Конец легенды № 19

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Предприятие, которое построило и отремонтировало более четырех сотен мостов в Тверской области, приказало долго жить.

Мосты. Только в Твери их тридцать семь. А по области – и не сосчитать. О том, насколько важную роль они играют в нашей жизни, мы вспоминаем лишь в моменты, когда какой-то из них перекрывают. И совершенно не задумываемся над тем, что хорошо построить или качественно реконструировать мост – это как минимум инженерное искусство. Для большинства жителей областного центра новости, связанные с этими сооружениями, структурированы по принципу «снова латают покрытие Восточного моста» или «опять перекрыт Горбатый мост».

На фоне таких новостей и в свете конфуза с покраской Староволжского моста невольно возникает вопрос: а как было раньше? В свое время мосты строили десятками, причем делали это быстро, добротно и качественно. Занимались этим специализированные организации. В их числе и «Мостоотряд № 19», который, несомненно, оставил свой след в истории Верхневолжья. И этот след вполне можно назвать легендарным.

В последние несколько лет сотрясаемая скандалами и обремененная глубокими финансовыми и системными проблемами уникальная строительная организация практически ушла в небытие. По крайней мере ее Тверской филиал…

Немного истории

«Мостостроительный отряд № 19» был создан в 1941 году и до 1968 года назывался «Мостопоезд № 60». В годы Великой Отечественной войны коллектив предприятия восстанавливал мосты Кировской железной дороги, причалы в Архангельске, Мурманске, другие объекты инфраструктуры на территории Северо-Западного фронта. Головная контора компании до сих пор находится в Красном Селе под Санкт-Петербургом. В лучшие годы на предприятии трудилось около 2600 человек.

Тверской филиал мостоотряда был открыт в 1959 году.

Рассказывать об объектах, построенных за семь десятилетий «Мостоотрядом № 19», не имеет смысла. Одно их перечисление займет несколько страниц. Поэтому остановимся на судьбе регионального филиала компании. К старту Олимпиады-80 предприятие построило мост через Шошу у деревни Безбородово, в 1981 году тогда еще в Калинине было завершено строительство моста через Тверцу в створе улицы Красина и важнейшего в транспортной инфраструктуре города Восточного моста, длина которого составляла 450 метров, а ширина – 30.

Восточный мост

За несколько следующих лет тверской филиал «Мостоотряда № 19», ставший одним из мощнейших региональных строительных предприятий, возводил мосты по всей области. Особенным стал 1985 год, который ознаменовался масштабной реконструкцией Староволжского моста с его расширением на 3,5 метра.

Постсоветский период

Девяностые, которые многие называют «лихими», для строительной отрасли были скорее кризисными. Из-за отсутствия заказов Тверской филиал «Мостоотряда № 19» вынужден был искать работу за пределами региона. И для специалистов такого уровня дело нашлось – предприятие долгое время возводило объекты на МКАДе. Вслед за тверским филиалом туда же вскоре перебрался и питерский филиал.

Десятилетие работы в Москве и Подмосковье – это два десятка сданных крупных объектов, включая развязки, эстакады и многое другое. Те же мосты на МКАДе – более 30% этих сооружений построил именно тверской филиал.

МКАД

Крах с участием «Зенит-арены»

В начале нового века «Мостоотряд № 19» гремел на всю страну. В 2002 году предприятие стало генеральным подрядчиком строительства Большого Обуховского моста в Санкт-Петербурге, портфель заказов достиг 34,4 млрд рублей. «Мостоотряд № 19» неизменно получал крупные петербургские подряды, продолжал работать в Московской области, но потом пришло время проблем.

В 2015 году кредиторы инициировали банкротство «Мостоотряда № 19» и подали 44 иска на взыскание долгов. В Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело о расходовании полумиллиардного аванса дорожной компанией «Мостоотряд-19». Сообщалось, что Смольный выдал 540 млн рублей на строительство Поклонногорского путепровода, однако подрядчик потратил половину суммы на закупку металлоконструкций для монтажа кровли на футбольном стадионе Крестовского острова в Питере. Таким образом, под угрозой оказались сроки завершения работ по возведению крыши «Зенит-арены», заморожены работы по строительству путепровода на Поклонногорской улице.

В октябре 2015 года о намерении обратиться в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании банкротом ОАО «Мостостроительный отряд № 19» заявил банк «ВТБ».

С тех пор компания погрязла в проблемах. Естественно, это не могло не отразиться и на региональном филиале. Получается, что строительство приснопамятной «Зенит-арены» косвенно оставило печальный след и в нашем регионе.

От Твери ничего не зависело

Говоря о крахе некогда мощнейшего предприятия, руководивший тверским филиалом с 1974 года Роберт Шнейдер с сожалением констатирует: тверского «Мостоотряда № 19» уже фактически нет.

– Здесь филиал, и от нас ничего не зависело. Мы ничего не могли сделать, если гниет голова. Вся наша база здесь, все здания заложены банку. Здесь всё продавали. Даже отдельные станки выдергивали и продавали… Это здания трогать нельзя, а то, что внутри, – запросто… Люди все уволены. В Красном Селе тоже. Там один бухгалтер, один энергетик, один сантехник и так далее… Сдают имущество в аренду, чтобы хотя бы платить зарплату тем людям, которые содержат эти здания, – рассказывает Роберт Шнейдер.

По его словам, серьезные проблемы начались в 2012 году. Когда объемы уменьшились, надо было людей сокращать, но на это не шли, а брали кредиты. Таким образом завязли в этих банковских кредитах. «А что такое кредит? Значит, ты потом не имеешь права выступать в тендерах, потому что справку тебе банк не дает. А если в тендерах не участвуешь – не можешь выиграть. А выступая субподрядчиком, 10% теряешь. И плюс два последних руководителя были неважнецкие. Особенно последний», – сетует Шнейдер.

Но мостостроитель в душе, заслуженный строитель РСФСР тут же переходит к любимой теме. На миг забыв о проблемах некогда огромной организации, он начинает говорить о том, чем занимался всю жизнь. И привычно рассуждает о ситуации с мостами в регионе:

– Мы ведь всю область обстроили, сделали больше четырехсот мостов! Голода по области в плане мостов нет. Разве что в Твери еще два моста нужны – сам город остался вот в таком унылом положении. Потому что все понимают, что сейчас закрой любой мост – будут пробки. И даже Западный мост не спасет: да, часть машин туда уйдет, но надо решать вопрос в центре города. Либо существующие мосты расширять, что сделать возможно, хотя и технически сложно. Или строить еще один мост с четырьмя полосами…

Мост Старица

Всем спасибо, все уволены

Возможно, когда-то кто-то действительно построит в Твери новые мосты или расширит действующие. Кто-то, но не «Мостоотряд № 19». Компании, которая еще 5-6 лет назад считалась самой крупной мостостроительной специализированной организацией России, уже практически нет.

Ее тверской филиал тихо умер, оставив на память о себе сотни мостов на всей территории области. Еще недавно в региональном филиале трудились четыреста высококлассных специалистов – теперь они уволены. По словам Роберта Шнейдера, для того чтобы создать подобную организацию с хорошей базой, нужно 8-10 млрд рублей. Естественно, в нынешних условиях это нереально…

Возможно, если бы мостами и дорогами в регионе занимались профильные специалисты, а не «кто попало», вопросов было бы меньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

83
12
Город Экономика

КОММЕНТАРИИ 10

Для комментирования Вам необходимо .

individual

Жаль....Зато теперь АСВ мостами рулит....Удивительная контора однако:были дорожниками( с одним трактором и камазом- писали когда-то),потом приподнялись резко- дороги стали строить.Потом мосты строить и ремонтировать.Последняя фишка- сельское хозяйство поднимают.И заказов хватает,и не разоряются почему-то??? Странно....Кто-то помогает???Кста: обещали же Волоколамское шоссе в 17 достроить( модернизировать) до конца Калининского района.Никто не слышал,сделают или нет???(((

9
5

"В свое время мосты строили десятками, причем делали это быстро, добротно и качественно. Занимались этим специализированные организации. В их числе и «Мостоотряд №19»"
.
Так и должно быть, а не сборная "солянка" из вчера и позавчера созданных ООО с уставным капиталом в "500 рублей".

27
3
Gamilton

"Когда объемы уменьшились, надо было людей сокращать, но на это не шли, а брали кредиты. Таким образом завязли в этих банковских кредитах".
Зато когда руководство из кредитных денег зарплату платило (не думая, как будут возвращать эти кредиты), работники считали, что это хорошее руководство - о людях думает.

9
3

Смотрите внимательно фильм В.М. Шукшина "Печки-лавочки". Там уже давно конструкторами разработан способ пересечения водных преград.

6
2
nikolay64

Очень жаль, когда уничтожаются предприятия. На очереди так называемая Химбаза на Петербургском шоссе. Что самое страшное во всех этих ликвидациях, так это то, что людей выкидывают на улицу и никакого из власти не волнует как люди будут жить.

20
0
nau

После развала СССР подобные предприятия вместе со зданиями и техникой переходили за копейки в частные руки, а потом распродавались.

15
0

В первую очередь жаль людей, которые, являясь классными спецами, потеряли работу. А в это время мостами занимаются какие-то лапотники.

10
2
Kypamop

На самом деле не произошло ничего экстраординарного. При СССР и Госплане было организовано определенное количество предприятий для покрытия нужд страны. Сейчас у нас капитализм, в основе которого лежит конкуренция. Что произошло с МО19? Он не выдержал современных условий, не смог удержать материальную базу и профессиональный коллектив. Его управленци показали себя бездарями.
В России количество построенных крупных мостов за последние годы превысило общее количество мостов, построенных в царской России и СССР!!! Напомню всего у нас крупных мостов 25, а 16 из них построено после 2000 года. Т.е. объемы то увеличились в разы. Но осваивать такие объекты могут только очень крупные холдинги, которых по стране осталось не больше двух - трех. Не надо попадаться на либерастные мифы - надо считать не количество предприятий, а валовый продукт и индекс производства.

1
14

    конечно, то ли дело господин Рацко !
    как мне кажется, "обул" Тверь с ее администрацией, в т.ч. и с помощью водолазов, на много миллионов рублей и, наверное, смеется, как выгодно делать бизнес в Твери.

    2
    3
Silverhaze

В последние годы только в одной Твери построено мостов больше, чем в царской России и СССР вместе взятых.
А так же продано мобильных телефонов и айфонов во много раз больше, чем в СССР и царской России вместе взятых.
Сейчас просто деньги в стране закончились. Вот и все. Надо понимать. Были деньги- что-то и мостам перепадало, а сейчас-то откуда деньги ?

9
0