрытое от быдла, которое еще не успело наворовать. А по сути оно и есть быдлячье общество. Поэтому, чтобы понять сущность полуевреев, и это нужно изучать.
    Насчет археологов. Стыдно называть себя журналистом, а не понимать, что такой науки как археологии уже как таковой нет. Да и историков уже нет и в помине. Приведу недавний пример с сайта "Все о Твери". Там какая-то малообразованная историчка-полуархеолог вещала, что нет перехода под Тверцой в районе двух монастырей. Ну да, дамочка-историк ведь никогда не читала архивы, старославянский вообще ни в зуб ногой, но вылезла гутарить на темы,о которых вообще не знает. Уж столько было археологических раскопок, что дамочке-историку и не снилось. Но ведь она архивы читать не умеет, да и не дадут с таким уровнем познаний. Она только может студентов обучать зеленым человечкам.
    Историю нужно знать. Стыдно, что мы не знаем даже историю своего края. Вы про историков и археологов. А где же эти ученые были, когда памятник Михаилу Ярославичу водрузили прямо в крепостном рву. Вы считаете нормальным, что основатель Твери стоит на месте рва?
    Или нормально, что храм у Путевого строят на месте немецкого кладбища? А потому что учебник по истории молчит, что там немецкое кладбище, что там останки более 100 немецких солдат. И наша церковь не считает это чем-то ужасным строить на костях. И где же наши историки? А где археологи, которые знают, что там строить нельзя из-за грунтовых вод и плывунов? Что же молчат о судьбе зданий-храмов, которые строились ранее на этом месте? А потому что нет их, ни историков, ни археологов. Есть типа Климовы со своим бредом.
    Знать истинную историю - это означает, что можно многих ошибок не повторять в будущем. А если историю будут писать жиды типа сами знаете кого, то такие учебники лучше вообще не читать.
    Так что пишите про зеленых человечков. У Вас будет гораздо больше читателей. Или у Вас про зеленых человечков в истории России - весеннее?

    0
    0
khim

Вы действительно полагаете,что в бесчестное время напишут честный учебник? Не смешите.Хотя когда его напишут,смешно и не будет,в этом то я уверен.

0
0
    Станислав Гвизда

    Да мне и сейчас не смешно. Когда еще учился, чуть ли не историческим бестселлером значился Фоменко и Носков со своей математической "интерпретацией", где среди прочего древняя история была выдумкой средневековых мужей и т.д.
    Год - вполне достаточно, потому что настоящему специалисту, у которого единый учебник в голове и в половину на бумаге, не составит напряга его написать за этот срок. Кстати, нормально, если потом лет десять уйдет на устаканивание, а в последующих редакциях будут учтены новейшие исследования.
    И, да, я не понимаю, что такое "честный" учебник. Вам историческая правда что ли нужна? А что это такое по-вашему? Признать, что Сталин - родня Гитлеру? Попробуйте, докажите. Или вы подразумеваете, рассказать, как было на самом деле? ))) А вы можете сегодня сказать, как чистили за эту зиму город Тверь - ну, без эмоций, максимально объективно?

    0
    0
Станислав Гвизда

regtver, весеннее, увы, кажется, у вас...
Если масоны - это трендообразующий фактор истории, то вам как раз в историческую беллетристику. Для серьезной науки, не признающей теорию заговора, это всего лишь влиятельное общество, коих в истории была и есть тьма. Может, сейнтологи г-на Рона тоже творят историю?
Археология... Ну зачем же так... Как археология сможет вам подтвердить, что под Волгой был какой-то ход? Знаете, сколько стоят такие исследования? И вообще - вам важно знать, что такой ход был? Это пример популярной истории, на массового человека, которому интересны всякие тайны, а не то скучное, как русские сословия всю свою историю боролись за свои права. Это же не важно, не пригодится, в отличие от хода, и немецкого кладбища, разбитого уже ПОСЛЕ его снесения, спустя 700 лет... Пусть он хоть на мавзолее стоит, но он был там на столетия раньше. Так что это проблемы немцев, нехрен было Гитлера к власти приводить и в Россию переться!
И, если голос историков молчит, это не значит, что их нет. Я же в статье говорил, что историю подмяли под политику и квазинауку, типа, климовщины. А кто виноват? Народ! Необразованный и живущий в мифах интересности, скандальщины и нижнего белья из фаворитской постели Екатерины Великой, немки... Пока людям интересней, кто же убил Павла Первого и в какой связи Распутин состоял с императрицей, ничего у нас не выйдет с рвами и памятниками.
А вообще - нам в помощь пытаются создать учебник, по которому дома можно учить детишек уму-разуму, так что не рубите инициативу с плеча. Это лучше, чем сегодняшний разброд.

0
0
    regtver

    Еще раз убеждаюсь, что с историческим образованием в Твери совсем плохо...

