Го в самбо: в Тверской области священник-единоборец учит детей боевым искусствам

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Корреспондент Tverigrad.ru встретился с отцом Артемием Рублёвым, который прошел путь от программиста до протоиерея и самбиста.

На окраине Оленинского округа в пяти километрах от трассы М-9 приютился поселок Мирный. Он полностью оправдывает свое название, место это действительно умиротворенное. Чистенькие улочки, размеренный ритм жизни, тишина. Некогда здесь бурлила жизнь благодаря созданному в 1955 году Оленинскому опытному леспромхозу. С середины 70-х годов прошлого века сюда на международные и всесоюзные соревнования съезжались толпы лесорубов. Но это осталось в прошлом. О бурной жизни напоминает, пожалуй, лишь пустующая ныне гостиница. Хотя, местные старожилы до сих пор с улыбкой вспоминают веселых и брутальных лесорубов.

Одно из природных украшений Мирного – большой пруд с кувшинками. В воде отражаются кроны вековых деревьев и сияющие купола деревянной церкви. Это храм святого равноапостольного Николая Японского (об этом святом читайте в конце репортажа, – Авт.) и, в нижней, цокольной части, – святой блаженной Матроны Московской.

К храму ведет аккуратная, по бокам обнимаемая гравием, бетонная дорожка. Территория чистая, светлая, благоустроенная, даже с элементами ландшафтного дизайна. Все это создано руками прихожан и настоятеля храма – протоиерея Артемия Рублёва. Это высокий крепкий священник с лицом ученого. Настоящий 56-летний богатырь-интеллектуал (для начала посмотрите короткий видеоролик об отце Артемии,  а после читайте продолжение репортажа об этом удивительном человеке, – Авт.).

Родился он в Калинине, ныне Твери. Отец, Валерий Леонидович, был сварщиком на Калининском домостроительном комбинате, мама, Людмила Федоровна, работала на железной дороге.

– Как и все нормальные советские пионеры я хотел быть космонавтом или изобретателем, – смеется отец Артемий. – Но, если серьезно, то я хотел быть связистом. Вообще в юности много было увлечений. Меня интересовали лингвистика, программирование, хотя в то время не было доступа не только к компьютерам, но и к большим ЭВМ. Но, тем не менее, примерно с 6-7 класса читал книги по языкам программирования, брал их в библиотеках, дома на листочке бумажки писал программы и сам же их выполнял.

А еще с юных лет пионер Артур (имя Артемий ему дали после крещения в 20 лет, – Авт.) увлекался единоборствами. Сначала ходил на дзюдо, потом занялся русской борьбой. Это впоследствии очень поможет не только ему, но и подросткам в Мирном.

Возмужав, Артур два года отслужил в армии, учился в Московском институте связи. Некоторое время работал программистом на тверском предприятии «Центрпрограммсистем», затем – в райкоме комсомола. После того, как комсомол приказал долго жить, подрабатывал даже сторожем. В 24 года женился на прекрасной девушке Галине. Сейчас у них семеро детей и четверо внуков.

Итак, ему было чуть больше 20 лет. Скоро, очень скоро жизнь молодого человека кардинально изменится.

– Люди условно делятся на две категории. Одни считают, что все совершается случайно, а другие – что случайностей не бывает, что все совершается по промыслу Божию. Пытаясь разобраться в этом мире, в том, как все это устроено, я вдруг заметил, что случайностей не так уж и много, как кажется. И после этого пришел к мысли о творце,

– объясняет отец Артемий.

В поисках ответов на вопросы он стал часто ездить в Городню к своему духовнику отцу Леониду Водолазскому, который сейчас является директором православной школы в Твери.

– Он же и благословил меня определиться: в церкви я буду или около церкви. Я выбрал служение в церкви, – рассказывает протоиерей.

Стал алтарником, затем дьяконом, затем – священником. Первые 13 лет служил в Покровском храме Твери под началом отца Павла Сорочинского. Говорит, что с добротой и теплотой вспоминает те года. Волею судеб оказался в Мирном, куда и был назначен служить настоятелем храма Николая Японского в 2005 году.

– И у меня, и у матушки была мечта уехать из города на приход в сельскую местность. В городе людей больше, поэтому теснее получается, там была пустота в толпе. Там можно быть незнакомым даже на одной лестничной площадке, живя через стенку друг с другом, а здесь все друг друга знают, здесь между людьми более человеческие отношения. Приехал сюда — и любовь с первого взгляда. Влюбился и в храм, и в поселок этот влюбился,

– тепло улыбается отец Артемий.

Постоянных прихожан в храме немного – человек 30. Хотя по праздникам собирается и по сотне верующих. У отца Артемия часто спрашивают – о чем молиться Николаю Японскому, о чем просить этого святого?

– Разбираясь в жизни Николая Японского, читая его дневники, я понял, что главный его успех заключался в том, что он научился понимать других людей и быть ими понятыми. Япония и японцы были на тот момент (начало XX века, – прим. Ред.) настолько сильно отличающейся от европейской цивилизацией, что они для нас могли выглядеть инопланетянами, как и мы для них. Николай Японский, несмотря на пропасть, которая разделяла нас, смог сделать так, что даже те, кто был враждебно настроен к нему, стали крещеными. Умение понимать и быть понятым, именно его не хватает нам, именно отсутствие этого умения приводит к разобщенности и вражде в нашем мире. Поэтому, если вас не понимают, или вы хотите чтобы вас поняли, обратитесь к Николаю Японскому,

– объяснил отец Артемий.

Священник признается, что как только стал настоятелем храма, перед ним встала проблема, как привлечь в церковь молодежь. Впрочем, это проблема любого приходского священника. В некоторых храмах дети занимаются хоровым пением или рисованием. Но, в данном случае, это не подходило.

– У меня получилось так, что Господь не дал музыкальных способностей, по ушам медведь походил в детстве, оттоптался изрядно, поэтому слуха не было,

– смеется протоиерей.

Ответ нашелся достаточно быстро. Священник подумал: а почему бы не заниматься с подростками борьбой, которой он сам увлекался с детства? Тем более, что именно Николай Японский в свое время благословил Василия Ощепкова на создание борьбы, которая могла бы стать русским национальным боевым искусством. В итоге появилось самбо. Так что родина Николая Японского, а он родился недалеко от Мирного в деревне Берёза, сама подсказала ответ священнику.

Сначала отец Артемий занимался с местными детьми не самбо, а русской борьбой. Затем познакомился с главным тренером Ржевской школы самбо и дзюдо Александром Образцовым. Тот и начал учить и детей, и самого священника самбо. Вскоре протоиерей сам стал преподавать подросткам самбо, создав клуб «Никорай-до» (в переводе с японского – «Путь Николая»). Понятно, что без благословения епископа Ржевского и Торопецкого Адриана ничего не получилось бы. Но архиерей понял священника, одобрил его идею и дал свое благословение. Помог и глава Оленинского района, ныне округа, Олег Дубов, который выделил для секции самбо помещение в пустующем детском саду.

Параллельно самбо отец Артемий начал учить детей старинной логической игре «го», которой насчитывается уже несколько тысячелетий. Ребята стали развиваться не только физически и духовно, но и интеллектуально. Го и самбо. Такой вот получился симбиоз. Логика в борьбе.

– Самбо, это, во-первых, хорошая школа для воспитания характера у детей. Очень важно, если у тебя получается, не «зазвездить», не «поймать звезду», то есть не возгордиться, пройти испытание медными трубами. Это очень хорошая духовная школа. Если же ты, наоборот, проигрываешь, то самбо учит найти в себе силу воли не сломаться, не впасть в уныние, а найти в себе силы и перешагнуть эту полосу неудач, снова встать на путь побед. Это сильнейший воспитательный элемент,

– считает священник.

В доковидные времена самбо и «го» в Мирном занимались 14 местных школьников. Однако, когда случилась пандемия, родители, и не только в Мирном, но и по всей стране, стали забирать детей из секций. Сейчас в «Никорай-до» шестеро ребят в возрасте от 10 до 15 лет. Уча детей самбо, отец Артемий не забывает и о духовном.

– Я считаю крайне важным, необходимым любую борьбу, а в частности самбо, борьбу, которая создана с благословения святого, обязательно перемешивать рассказами и наставлениями о духовной жизни. Человек должен быть не только ловким, сильным и умелым, он должен быть одухотворенным,

– объясняет священник-единоборец.

Вопрос о том, приходилось ли ему в жизни самому применять самбо, к примеру, в случае нападения хулигана, заставляет священника улыбнуться:

– Нет, Бог миловал. Я в такие ситуации не попадал, ни в юности, ни в зрелом возрасте. Я думаю, самбо как раз полезно тем, что ты не попадаешь в такие истории. Парадоксально, но это так. Хотя, конечно, не само самбо спасает человека от таких ситуаций, а Господь огораживает. Хочется притчу вспомнить. Встречаются два человека. Один – монах буддийский, другой – монах православный. Буддийский монах говорит: «Ну что там твоя вера, вот вчера я шел по рынку, меня укусила бешеная собака, я сел в позу лотоса, начал медитировать, сконцентрировал энергию Ци на ране, выжег всю эту заразу, и, как видишь не заболел, рана затягивается». На что православный монах отвечает: «Знаешь, я вчера помолился, пошел на рынок, и меня собака не укусила».

Артемий Рублёв серьезнеет и объясняет, что отношение Православия к боевым искусствам всегда находится на грани:

– Это ни в коем случае не толстовство (непротивление злу), но это ни в коем случае и не агрессия, не ненависть, не озлобление.

На самом деле в этой истории самое важное, что священнику удалось увлечь местную ребятню, которая в итоге не теряется в этом сложном мире, а закаляется, развиваясь духовно, физически, интеллектуально. Ну и о спортивных достижениях забывать нельзя, что тоже важно для подростков. Ребята постоянно участвуют в соревнованиях. Вот, к примеру, 3 декабря они поедут в город Белый на очередные состязания показывать свое мастерство.

Памятник святому

Святитель Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) – человек удивительной судьбы, основатель Русской православной церкви в Японии. Он родился в 1836 году в семье сельского диакона Дмитрия Касаткина в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии (ныне деревня Береза Оленинского района Тверской области). Благодаря его пастырской деятельности были обращены в православие почти 32 тысячи человек, было построено 265 православных церквей. Святитель построил в Токио собор Воскресения Христова, до официального открытия которого не дожил двух лет. В годы Русско-Японской войны святитель Николай самоотверженно помогал соотечественникам, военнопленным матросам, солдатам и офицерам.

Мощи Николая Японского хранятся в соборе Воскресения Христова в Токио. Первая привезенная в Россию из Японии частица мощей святого находится именно в храме Святителя Николая Японского в Оленинском районе.

6 сентября 2023 года в Оленинском округе открыли памятник святителю Николаю Японскому. Монумент установили в деревне Берёза. В торжественной церемонии участвовали губернатор Тверской области Игорь Руденя, депутат Государственной Думы РФ Сергей Веремеенко, председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области Игорь Жуков, генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников, представители духовенства и другие почётные гости.

– Его духовными учениками были многие японские общественные деятели, губернаторы, министры. Это огромный труд, чтобы наша православная церковь оказалась в сердцах людей с другой философией и ментальностью. Это яркий пример, как надо сегодня действовать. Именно упорством, верою, трудом надо обращать к себе народы, которые живут и на нашей территории, и находятся за её пределами,

– отметил губернатор Игорь Руденя.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

33
11
Фото: Видео: Виталий Осипов
Telegramm Главное Общество Репортаж

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

kali

Священнику канонически прямо запрещено принимать участие в ратных подвигах и борьбе любой Нельзя преподавать ратное дело так как это считается "служение кесарю",а основатель религии прямо запрещал совместительство (Динарий кесаря), запретил апостолу Петру обнажать меч в саду Гефсиманском (Петр как римский гражданин единственный из апостолов носил оружие). Также для служителя есть запрет пролития крови и заниматься деятельностью где это возможно(работать мясником например) Идея поста была не в том что нельзя есть мясо,а в том что нельзя быть охотником,а в древности мясокомбинатов не было. Нельзя быть врачом, особенно хирургом(Войно- Ясенецкого притянули за уши-это нарушение). Также дзюдо. Оно учит это написано что цель выйти на уровень Бытия из Небытия(кодекс Буси-до) В Христианстве наоборот- "прах к праху" Это простительно мирянину. Но для попа никакое дзю и никакое до недопустимо. так что зря статейку то тиснули

5
12