Сквозь осенний лес под паром: репортаж об уникальном ж/д маршруте в Тверской области

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Ретропоезд «Селигер» на маршруте между Бологое и Осташковом, настоящий портал в атмосферу исторического становления железнодорожного движения в России, не теряет популярности у туристов.

Ретропоезда сегодня очень популярны у российских туристов. Маршрутов под паровозной тягой становится всё больше. Но одним из первопроходцев в этом направлении стал наш регион. Именно в Тверской области появился первый регулярный железнодорожный маршрут на паровозной тяге – ретропоезд «Селигер». Казалось бы, было это совсем недавно. Но уже подоспел его первый юбилей: ретропоезду исполняется пять лет.

Корреспондент Tverigrad.ru вновь отправился в путешествие на поезде с паровой тягой, чтобы посмотреть, как он изменился за это время.

Паровоз у старинного вокзала

Из Твери мы выехали на машине. Всего два часа по М-10, и вот мы в Бологом. На площади перед вокзалом нас встречает монумент легендарному лётчику Маресьеву, который смотрит в сторону старинного здания на станции Бологое-Московское. Это один из вокзалов, возведённых по единому проекту во время строительства Николаевской железной дороги. Такие же вокзалы можно встретить, например, в Твери и в Клину.

Бологое – самый крупный железнодорожный узел в Тверской области. Через него проезжают не только поезда между Петербургом и Москвой. Здесь пересекаются сразу пять направлений, но для нас сегодня интересно только одно: выход на рижский ход, или же Бологое-Полоцкая железная дорога. Именно по её участку мы отправляемся в экскурсию на ретропоезде.

Мимо станции пролетают «Сапсаны», томно тянутся товарные поезда. Жизнь здесь кипит. Но на маленьком перроне время словно замерло. У него стоят два зелёных вагона, а во главе состава – паровоз с буквой «Л» на борту. У него уже собираются пассажиры. До отправления – около получаса, и потому в ожидании многие из них фотографируются рядом с диковинной для нашего времени машиной.

Пар клубится над составом, на станции ощущается стойкий запах угля, от которого жители мегаполисов уже отвыкли. Вокруг паровоза суетится локомотивная бригада. Ребята проверяют все необходимые узлы, добавляют смазку. Проводницы уже начинают обилечивать пассажиров и рассаживать их по местам.

Это и есть тот самый ретропоезд «Селигер». Впереди у нас три с половиной часа увлекательной поездки по заповедной железной дороге.

Путевые зарисовки

Поезд отправляется из Бологого в 9:15. Его маршрут проходит по железной дороге, построенной в начале прошлого века и одной из старейших железных дорог России. В начале XX столетия эти рельсы и шпалы связывали Николаевскую железную дорогу с Польшей. БПЖД строилась как стратегический объект.

Аутентичная железнодорожная инфраструктура на этой магистрали сохранилась до наших дней. И то, что отношение к ней было особенным, ощущается во всём. Аккуратная архитектура пристанционных построек – первое, что бросается в глаза. И пускай они тоже были типовыми, но сегодня подобных домиков вдоль железных дорог практически не осталось. И путешествие на ретропоезде – редкая возможность окунуться в атмосферу дореволюционной и советской жизни железных дорог.

С погодой нам повезло. Второй сезон бабьего лета добавляет ярких красок в природу севера Тверской области. Ещё не до конца пожелтевшая листва играет в солнечных лучах, а в болотах уже спеет клюква. Еле заметно, как в лесу пробегают дикие животные, испугавшись поезда. Пейзаж за окном чередуют леса, реки и даже топи, но то и дело рядом с железной дорогой появляются маленькие деревушки с опустевшими домами и пилорамы.

На 170-километровом пути поезда чуть более десятка станций, и самая крупная из них – Фирово. Подъезжая к некоторым из них даже начинает казаться, что жизни в такой глуши быть не может, но у маленького навеса уже стоит в ожидании поезда старушка с ведром грибов. И может быть даже сойдёт она через пару остановок в такой же глуши.

Однако самую долгую остановку «Селигер» сделает уже на третьей станции после Бологое – в Куженкино.