    0
    0
khim

Какие проблемы,каких немцев? Их же перезахоронили после освобождения Твери.Нет там никаких костей.И не падал он почти 500 лет,несмотря на плывуны )))...И никого собственно не волнует,что в Городском саду мы ходим по обломкам того самого храма и мощам святых из него,а набережная облицована мраморной плиткой от того же собора.
А вот про евреев у дамы конечно больная тема ))

0
0
    regtver

    Для особо одаренных и евреев. Немцев после войны никто не перезахоранивал. Кресты повыковыривали и повыбрасывали. Летом снимала раскопки на Путевом, подъехал работник музея, попросил отфотографировать за забором кости на месте копания. Работник музея сказал, что там кости валяются уже неделю. Костей не нашла, но и начавшиеся раскопки были засыпаны землей.Да и кому эти немцы были нужны после войны, не до этого было. Да и официальных подтверждений перезахоронений нет. Я понимаю, что евреи ненавидят немцев, да и русских, но немцы тоже люди, тем более захоронены солдаты, которые выполняли свой долг. Хотя "здоровые" на голову евреи этого никогда не поймут. Рада, что хоть не отрицаете, что кладбище там было, и что церковь строит храм на месте кладбища.
    Насчет 500 лет храму. Вы где такие даты вычитали? Или на историческом факультете научили? Вы подумайте своей головой, если она конечно действительно здоровая, когда в Твери началась эра каменных зданий. Какие 500 лет? Со счетом проблемы? Бывает, особенно у некоторых наций...
    Господа евреи, ну что же Вы так реагируете? Ну не любят Вас нормальные люди, чего так злиться? Ну нельзя Вас пока что ни за что уважать, ничего хорошего Вы для России не сделали. Только все плохое от Вас исходит. И учебник сейчас евреи такой напишут, что уже страшно за историю России.

    0
    0
медное 521

Тема поднятая Вами, Станислав, очень многогранна. Такую тему в маленьком посте даже не надо было затрагивать. Вот есть два мнения - Ваше и Регины, а ни один из профи - историков (ТГУ) не ввязался в полемику по своему любимому предмету. Хотелось бы их услышать. Услышим ли? Нет? Если нет, то этим многое будет "сказано". Тогда "главный тверской" наш политолог,историк, аналитик будет снова и снова учить нас своей "истории".Я во многом согласен с Региной (правда не целиком,но насчёт еврейства и его роли согласен). Что, мне кажется, отличает сегодняшних журналистов - они в публицистике, как дворник и ветер: одни сметают листья, другие наметают их. А на счёт учебника. Его пока нет.Как его напишут - никому пока не ведомо. К мнению нашему, наверняка не прислушаются. Сделают по своему, как надо сегодняшнему руководству страной. Потому что это руководство считает и ещё долго будет считать нас, простых обывателей, патриотов и не патриотов, русских, не русских одним ёмким русским словом "......" (холопы).

0
0
Станислав Гвизда

ну, пост не такой уж и маленький - сегодня и столько букв считается много )) Если вам станет легче, то в этом посте я представляю не журналистов, а как раз ТвГУ, истфак. Разрешите представиться - магистр истории. День добрый! Особый привет regtver. Готов поговорить о качестве истфака в Твери. Когда я учился, хороших преподавателей еще хватало )

0
0
ANDREU

Что то почитал я, да послушал и захотелось сказать спасибо татаро-монголам за их 300-летние труды по созданию государства российскогоо. (извиниюсь за прописные/строчныые).

0
0
Vasilois

Ну, ежели холопы-составители не попортят усе, то Царь вельми толковое повелел - создать единую концепцию Истории Отечества.
Но толку от этого будет только в том случае, если составители этого нового учебника будут иметь в виду, что на самом деле большая часть нынешнего курса офиц.истории, доставшегося нам от Романовых и большевиков - это ложь, сконструированная на основе выдумок прокитайских и прозападных историков-идеологов.
Читайте в статьях “О подлинной истории стратегических этносов Евразии” и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» - в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами, а никак не верными друзьями» (Л.Н. Гумилев).
Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды(книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-разоблачение фальсификаций идеологов-пропагандистов врагов наших предков - в том числе романовских "гастарбайтеров-историков" и других сочинителей "исторических произведений" - как западных, так и ближне- и дальневосточных. Там же и о конструировании курса "Истории России" масоном Карамзиным по заказу Романовых - ставленников иезуитов-крестоносцев. Все прояснено в книгах-расследованиях, вкратце - в указанных статьях.

0
0
Vasilois

Неплохая идея - создать единую концепцию Истории Отечества. Но толк от этого будет только в том случае, если составители этого нового учебника будут иметь в виду, что на самом деле большая часть нынешнего курса офиц.истории, доставшегося нам от Романовых и большевиков - это ложь, сконструированная на основе выдумок прокитайских и прозападных историков-идеологов.
Читайте в статьях “О подлинной истории стратегических этносов Евразии” и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» - в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами, а никак не верными друзьями» (Л.Н. Гумилев).
Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды(книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-разоблачение фальсификаций идеологов-пропагандистов врагов наших предков - в том числе романовских "гастарбайтеров-историков" и других сочинителей "исторических произведений" - как западных, так и ближне- и дальневосточных. Там же и о конструировании курса "Истории России" масоном Карамзиным по заказу Романовых - ставленников иезуитов-крестоносцев. Все прояснено в книгах-расследованиях, вкратце - в указанных статьях.

0
0