Чудо-Юдо из Вышнего Волочка: как диск-жокей провинциального клуба стал героем диснеевского фэнтези
Александр Семчев рассказал Tverigrad.ru, за что он любит свой родной город и почему ему неприятна тема похудения.
Многие думают, что обычному человеку, родившемуся в маленьком провинциальном городке, добиться славы и признания не реально. Однако есть примеры известных личностей, которые несмотря ни на что смогли стать популярными.
Очередным героем нашего проекта «TVERTEAM. Истории успеха» стал настоящий народный любимец, заслуженный артист России Александр Семчев. Пожалуй, это самый известный уроженец Тверской области. В его фильмографии значится около ста картин, а на театральной сцене Семчев сыграл ещё больше ролей.
Александр Львович родился и вырос в Вышнем Волочке. Этот город он всегда с гордостью называет своей родиной и охотно приезжает сюда погостить к родным. Сейчас в Волочке у Семчева живёт старшая сестра.
— Меня здорово тянет сюда. Здесь совсем другой уклад жизни, нежели в Москве. Столица суровее, холоднее, дороже. А в Волочке отдыхаешь. Мне кажется, здесь никто никуда не торопится. Вот заехал сегодня в магазин: на кассе стоят 10 человек. Кассирша еле-еле пробивает товар. В Волочке есть своя прелесть, — улыбнулся своей добродушной улыбкой Александр Львович.
Место для интервью нам любезно предоставил Вышневолоцкий областной драматический театр. Именно здесь начинал свою актёрскую карьеру Семчев.
Поиск себя
Александр Львович поделился, как прошли его детство и юность в родном Волочке. Того дома, где он жил с мамой и сестрой, уже давно нет – дом обветшал и попал под ковш. Как говорит актёр, двор был большой и дружный. Ребята гоняли мяч, играли в войну и прятки, лазали по стройкам. В общем, отрывались на всю катушку. Самая популярная игра была казаки-разбойники. «Нынче такой игры и нет», — с досадой констатирует Александр Львович.
В детстве он посещал практически все кружки, которые были в местном Дворце пионеров.
— Немножко занимался музыкой, ходил в кукольный кружок, занимался шахматами и судомоделированием. Наверное, так я искал себя, — считает актёр.
С 15 лет он стал подрабатывать на танцах в качестве диск-жокея. Модная музыка была труднодоступна в Советском Союзе. Достать качественную запись было очень сложно. «И речь не только о таких коллективах, как Modern Talking, CC Catch. Трудно было достать даже кировский концерт Владимира Кузьмина 83-го года», — вспоминает Александр Львович.
— Поскольку Вышний Волочёк стоит между Москвой и Петербургом, все модные музыкальные веяния 70-80-х годов были здесь. Молодёжная миграция была довольно сильная. Мы спокойно садились в поезд под названием «Юность» и ездили в столицы. А оттуда привозили моду: куртки-аляски, шапки-петушки… Ну и музыку, — рассказывает Александр Семчев.
В Вышнем Волочке велось активное строительство — один за другим возводились дома. Актёр вспоминает, как они с друзьями достали строительные прожектора для дискотеки, на фабрике ёлочных игрушек выпросили быстросохнущий лак, чтобы покрасить танцпол.
— Буквально за стеной был клуб опытно-экспериментального завода. Там была центральная дискотека, площадка №1 в Вышнем Волочке. Иногда она перекочёвывала в городской сад. Ни о какой учёбе тогда речи не шло, — слегка улыбаясь, ностальгически вздыхает и вспоминает собственную юность актёр.
Театр и кино
После школы он был призван в армию. Службу проходил в космических войсках. Сразу после армии Семчева пригласили работать в Вышневолоцкий областной драматический театр в качестве замдиректора по хозяйственной части. Через какое-то время его зачислили во вспомогательный состав. Александр Львович участвовал в массовках и был на подхвате.
— Однажды к нам приехал выпускник Щукинского училища Леонид Колосов и поставил спектакль «Блэз» по пьесе Клода Манье со мной в главной роли. На спектакль приехали люди из кафедры режиссуры и посоветовали мне поступать в Щукинское. Я скопил денег и уехал в Москву. Прошёл в Щукинское на раз, даже без конкурса, — рассказывает Александр Семчев.
Как признавался актёр, после окончания училища он долгое время разрывался между двумя городами – родным Волочком и Москвой.
— Это было начало 90-х годов. Тогда пошли первые кооперативы. Я не знал, чем заниматься. Была жуткая разруха. Деньги зарабатывать я не умел. В Вышневолоцком театре мне платили порядка 110-130 рублей, мои товарищи в это время работали в строительном кооперативе и зарабатывали очень прилично. Крутить музыку на дискотеке мне уже надоело. Что дальше? Спиваться? Слоняться по проспекту? И я уехал в Москву. И слава Богу, что так получилось. Нисколько не жалею, — говорит Александр Львович.
Москва встретила его приветливо. Александр Семчев полностью погряз в спектаклях и постоянных гастролях. Вскоре он получил свою первую кинороль — в криминальной комедии Василия Пичула «Небо в алмазах», которая вышла на экраны в 1999 году: «В этом фильме играли Коля Фоменко, Алла Сигалова, Анжелика Варум. Ну и я затесался».
Однако невероятную популярность и узнаваемость актёру принесла реклама пенного напитка «Толстяк». Александр Семчев долгое время был лицом этой марки. Наверняка многие помнят рекламу «Толстяка». Персонаж Семчева за посиделками с друзьями забывал обо всём на свете и попадал в забавные ситуации. Актёр сразу полюбился зрителям.