Назад в прошлое

На вокзале в Куженкино происходит настоящее погружение в историю отечественных железных дорог. Станционное здание здесь восстановили в точности с историческими документами и открыли здесь музей, по которому для пассажиров проводят экскурсии.

– Вокзал у нас подлинный, постройки 1903 года. Вокзал у нас полностью, как музей. У нас в комплексе идёт два зала ожидания: для пассажиров третьего класса, для пассажиров первого класса. Показываем багажное отделение, где в основном все объекты 60-х годов. Посещаем багажное отделение, совершаем обзор у водонапорной башни, но и конечно ручная стрелка – очень интересуются наши туристы попробовать её в использовании, – рассказывает об экскурсиях Элла Шкеева, экскурсовод станции Куженкино.

Гости станции узнают о том, чем различались залы ожидания разных классов, для чего раньше проводили опись багажа и как регулировалось железнодорожное движение в сто лет назад. Начинался музей с зала ожидания третьего класса, потом была открыта экспозиция багажного помещения, а пару лет назад тут появилась экспозиция зала ожидания первого класса. И это ещё не всё: керосиновый погреб, водонапорная башня – с ними познакомится пассажир в ожидании дальнейшего отправления.

Экскурсия длится около получаса. Это время паровоз стоит на дозаправке воды и те, кому по каким-то причинам будет не интересно слушать гида, могут посмотреть, как состав подгоняют под заправочную колонку.

«Л» – значит «Лебедянка»

Во главе состава паровоз серии «Л», который именовали в народе «Лебедянкой». Такое название вышло из фамилии конструктора. Разработал его Лев Сергеевич Лебедянский. Выпускалась машина на Коломенском заводе с 1945 по 1955 годы. Наш экземпляр – один из поздних, 1953 года постройки.

Собственно, паровозы серии «Л» и «Су» были самыми популярными на этой железной дороге. И что примечательно, паровозное движение на Бологое-Полоцкой магистрали сохранялось очень долго. Маневровые паровозы курсировали здесь вплоть до середины 80-х годов. Отсюда и прекрасная сохранность исторической инфраструктуры, благодаря которой БПЖД признана заповедной магистралью.

В кабине паровоза достаточно жарко. Здесь вы не увидите электронику, которой напичканы современные локомотивы. Перед машинистом котёл, рычаги для управления клапанами, несколько приборов.

На рабочем месте машиниста достаточно жарко, а как только открывается топка, то и вовсе кабина превращается в духовой шкаф. За спиной локомотивной бригады – запасы угля и лопата, чтобы подкидывать его. Это в «Сапсанах» и «Ласточках» сейчас все сведено к минимальному использованию физической силы, а в таком паровозе лопатой с углём приходится махать часто. И несомненно такая машина притягивает взгляды. То и дело к путям выходят местные жители, зачарованные видом паровоза, и он сразу становится героем публикаций в соцсетях.
И вот поезд отправляется из Куженкино, где в вагоны зашли ещё несколько человек. Заняты практически все места.

Регулярный паровозный

Главная отличительная особенность «Селигера» – это регулярный маршрут, где на буднях во главе состава идёт дизельный локомотив, а в выходные его меняют на паровоз. Маршрут соединяет между собой три райцентра (Бологое, Фирово и Осташков) и пользуется спросом не только у туристов, но и у местных жителей. Для местных жителей это способ добраться на учёбу, выехать в магазин из глухих деревень, навестить родных в соседней деревне и так далее.

Несмотря на развитие автомобильного транспорта, пригородное железнодорожное сообщение сохраняет свою значимость, и маршрут Бологое – Осташков – яркий тому пример. В 2022 году он перевёз порядка десяти тысяч пассажиров, ещё шесть тысяч – за восемь месяцев этого года.

– В зимние времена, осенью основная масса наших пассажиров – это местные жители. А летом или во время школьных каникул к нам едет очень много туристов. В основном это школьники, дети. Много – из Москвы, из Санкт-Петербурга. Приезжают группами, – делится с нами наблюдением проводник одного из вагонов Наталья Камкина.

Именно то, что ретропоезд совмещён с регулярным маршрутом, становится ещё одной «фишкой» для туристов. Это отметили гости из Петербурга Юрий и Стефания, которые ехали с нами в одном вагоне:

– Этот поезд несколько более естественный, чем «Русскеальский экспресс», потому что там чисто аттракцион, а здесь большая часть людей едет по своим делам, это как-то более по-настоящему, – говорит Юрий.

В соседнем вагоне – группа туристов из Москвы. Они решили устроить себе корпоратив-путешествие, узнали про наш ретропоезд и отправились на нём в Осташков. И если гости из Петербурга, погуляв часок по Осташкову, поедут на этом же поезде обратно в Бологое, то московские гости запланировали себе более насыщенную программу.

– Мы в Осташкове останемся, там проведём день. И потом обратно на этом же поезде вернёмся в Бологое. Мы хотим посмотреть достопримечательности этого города, мы хотим погулять, уже распланировали нашу культурную программу, – делится с нам москвичка Светлана.

И вот очередная станция. В вагон поднимаются две женщины. Проводницы их сразу же узнают, здороваются. На широтных ходах местный житель и проводник почти как друзья. Всегда найдут тему для разговора, обменяются последними новостями. Да и туристам тоже приятно пообщаться с местными жителями, узнать о том, как они живут в глубинке.

Стилизованный комфорт

Когда ретропоезд только-только появился, в его составе были старенькие сидячие вагоны родом из 70-х годов прошлого столетия. Но два года назад состав обновился. К трёхлетию ретропоезда на ТВЗ построили современные сидячие вагоны, стилизованные под старину. Пассажиры высоко оценили такое решение.

– Хорошие удобные кресла, широкие проёмы, нет никаких стеснений. Всё очень здорово, – делится впечатлениями о вагоне турист из Петербурга Андрей.

Вагоны оборудованы кондиционерами, биотуалетами, где можно помыть руки. Есть даже есть купе для инвалидов. Однако от привычных современных «сидячек» их отличает дизайн: как интерьера, так и экстерьера.

Вагоны окрашены в зелёный цвет, также, как в прошлом веке. Внутри стены выполнены под дерево, установлены аутентичные светильники, висят ретро-фотографии Бологое-Полоцкой железной дороги. На окнах – приятные мягкие шторы. Есть разъёмы под наушники, чтобы в дороге можно было послушать аудиогид. Наушники, кстати, тоже прилагаются к билету.

Но куда более интересно об истории Бологое-Полоцкой железной дороги расскажет начальник поезда.

Экскурсия от знатока

За разговорами дорога проходит быстрее. А если собеседник ещё и интересный, то время в пути вообще не замечаешь. И в «Селигере» такой собеседник есть – это начальник поезда Юлиан Иванович Железный.

Юлиан Иванович отработал в бологовских средствах массовой информации. До ухода на пенсию был журналистом газеты «Новая Жизнь». Он очень хорошо знает историю родного края и не стесняется делиться своими знаниями с пассажирами поезда, всегда рад рассказать им об истории БПЖД.

– Тут сохранена история. Это важно не только для того, что можно снимать какие-то исторические фильмы, это память поколений, потому что во многих населённых пунктах вдоль железной дороги до сих пор живут потомки строителей этой дороги, – подчёркивает Юлиан Иванович важность сохранения заповедной магистрали.

Седовласый начальник поезда рассказывает с энтузиазмом об истории каждой станции, которую мы проезжаем. Но не только об истории он беседует с пассажирами. Поговорили мы с ним и о самой дороге, и о ретропоезде, и о жизни в бологовской глубинке, даже политическую повестку немного затронули. Нашли общих знакомых.

И вот совсем незаметно за разговорами время в пути пролетело. Следующая станция – Осташков. Прибываем мы на неё в 12:49. В Осташкове поезд стоит чуть более двух часов, и у нас остаётся время, чтобы погулять пешком по городу и пообедать. Обратно убываем в 15:07, и дорога до Бологого будет ещё быстрее: долгую остановку в Куженкино на обратном пути паровоз не делает.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

39
1
#welcometver Telegramm Видеосюжеты Главное Репортаж Транспорт Туризм Фоторепортаж

КОММЕНТАРИИ 0

Комментарии временно закрыты