На всех парах по Тверской области: репортаж о поездке на уникальном экскурсионном паровозе из 50-х годов
Проводники в униформе середины прошлого века, добродушный начальник поезда и 170 километров по железной дороге.
Бологое-Полоцкая – одна из старейших железных дорог России. Построенная в 1907 году она начинается в Бологовском районе Тверской области и тянется до самой Белоруссии – города Полоцка Витебской области. В начале XX столетия эти рельсы и шпалы стали связующим звеном между Николаевской (Петербурго-Московской) железной дорогой и Польшей. Дорога строилась как стратегический объект для ведения военных действий Россией против Германии и Австро-Венгрии.
В те времена железнодорожному транспорту придавалось огромное общественное значение. Об этом можно судить по выразительности и эстетической ценности архитектуры, элементы которой сохранились по сей день, несмотря на мощные бомбардировки в годы Великой Отечественной войны. Это та редкая железная дорога, на которой можно встретить семафоры и ручные стрелки.
Сегодня Бологое-Полоцкое направление включено в список заповедных железных дорог России. в том числе и поэтому эта дорога была выбрана для экскурсионного пассажирского маршрута.
С октября 2018 года каждую субботу между Бологое и Осташковом курсирует состав на паровозной тяге. Вагоны тянут либо паровоз серии «Л» 1955 года постройки, либо паровоз серии «Су» 1948 года постройки. На последнем корреспондент Tverigrad.ru отправился в свое паровозное путешествие. Но не со станции Бологое-Полоцкое, а со станции Куженкино.
Старинный вокзал
На железной дороге всё как и в авиации – расписание соблюдается с точностью до минуты. И вот, в назначенное время, словно кадр из старого советского фильма, в клубах пара и дыма появляется паровоз «Су». За собой он тянет два зелёных вагона. Да, цвет вагонов середины 70-х годов создания не тронула серая краска сегодняшней скучной стилистики РЖД. На почти забытом оригинальном цвете из прошлого века красуется герб Бологое-Полоцкой железной дороги.
Зелёно-чёрный паровоз, сбросив излишки пара перед небольшим деревянным зданием станции, высаживает пассажиров и отправляется на получасовую стоянку. За это время его резервуары заправляют водой. У пассажиров есть 30 минут, чтобы размять ноги и прогуляться по старинному вокзалу, где сохранилась, пожалуй, вся история этого железнодорожного направления.
Здание станции Куженкино – один из немногих сохранившихся на этой железной дороге пристанционных комплексов. Помимо самого вокзала рядом возведены водонапорная башня, керосиновый погреб, путейский сарай и посадочная платформа. Рядом с водоналивной колонкой организован демонстрационный стрелочный перевод с ручным механизмом и стрелочным фонарём. Все указатели выполнены в стиле ретро.
Внутри станционного здания всё обустроено в аутентичном стиле: массивные дубовые седалища, рукомойник, касса, в которой на столе стоит керосинка и лежат деревянные счеты, помещение для багажа. Опытный экскурсовод погружает пассажиров поезда в атмосферу середины прошлого века, когда у железнодорожников были красные фуражки, а вокзал топили утермарковской печью.
Все эти атрибуты минувшей эпохи сохранились практически в идеальном состоянии. Познакомиться с ними будет интересно как заядлому фанату железнодорожного транспорта, так и просто любознательному человеку.
От пенсионера из глубинки до столичного блогера
Время экскурсии подходит к финалу, пора отправляться в путь. Под свист паровозного гудка состав трогается. До конечной точки маршрута – еще 85 километров. В век высоких скоростей, когда глава РЖД громко заявляет о повышении скорости «Сапсанов» до 300 километров в час, это расстояние кажется пустяковым. Однако на паровой тяге время в пути затянется на 2,5 часа. Однако сиденья в вагонах, несмотря на свой почтенный возраст, вполне удобные, и даже спинки кресел откидываются.
Характерная особенность этого паровозного маршрута – он спланирован на основе регулярных рейсов. То есть в будние дни вагоны между Бологое и Осташковом тянет обычный дизельный локомотив (пути здесь, как и на большей части Тверской области, не электрифицированные), а в субботу на смену дизелю приходит паровая тяга. Поэтому в вагоне можно встретить как местных жителей (постоянных пассажиров этого маршрута), так и туристов, приехавших испытать удовольствие от техники прошлого века.
И в этот раз ничего не поменялось: в одном вагоне едет группа школьников в сопровождении преподавателя, столичные блогеры и семья из Клина. Время от времени весёлую компанию разбавляют пожилые жители населённых пунктов, вдоль которых пролегает железная дорога.
– Хотели попасть сюда с того дня, как об открытии паровозного маршрута объявили официально, но всё никак не удавалось. В итоге выбрались только спустя два месяца, когда уже снег укрыл землю, – делится попутчик корреспондента Tverigrad.ru, глава семейства из Клина Александр. – В первую очередь, конечно же, дети просили. Никогда в жизни не видели настоящий паровоз. Еще половину пути не проехали, а они уже такие довольные.
Назад в «сороковые»
Атмосферу прошлого века здесь создаёт не только паровоз. Проводницы (они же и обилечивают пассажиров на станциях, где нет касс) одеты в форму железнодорожных работников 40-х годов – типичные для того времени береты и погоны с большим «блюдцем» у края плеча. Такую форму железнодорожников можно увидеть в кинокартине «Мосфильма», снятой в 1947 году, «Поезд идёт на восток».
Правда, с использованием такой формы получается небольшая историческая оказия: паровозы серии «Л» начали курсировать по Бологое-Полоцкой железной дороге только в середине 60-х годов, паровозов серии «Су» здесь не было и в помине. А вагоны и вовсе выпущены в конце 70-х годов. Форма никак не стыкуется с временными периодами. Впрочем, даже несмотря на эту небольшую историческую неточность, атмосфера старины захватывает. Особенно, если включить воображение.
Задушевный разговор
Если кто-то захочет не просто прокатиться «на всех парах», а узнать что-нибудь об истории железнодорожного сообщения, всегда можно обратиться к начальнику поезда. Руководит составом Евгений Андреевич Ивчин – образованный и интеллигентный мужчина. Начальником поезда Евгений Андреевич заступает только в субботу, а на буднях преподаёт ОБЖ в Бологовском колледже.
Железная дорога для него не хобби, в 80-х годах Ивчин работал начальником поезда, но на маршруте № 7/8 «Санкт-Петербург – Севастополь». Потому его и пригласили на паровозный экскурсионный маршрут. Он и специфику работы знает, и историей этих краёв может рассказывать пассажирам с упоением.
Еще одной обязанностью у начальника поезда является раздача анкет, в которых пассажирам предлагают оценить качество обслуживания и оставить пожелания.
– Для меня эта дорога была всегда достаточно известна. По ней можно доехать на поезде до Великих Лук, а у нас там родственники живут. Я в Великих Луках в институте учился, поэтому она мне хорошо знакома, – говорит начальник поезда. – Конечно, раньше было сильное запустение. Но вот подделали остановки, обновили вокзалы, организовали музей в Куженкино. Люди пишут в анкетах, что им всё нравится, но только времени на экскурсию маловато.
Евгений Ивчин рассказал, что уже к лету здесь ожидают иностранных туристов. Потому сейчас у поездной бригады важная задача – выучить английский язык, чтобы встречать зарубежных гостей.
Всё вроде бы складывается, но приём туристов в Осташкове огорчает эту историю.
Селигерское запустение
В Московско-Тверской ППК сделали прекрасный экскурсионный маршрут по цене обычной поездки. И перекусить в пути предложат, и историческую справку предоставят на высшем уровне.
Но власти Осташкова к приёму туристов с паровоза оказались не готовы. Пассажиров вместо девушек в кокошниках с хлебом и солью встречает страшное здание автостанции и полное отсутствие тротуаров.
Стоянка поезда – всего два часа. Помимо путешественников маршрут обслуживает местных жителей.
У туристов выбор небольшой – либо пообедать в кафе, до которого добираться минимум полчаса, либо заказать у таксистов-«бомбил» обзорную экскурсию по городу за баснословные деньги и успеть по пути заехать за фастфудом, чтобы покушать на обратном пути. Городская администрация так и не смогла подстроиться под этот маршрут, организовать какую-нибудь автобусную экскурсию, хотя возможности для этого есть.
Поэтому план действий по прибытию в Осташков один – быстрый обед в каком-нибудь кафе на селигерском берегу и снова в путь. Назад в Бологое.
Романтика железной дороги
За окном вагона мелькают занесенные снегом рощи, поляны и болота. Этот пейзаж изредка сменяют сторожевые будки, станционные здания и деревни то больше, то меньше. Одно неизменно – бесконечная железная дорога, над которой тянется шлейф дыма и пара из жерла паровоза. Сидишь, поглядывая то в окно, то на пробуждающихся от дремоты соседей, среди которых можно встретить людей самых разных профессий. Поезда обладают особым шармом, этого у них не отнять. Колыбельная стука колёс, лёгкое покачивание вагонов – эти ощущения не заменить ничем в мире.
Ещё два с половиной часа дороги – и экскурсионный маршрут завершается, оставляя после себя сувенирный билетик, тёплые воспоминания, переполненную эмоциями душу. И желание вновь вернуться в этот вагон, который тянет паровоз, но уже когда с земли сойдёт снежное покрывало.
Несмотря на небольшие недочёты, которые бросятся в глаза далеко не каждому, проект можно назвать успешным. Вероятно, самое простое и логичное предложение – летом запустить паровоз для столичных туристов и в воскресенье, чтобы гости Бологое-Полоцкой железной дороги оставались в Осташкове на ночь.
Читайте также: «Двое суток в пути: как чувствуют себя пассажиры в двухэтажных вагонах, отправляясь в путешествие из Твери»
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Старшее поколение давно живёт на воспоминаниях, вот молодому вспомнить кроме нужды и безнадёги не чего будет...