Конец легенды № 19
Предприятие, которое построило и отремонтировало более четырех сотен мостов в Тверской области, приказало долго жить.
Мосты. Только в Твери их тридцать семь. А по области – и не сосчитать. О том, насколько важную роль они играют в нашей жизни, мы вспоминаем лишь в моменты, когда какой-то из них перекрывают. И совершенно не задумываемся над тем, что хорошо построить или качественно реконструировать мост – это как минимум инженерное искусство. Для большинства жителей областного центра новости, связанные с этими сооружениями, структурированы по принципу «снова латают покрытие Восточного моста» или «опять перекрыт Горбатый мост».
На фоне таких новостей и в свете конфуза с покраской Староволжского моста невольно возникает вопрос: а как было раньше? В свое время мосты строили десятками, причем делали это быстро, добротно и качественно. Занимались этим специализированные организации. В их числе и «Мостоотряд № 19», который, несомненно, оставил свой след в истории Верхневолжья. И этот след вполне можно назвать легендарным.
В последние несколько лет сотрясаемая скандалами и обремененная глубокими финансовыми и системными проблемами уникальная строительная организация практически ушла в небытие. По крайней мере ее Тверской филиал…
Немного истории
«Мостостроительный отряд № 19» был создан в 1941 году и до 1968 года назывался «Мостопоезд № 60». В годы Великой Отечественной войны коллектив предприятия восстанавливал мосты Кировской железной дороги, причалы в Архангельске, Мурманске, другие объекты инфраструктуры на территории Северо-Западного фронта. Головная контора компании до сих пор находится в Красном Селе под Санкт-Петербургом. В лучшие годы на предприятии трудилось около 2600 человек.
Тверской филиал мостоотряда был открыт в 1959 году.
Рассказывать об объектах, построенных за семь десятилетий «Мостоотрядом № 19», не имеет смысла. Одно их перечисление займет несколько страниц. Поэтому остановимся на судьбе регионального филиала компании. К старту Олимпиады-80 предприятие построило мост через Шошу у деревни Безбородово, в 1981 году тогда еще в Калинине было завершено строительство моста через Тверцу в створе улицы Красина и важнейшего в транспортной инфраструктуре города Восточного моста, длина которого составляла 450 метров, а ширина – 30.
За несколько следующих лет тверской филиал «Мостоотряда № 19», ставший одним из мощнейших региональных строительных предприятий, возводил мосты по всей области. Особенным стал 1985 год, который ознаменовался масштабной реконструкцией Староволжского моста с его расширением на 3,5 метра.
Постсоветский период
Девяностые, которые многие называют «лихими», для строительной отрасли были скорее кризисными. Из-за отсутствия заказов Тверской филиал «Мостоотряда № 19» вынужден был искать работу за пределами региона. И для специалистов такого уровня дело нашлось – предприятие долгое время возводило объекты на МКАДе. Вслед за тверским филиалом туда же вскоре перебрался и питерский филиал.
Десятилетие работы в Москве и Подмосковье – это два десятка сданных крупных объектов, включая развязки, эстакады и многое другое. Те же мосты на МКАДе – более 30% этих сооружений построил именно тверской филиал.
Крах с участием «Зенит-арены»
В начале нового века «Мостоотряд № 19» гремел на всю страну. В 2002 году предприятие стало генеральным подрядчиком строительства Большого Обуховского моста в Санкт-Петербурге, портфель заказов достиг 34,4 млрд рублей. «Мостоотряд № 19» неизменно получал крупные петербургские подряды, продолжал работать в Московской области, но потом пришло время проблем.
В 2015 году кредиторы инициировали банкротство «Мостоотряда № 19» и подали 44 иска на взыскание долгов. В Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело о расходовании полумиллиардного аванса дорожной компанией «Мостоотряд-19». Сообщалось, что Смольный выдал 540 млн рублей на строительство Поклонногорского путепровода, однако подрядчик потратил половину суммы на закупку металлоконструкций для монтажа кровли на футбольном стадионе Крестовского острова в Питере. Таким образом, под угрозой оказались сроки завершения работ по возведению крыши «Зенит-арены», заморожены работы по строительству путепровода на Поклонногорской улице.
С тех пор компания погрязла в проблемах. Естественно, это не могло не отразиться и на региональном филиале. Получается, что строительство приснопамятной «Зенит-арены» косвенно оставило печальный след и в нашем регионе.
От Твери ничего не зависело
Говоря о крахе некогда мощнейшего предприятия, руководивший тверским филиалом с 1974 года Роберт Шнейдер с сожалением констатирует: тверского «Мостоотряда № 19» уже фактически нет.
– Здесь филиал, и от нас ничего не зависело. Мы ничего не могли сделать, если гниет голова. Вся наша база здесь, все здания заложены банку. Здесь всё продавали. Даже отдельные станки выдергивали и продавали… Это здания трогать нельзя, а то, что внутри, – запросто… Люди все уволены. В Красном Селе тоже. Там один бухгалтер, один энергетик, один сантехник и так далее… Сдают имущество в аренду, чтобы хотя бы платить зарплату тем людям, которые содержат эти здания, – рассказывает Роберт Шнейдер.
По его словам, серьезные проблемы начались в 2012 году. Когда объемы уменьшились, надо было людей сокращать, но на это не шли, а брали кредиты. Таким образом завязли в этих банковских кредитах. «А что такое кредит? Значит, ты потом не имеешь права выступать в тендерах, потому что справку тебе банк не дает. А если в тендерах не участвуешь – не можешь выиграть. А выступая субподрядчиком, 10% теряешь. И плюс два последних руководителя были неважнецкие. Особенно последний», – сетует Шнейдер.
Но мостостроитель в душе, заслуженный строитель РСФСР тут же переходит к любимой теме. На миг забыв о проблемах некогда огромной организации, он начинает говорить о том, чем занимался всю жизнь. И привычно рассуждает о ситуации с мостами в регионе:
– Мы ведь всю область обстроили, сделали больше четырехсот мостов! Голода по области в плане мостов нет. Разве что в Твери еще два моста нужны – сам город остался вот в таком унылом положении. Потому что все понимают, что сейчас закрой любой мост – будут пробки. И даже Западный мост не спасет: да, часть машин туда уйдет, но надо решать вопрос в центре города. Либо существующие мосты расширять, что сделать возможно, хотя и технически сложно. Или строить еще один мост с четырьмя полосами…
Всем спасибо, все уволены
Возможно, когда-то кто-то действительно построит в Твери новые мосты или расширит действующие. Кто-то, но не «Мостоотряд № 19». Компании, которая еще 5-6 лет назад считалась самой крупной мостостроительной специализированной организацией России, уже практически нет.
Ее тверской филиал тихо умер, оставив на память о себе сотни мостов на всей территории области. Еще недавно в региональном филиале трудились четыреста высококлассных специалистов – теперь они уволены. По словам Роберта Шнейдера, для того чтобы создать подобную организацию с хорошей базой, нужно 8-10 млрд рублей. Естественно, в нынешних условиях это нереально…
Возможно, если бы мостами и дорогами в регионе занимались профильные специалисты, а не «кто попало», вопросов было бы меньше.
КОММЕНТАРИИ 10 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Жаль....Зато теперь АСВ мостами рулит....Удивительная контора однако:были дорожниками( с одним трактором и камазом- писали когда-то),потом приподнялись резко- дороги стали строить.Потом мосты строить и ремонтировать.Последняя фишка- сельское хозяйство поднимают.И заказов хватает,и не разоряются почему-то??? Странно....Кто-то помогает???Кста: обещали же Волоколамское шоссе в 17 достроить( модернизировать) до конца Калининского района.Никто не слышал,сделают или нет???(((
"В свое время мосты строили десятками, причем делали это быстро, добротно и качественно. Занимались этим специализированные организации. В их числе и «Мостоотряд №19»"
.
Так и должно быть, а не сборная "солянка" из вчера и позавчера созданных ООО с уставным капиталом в "500 рублей".
"Когда объемы уменьшились, надо было людей сокращать, но на это не шли, а брали кредиты. Таким образом завязли в этих банковских кредитах".
Зато когда руководство из кредитных денег зарплату платило (не думая, как будут возвращать эти кредиты), работники считали, что это хорошее руководство - о людях думает.
Смотрите внимательно фильм В.М. Шукшина "Печки-лавочки". Там уже давно конструкторами разработан способ пересечения водных преград.
Очень жаль, когда уничтожаются предприятия. На очереди так называемая Химбаза на Петербургском шоссе. Что самое страшное во всех этих ликвидациях, так это то, что людей выкидывают на улицу и никакого из власти не волнует как люди будут жить.
После развала СССР подобные предприятия вместе со зданиями и техникой переходили за копейки в частные руки, а потом распродавались.
В первую очередь жаль людей, которые, являясь классными спецами, потеряли работу. А в это время мостами занимаются какие-то лапотники.
На самом деле не произошло ничего экстраординарного. При СССР и Госплане было организовано определенное количество предприятий для покрытия нужд страны. Сейчас у нас капитализм, в основе которого лежит конкуренция. Что произошло с МО19? Он не выдержал современных условий, не смог удержать материальную базу и профессиональный коллектив. Его управленци показали себя бездарями.
В России количество построенных крупных мостов за последние годы превысило общее количество мостов, построенных в царской России и СССР!!! Напомню всего у нас крупных мостов 25, а 16 из них построено после 2000 года. Т.е. объемы то увеличились в разы. Но осваивать такие объекты могут только очень крупные холдинги, которых по стране осталось не больше двух - трех. Не надо попадаться на либерастные мифы - надо считать не количество предприятий, а валовый продукт и индекс производства.
конечно, то ли дело господин Рацко !
как мне кажется, "обул" Тверь с ее администрацией, в т.ч. и с помощью водолазов, на много миллионов рублей и, наверное, смеется, как выгодно делать бизнес в Твери.
В последние годы только в одной Твери построено мостов больше, чем в царской России и СССР вместе взятых.
А так же продано мобильных телефонов и айфонов во много раз больше, чем в СССР и царской России вместе взятых.
Сейчас просто деньги в стране закончились. Вот и все. Надо понимать. Были деньги- что-то и мостам перепадало, а сейчас-то откуда деньги ?