— Да, именно тогда настал момент узнавания. В СССР был серьёзный кинопрокат. И снявшись в одной картине, люди становились знаменитыми в одночасье. А в 90-е года ни о каком высоком киноискусстве речи не шло, — сказал Александр Львович.
В последнее время известный артист театра и кино всё больше уходит в сторону кулис и подмостков. Александр Семчев признался, что кино для него – это заработок, а театр – настоящее искусство.
— У меня порядка ста киноролей, но какой-то ключевой так и не обрёл. Да и главных ролей у меня — раз, два и обчёлся. В основном, из-за болезненной полноты все от меня ждали некого комизма в моих проявлениях. Был у меня любимый спектакль — «Школа жён». Я играл его в театре Олега Табакова — знаменитой «Табакерке». Этот спектакль собирал залы. Но с сентября его не ставят. В театре тоже есть понятие «производственная необходимость». Репертуар идёт дальше. У меня появились новые работы. Я сейчас служу одновременно в трёх местах. Основное моё место службы — Московский Художественный театр имени А. П. Чехова. Там я уже 25 лет, там находится моя трудовая книжка. Константин Богомолов пригласил меня в свой Театр на Малой Бронной. Там у меня две работы. И вот совсем недавно в Театре Наций у Евгения Миронова у меня вышел спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Плюс я ещё преподаю в Щукинском училище и веду собственную детскую театральную студию, — рассказал Семчев.
— А от кого Вы унаследовали свой актёрский талант?
— Не знаю. Я из совершенно обыкновенной семьи, творчеством никто не занимался. Разве что отец мой покойный участвовал в художественной самодеятельности. Говорят, у него это хорошо получалось. Отец играл в ресторане на тромбоне, был настройщиком на фабрике пианино. Видимо, это был музыкально одарённый человек. Он умело подбирал образы, даже перевоплощался в женщин. Но к актёрской профессии это никакого отношения не имеет. Всё же актёрская профессия — это гораздо глубже, интереснее.
Двое старших сыновей Семчева решили не идти по стопам своего родителя: один сейчас работает на железной дороге, другой – на заводе. Однако младший сын сделал выбор в пользу творческой профессии: «В этом году он поступил на звукорежиссёра. Занимается рэпом, создаёт музыку».
Disney
Среди наиболее ярких последних актёрских работ Семчева – роль Чуда-Юда в фэнтези компании Disney «Последний богатырь». Александр Львович воплотился в образ великанши.
— Трудно было играть женщину? – полюбопытствовал я.
— Женщин не играют. Не обязательно надевать на себя чулки, чтобы быть женщиной. Важно передать характер. А в этом ничего нет сложного. Актёрская профессия заключается в том, чтобы подсмотреть и присвоить. В театральных школах даже есть специальный раздел, который называется «Наблюдение». Походка, манера, разговорная речь — всё это в копилке работает для создания некого образа. Мы шли от внешних проявлений, оставалось только вложить душу.
По словам Александра Семчева, этот образ требовал не только актёрских навыков, но и серьёзной работы специалиста по пластическому гриму: «Там играют только мои глаза. Всё остальное — это костюм».
Над пластическим гримом актёра работал настоящий гуру этого ремесла — Пётр Горшенин. В его послужном списке значатся нескольких десятков фильмов, среди которых боевик «Особо опасен», одну из главных ролей в котором исполнила Анджелина Джоли, «Дневной дозор», «Вий»… Пётр Горшенин принимал участие в создании фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Именно он превратил Сергея Безрукого в великого барда Владимира Высоцкого.
До фильма «Последний богатырь» у Александра Семчева не было опыта с пластическим гримом, и на съёмках он до конца не понимал, как же управлять своим персонажем и как вообще всё это работает. Однако актёру было совершенно не любопытно увидеть себя на экране.
— На предпремьерном показе первой части фильма я присутствовал, вторую часть не смотрел. Третью часть мы снимали сразу после второй. Её ещё не показывали? – удивил меня вопросом актёр.
За последнее время Александр Львович сильно изменился. Он потерял фактические половину своего веса — 100 килограммов. И теперь актёр старается поддерживать хорошую физическую форму.
По словам Семчева, вопреки всяким слухам, он сбросил вес благодаря жёсткой диете, а не хирургическим вмешательствам. Чрезмерная полнота становилось ему невмоготу, и Александр Львович принял решение худеть.
— Это должно щёлкнуть здесь, — постучал пальцем по своему виску актёр. — Я весил порядка 190 килограммов. Нужно было срочно что-то менять. К этому делу я подошёл радикально: в течение двух лет зашил себе рот, напрочь поменял пищевые привычки: отварная курица, две ложки гречки и много-много салата. Тарелку я мысленно делил на три части. Вот получилось то, что получилось.
Актёр признался, что не любят затрагивать эту тему: «Как только всё это случилось, меня начали одолевать журналисты. До сих пор мне звонят и просят интервью».
В завершении беседы Александр Семчев поделился советом, как начинающим актёрам, которые стремятся к славе, добиться успеха. Рецепт очень прост: «Труд и его величество случай».
— Когда мы снимали «Ликвидацию» в Одессе, я тем же вопросом подошёл к Володе Мошкову. Он мне сказал: «Здесь нужны две вещи — знание текста и вдохновение». Сейчас по телевизору в основном показывают КВН, Comedy Club и тому подобное. Но это всё ни о чём. Быть актёром дано не каждому, ведь эта профессия требует невероятных усилий, — сказал Александр Львович.
По мнению актёра, таланта не существует, есть только желание и труд.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти