По следам тверских масонов: история «вольных каменщиков» ждет своего исследования

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Тайные общества – это всегда загадка и интрига, мифы и слухи, стереотипы и домыслы увлекательного детектива.

А когда дело касается всемирно известных организаций, вроде ордена тамплиеров или последователей саентологии, то избежать исторических преувеличений и вольностей весьма сложно. Толстый налет вымысла осел и на масонах – организации, до сих пор причисляющейся к конструкторам нашего общества. Как оказалось, некоторые сиятельные особы из масонства, надежно вплетенные в историю России, происходят из Тверской губернии…

Пирамиды палладианца

Десять лет назад 13 июня на знаменитой «открыточной» набережной Торжка был установлен памятник Николаю Александровичу Львову – одному из самых ярких представителей русского Просвещения 2-й половины XVIII в. Известен всесторонне развитой поэт, изобретатель, архитектор, музыкант, общественный деятель, переводчик не только тем, что «перестроил» древний Торжок, как говорят местные историки, но и своими загадочными пирамидальными кладовыми в родовой усадьбе Никольское-Черенчицы. Сохранились два погреба-пирамиды – в селах Никольское и Митино под Торжком. В такой форме хранилища солений-варений нет ничего странного, если знать два момента. Во-первых, ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио, которым увлекался Львов, в основе своей опирается на заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима – строгое следование симметрии и учет перспективы. Во-вторых, автор собора Борисоглебского монастыря в Торжке и арочного валунного моста (Чертов мост) в усадьбе Василево, по некоторым сведениям, был еще и масоном…

Справка

Масонство
Целое движение, оформившееся из малопонятных источников в XVIII в. С точки зрения организационной структуры представляет собой совокупность автономных «великих лож» (ложу иногда еще называют «Великий восток»), состоящих из “малых лож”. Идейное учение базируется на символах – инструментах средневековых каменщиков и легенде о строительстве храма Соломона, которые служат аллегорической основой для системы морали. Учение имеет три общие степени посвящения (градусы): ученик, подмастерье, мастер. Высшим существом, творцом выступает «Великий Строитель (Архитектор) Вселенной». Официальные цели, по собственному определению масонов, эзотерического общества с тайной частью – благотворительность и нравственное совершенствование. Ныне в мире насчитывается около 6 млн масонов, треть из них – в США.

Правда, достоверных данных нет, лишь косвенные. К примеру, в списках отечественных масонов XIX – XX вв. значатся потомки архитектора: правнуки Николай Николаевич (1867 – 1944) и Владимир Николаевич (1872 – 1930) Львовы, они же внуки Александра Николаевича Львова (1786 – 1849), второго сына тверского просветителя. Николай Николаевич, состоявший до 1914 г. в ложе «Малая Медведица», являлся членом масонского Межпарламентского союза (1910-е), депутатом I, II и IV Государственных Дум (ГД), председателем Саратовской губернской земской управы. Владимир Николаевич состоял во фракции Центра в III и IV ГД.

Косвенно принадлежность к масонству подтверждают и странные погреба. При включении известной степени фантазий. Пирамида – символ древний и строительный. Масоны такие любили: циркуль, мастерок, отвес, наугольник, уровень, молоток… На них построены их легендарные ритуалы вступления в братство и аллегорически выраженная система нравственно-этического учения. Ради которого официально «все мы здесь сегодня собрались».

«Исследователи», живущие на сенсациях и откровенном мистицизме, окрестили львовские пирамиды «тайными лабораториями». Прямо как в мультиках, встают внутри пирамиды люди, берутся за руки, а потом из наконечника улетает в небо «столб силы», который затем обрушивается на землю, и местные жители, скажем, начинают вытворять картины из экранизации романа Зюскинда «Парфюмер».
При должном воображении пирамида-погреб Львова смахивает на известный масонский символ, олицетворяющий божественное провидение – «Лучезарную дельту» или «Всевидящее Око» (треугольник, внутри которого изображается открытый глаз). Трактовать постройки можно и с позиции еще одного масонского символа – врат для посвящаемого, ограниченного «колоннами храма Иерусалимского» – северной и южной. С учетом того, что в погребах, по-видимому, хранились вино и закуски, для кого-то строения действительно могли нести ритуальную смысловую нагрузку…

Если яркий русский просвещенец Николай Львов и заложил что-то в свои пирамидальные погреба с подземным ходом-охладителем, то код его «масонской» архитектуры требует для расшифровки целого самостоятельного исследования. «Код Львова» – почему бы так не назвать наш ответ знаменитому ширпотребу по бестселлеру Дэна Брауна?

Тверской арьергард русского масонства

Подобная гипотеза о тайном знании применима и к теории заговора (вы разве не знали о теневом закулисье, правящем миром?), связанной помимо других организаций с «вольными каменщиками». Есть версия, что великие ложи масонов образуют нечто из серии мирового правительства, пронзив своими адептами государственные и бизнес-структуры.

Под этим соусом любопытно отметить, что видные тверские общественные и государственные деятели состояли в масонах. Это касается также известных военных, ведь масонов, особенно антисионисты, связывают как с мятежом декабристов 1825 г., так и с событиями Октябрьской революции 1917 г. Нина Берберова (1901 – 1993), эмигрировавшая в Европу в 1922 г. вместе с Ходасевичем – одним из крупнейших поэтов русского зарубежья, в своей последней книге «Люди и ложи», эдаком «путеводителе» по русскому масонству ХХ столетия, открыла нам некоторые имена тверских представителей знаменитого братства. Причем на основе документов, а не догадок – на архивных данных масонских лож в Париже и Калифорнии. Нина Николаевна причисляет «либеральное тверское земство к «арьергарду» русского масонства в последние годы царского режима».
Оказалось, что по крайней мере шесть видных тверских земцев были масонами.

Генерал от кавалерии Василий Иосифович Гурко (1864 – 1937) – второй из шестерых сыновей того самого генерал-фельдмаршала Иосифа Гурко, героя Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. (оборона Шипки и освобождение Софии), чья усадьба стала основой поселка Сахарово под Тверью, до которого в наши дни из-за туманов и убойных дорог не решаются порой ездить даже таксисты. Весной 1917 г. Василий Иосифович был командующим войсками Западного фронта русской армии, заменив легендарного генерала Алексеева. Член «Военной ложи», в которой состоял и один из главных участников отречения императора от престола генерал Николай Рузский, Василий Гурко вышел из масонства в 1917 г. вместе с распадом ложи (она располагалась вплоть до Февральской революции в петербургском особняке князя Алексея Орлова-Давыдова). Оставшись монархистом, генерал встретил кончину в Риме. Старшая дочь Василия Иосифовича скончалась в Касабланке три недели тому назад.

Выдающийся военный юрист Владимир Дмитриевич Кузьмин-Караваев (1859 – 1927) родился в селе Борисково Тверской губернии. В 1911 – 1916 гг. он был редактором отдела уголовного права и одним из авторов всем известной энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Владимир Дмитриевич принимал участие в работе масонских лож «Заря Петербурга» (1909) и «Полярная Звезда» (1908 – 1909). После Октября эмигрировал в Париж. Интересно, что его сын Дмитрий принял католичество и стал в Ватикане кардиналом.

В эмиграции Владимир Дмитриевич не забросил масонство: в 1923 г. он стал членом достопочтенной ложи «Астрея» № 500 Великой ложи Франции, где через два года получил 18-ю степень посвящения, незадолго до кончины удостоившись звания «Первый страж» (второй по статусу человек ложи).

Весьегонская метка Октября

В тверской части «списка Берберовой» содержится несколько фамилий из Конституционно-демократической партии (Партия народной свободы) – левых кадетов, которые в I ГД 1905 года взяли 35% мест, а численность партийных рядов достигла 70 тыс. человек. Затем популярность партии начала падать – она пыталась оппонировать правительству чисто парламентскими методами, хотела спасти стремительно обрушавшуюся монархию (за мятежом генерала Корнилова видели «руку кадетов»). Одним из основателей партии был Владимир Набоков – отец знаменитого русско-американского писателя, автора «Лолиты» и «Других берегов».

Список тверских масонов из кадетов открывает Иван Ильич Петрункевич (1844 – 1928) – один из редакторов знаменитой газеты «Речь», главного печатного органа партии, председателем ЦК которой Петрункевич являлся в 1909 – 1915 гг. Как и многие из тогдашних либералов, он с приходом большевиков эмигрировал в Европу, найдя последний приют в Праге.

Тверским масоном оказался и Федор Измаилович Родичев (1856 – 1933), родившийся то ли в Петербурге, то ли в Весьегонском уезде Тверской губернии и нашедший последнее пристанище в швейцарской Лозанне. Вместе с Петрункевичем являлся лидером кадетов и признанным думским оратором. Именно ему принадлежит выражение «столыпинский галстук», брошенное 17 ноября 1907 г. на заседании ГД в связи с докладом председателя Совета министров А.П. Столыпина о продолжении жесткого пресечения революционного движения в России.

Еще один весьегонец Павел Павлович Гронский (1883 – 1937) – отец поэта «первой волны» эмиграции Николая Гронского, трагически погибшего в Парижском метро. Павел Павлович также входил в ЦК партии кадетов, затем бежал на юг к генералу Деникину. В декабре 1919 г. был командирован в США во главе Особой комиссии с официальной целью установить дружественные отношения между Россией и США.

В эмиграции был членом парижской масонской ложи «Северная звезда» Великого востока Франции (1928 – 1937) и ложи «Свободная Россия» (с 1931).

Справка

Придя в Россию, по одной из версий, в 1730-е гг. вместе с иностранными офицерами, масонство несколько раз в нашей стране попадало под запреты. Первый запрет датируется 1822 годом. Спустя почти век под эгидой Великого востока Франции в начале ХХ века в России начинается второй расцвет масонства, который с приходом большевиков «переселяется» преимущественно во Францию. В новейшей истории масонство вернулось в Россию в 1991 году, после чего успело пережить здесь несколько расколов.

Вот уж в материале о масонах не обойтись без настоящей мистики! Еще один тверской земец-масон (судя по всему, самый близкий к теории заговора) Александр Михайлович Колюбакин (1868 – 1915) также родился в Весьегонском уезде, в селе Тюлькино, где, кстати, и был похоронен в родовом склепе (погиб на фронте в Первую мировую под Варшавой). Ныне это село Пятницкое. В 1907 г. член ЦК партии кадетов основал в Петербурге ложу «Полярная звезда», был членом ложи «Роз», объединявшей масонов – членов ГД.

Александр Михайлович видел в масонстве возможность для объединения усилий различных оппозиционных политических сил. В отличие от всех остальных тверских земцев, по которым увязать масонство и политическую деятельность нужно еще постараться, представитель древнего рода Колюбакиных являлся генсеком Верховного совета Великого востока народов России (ВВНР). А эта парамасонская организация, просуществовавшая до 1918 г., имела ярко выраженный политизированный характер: они упростили масонский обряд, брали в общество женщин, сохранив в основном жесткую внутреннюю дисциплину. Масоны считали ВВПР политическими кружками.
И что очень интересно – генсеком ВВНР в 1916 году был… Керенский. Да-да, тот самый Александр Федорович, которого газеты марта 1917 года называют «рыцарем революции» и «гением русской свободы». Летом того же года он становится министром-председателем Временного правительства, а затем начинает совмещать функции главнокомандующего. Как это обычно бывает с «героическими» фигурами периода коренных изменений в обществе, Керенский заканчивает ничем – умирает в возрасте 89 лет в Нью-Йорке. По сведению некоторых источников, местная Русская православная церковь отказалась отпевать его, сочтя виновником падения России…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

regtver

Ну коль историю масонства рассказываете, как-то странно отсутствие упоминаний по тверское масонство наших дней. Рассказали бы, где эти людишки собираются втайне, решают вопросы города вдали от глаз горожан. Вроде как сегодня масонскую организацию Твери возглавляет главврач Эльдгардт. Раньше эти божители собирались на Володарского, сейчас вроде бы в кафе "Дума" в здании ТГД по пятницам. Давно этим еврейско-полуеврейским сообществом не интересовалось, но имена входящих в это сообщество стоило бы огласить. Чтобы понять, как решаются судьбы области и городов. Главрачи, директора предприятий, председатели судов и так далее. Ну и верхушка городской и областной власти. Им кажется, что они правят миром...

1
0