Машина времени. 16 августа 1988. Железнодорожная катастрофа «Авроры» под Березайкой

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Сегодня мы побываем на месте одной из крупнейших в нашей стране железнодорожных катастроф, которая произошла на территории Тверской области.

В 80-е годы поезд «Аврора» был советским «Сапсаном». Время в пути от Москвы до Ленинграда составляло 4 часа 59 минут.

Случись эта катастрофа годом или двумя ранее, вряд ли бы мы смогли увидеть эти документальные кадры. В Советском Союзе железнодорожных катастроф, как секса и много другого, не было. Однако уже началась перестройка, одним из лозунгов которой была гласность. Так что о крушении пассажирского поезда «Аврора», которое произошло 16 августа 1988 года в Калининской области на перегоне Березайка-Поплавец в нескольких километрах от Бологое, узнала вся страна.

С рельсов сошли все вагоны поезда. 31 человек погиб, более 100 пострадали. Движение на участке Октябрьской железной дороги между Москвой  и Ленинградом было остановлено больше чем на 15 часов.

Что стало причиной этой аварии? Обычная халатность. Из-за плохого состояния дороги движение на этом участке было ограничено скоростью 60 км/ч, а в некоторых местах нельзя было набирать 25 км/ч. Правда, машинистам «Авроры» об этом никто не сообщил, и они мчались на привычных 160 км/ч.

В результате все вагоны пассажирского поезда пошли под откос. В вагоне-ресторане возник пожар, который перекинулся на другие вагоны поезда. Пожарные машины, спешившие из Бологое, Вышнего Волочка, Удомли и Боровичей, не смогли оперативно добраться до места из-за болотистой местности. Пожарный поезд, вышедший к месту крушения, быстро исчерпал запасы воды.

В своё время мне довелось брать интервью у Александра Бехтерева, снявшего кадры кинохроники, которые вы здесь увидите. Он сказал, что не стал ни у кого спрашивать разрешение, а сразу помчался со съёмочной группой к месту аварии. Сюжет о железнодорожной катастрофе появился в киножурнале «Наш край».

Валентина Григорьева, которая была пассажиркой «Авроры», вспоминала об этой катастрофе: «Недалеко от Бологое наш вагон сильно затрясло, он накренился и замер. У нас сильных разрушений и раненых не было. Мальчик потерял ботинок, ему дружно его вернули. Когда нам объявили о крушении, первой реакцией было удивление.

Выбравшись из вагона, мы разместились недалеко от путей. К нам подходили люди из других вагонов, выглядели они гораздо хуже – у многих были ссадины, раны. Кто-то остался без вещей. Подошёл мужчина, обутый в разные туфли. Потом – мужчина в пиджаке с орденами, он был ранен. Я достала из чемодана простыни, разорвала их, промыла и забинтовала рану. Поскольку после университета я была медсестрой запаса, медицинскую помощь оказывала вполне профессионально.

Потом какие-то люди принесли годовалую девочку. Спрашивали: чья девочка?

Ребёнок ещё не умел говорить, но не плакал. Девочка была на удивление легко одета. Мы её укутали в свитер дочери и надели будёновку сына. Сразу решили, что она может остаться в нашей семье.

Раненые лежали в одном месте. Среди них выделялась женщина с распущенными волосами, ноги ее были неподвижны, чем-то накрыты. Увидев меня с девочкой на руках, она закричала: “Люба, Люба!” Мама нашей девочки нашлась».

Через несколько дней после катастрофы появилась большая статья Виктора Куликова в «Калининской правде».

«На место катастрофы мы приехали днём 17 августа. К этому времени здесь уже были произведены очень большие ремонтно-восстановительные работы. По магистрали на минимальной скорости шли поезда, подвозились строительные и ремонтные материалы, приезжали всё новые и новые рабочие.

Первоначальной картины крушения мы уже не застали. Но и то, что увидели, запомнилось надолго.

Обгоревшие вагоны лежали вдоль железнодорожного полотна, напоминая кадры из какого-нибудь фильма о войне. Лежали друг на друге, один поверх другого. Сплющенные, изогнутые в дугу, искорёженные.

Ветер шелестит страницами валявшихся повсюду обгоревших газет и журналов, приподнимая края разбросанной одежды. Всё это были вещи тех, кто ехал в стремительно мчащейся «Авроре». И тут же, неподалёку, на поляне, ставшей стоянкой самых различных автомобилей, лежали накрытые простынями тела нескольких погибших. Их только что извлекли из вагонов…»

Сегодня исполняется 30 лет, как произошла железнодорожная катастрофа под Березайкой. Надо признать, что с тех пор мы заметно ушли вперёд. «Сапсаны» даже с большей, чем «Аврора», скоростью ежечасно следуют из Москвы в Петербург и обратно. Железнодорожное полотно поддерживается на нормальном уровне. И если бы только не наш родной русский авось…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

14
7
Машина времени Твериведение

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .