Снежно-денежные отношения: миллионы из бюджета Калининского района на зимнюю уборку дорог не спасают жителей деревень от блокады

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Людям приходится самостоятельно собирать деньги, искать рабочих и технику для расчистки дорог, чтобы выбраться из снежного плена.

До того самого Александра Сметанина из деревни Гридино Калининского района Тверской области, история которого вызвала широкий резонанс по всей России, добираться было невероятно сложно. Сначала на мощном внедорожнике, потом на снегоходе. Сам гридинский отшельник в автолавку и на почту за пенсией ходил на лыжах.

Понятно, что отшельником его сделала не только судьба, по воле которой Сметанин остался единственным жителем деревни, но и местные власти. Уже после командировки в Гридино редакции Tverigrad.ru стало интересно, кто и каким образом должен чистить дороги в самом близком к областной столице районе. На сайте госзакупок была найдена документация электронных аукционов на выполнение работ по содержанию дорог Калининского района.

Первый и самый большой контракт заключен в последний рабочий день 2018 года и предусматривает выполнение работ как по летнему, так и по зимнему содержанию дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения 3-го класса на весь 2019 год на общую сумму 11,5 млн рублей.

Тогда же, 29 декабря 2018 года, администрацией муниципалитета был заключен контракт исключительно на зимнее содержание автомобильных дорого местного значения Калининского района с 1 января по 31 марта 2019 года, в котором на эти работы предусмотрено 2,8 млн рублей. Плюс к этому каждым отдельным сельским поселением проводятся аукционы на расчистку дорог именно в самих поселениях. Вообще на 2019 год в бюджете района на содержание всех дорог заложено порядка 33 млн рублей и понятно, что некоторые работы выполняются без прохождения государственных торгов.

Но сейчас зима, и нас больше всего заинтересовал именно контракт на I квартал на зимнее содержание всех дорог местного значения. Читая контракт, поражаешься уже его первым пунктам. Черным по белому:

  • Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в Калининском районе Тверской области (далее – объекты), а заказчик принимает и оплачивает выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
  • В результате выполнения работ объекты должны обеспечивать бесперебойное движение транспорта (в первую очередь, пассажирского), а также беспрепятственное движение пешеходов независимо от погодных условий.
  • Место выполнения работ определяется на основании технического задания заказчика (приложение 1 к настоящему контракту).

В приложенной к контракту документации есть перечень всех обслуживаемых дорог с разбивкой по конкретным сельским округам и даже дорогам, всего по МО «Калининский район» чуть больше 433 км местных дорог.

Есть в списке и Гридино. А также еще ряд деревень Верхневолжского сельского поселения. То сеть в контрактах власть деньги для отшельника Сани заложила. Согласно документам, в Верхневолжском сельском поселении самый большой список дорог и расчищать от снега должны 125 километров дорог, ведущих в десятки населенных пунктов. 

В реальности многие дороги здесь не чистили очень давно. У местных жителей надежда только на количество «лошадей» под капотом своих автомобилей, да на добрососедство людей, объединенных проблемой транспортной недоступности. Они собирают деньги и самостоятельно ищут рабочих и технику для расчистки снега.

Местный охотник на внедорожнике Toyota провел для корреспондента пятичасовую экстрим-экскурсию по дорогам, на содержание которых власть вроде бы выделила миллионы.

От деревни Петровское до озера Шейно чуть больше трех километров. На противоположных берегах расположились деревни Заозёрье и Озерецкое. До первой добрались без труда. Гладкая дорога, очищенная от снега, привела нас к крайнему домику и уперлась в шлагбаум, который преграждает выезд на ледяную гладь озера.

– На самом деле спецтехнику от администрации здесь не видели никогда. Дорогу чистят рыбаки. Чтобы добраться до озера, они нанимают трактор МТЗ-40. Стоит это две тысячи рублей за час. Чтобы расчистить эту дорогу, трактористу надо часа три, – объяснил водитель.

До виднеющихся вдали крыш Озерецкого по часовой стрелке вдоль камышей ведет глубокая снежная колея километра на четыре. Её накатали внедорожниками местные рыбаки. Жители Озерецкого этой дорогой не пользуются. Идти тяжело, а проехать практически невозможно. Люди протоптали дорожку по льду.

Ровная нитка тропинки по снежному озеру не находится под надзором местных властей, об опасных трещинах на льду предупредить некому. Но идти надо, это единственный путь для озерецких до фельдшерского пункта и магазина, которые находятся в деревне Петровское.

Между тем в аукционной документации значится дорога «Заозёрье – Озерецкое» – 3,7 км. Где она?

Далее Toyota берет курс на деревню с невероятным названием Благодатная. Семикилометровая колея, скорее, обозначает примерное место, где должна быть дорога. На полпути внедорожник встает на мосты. Раскачкой полноприводная машина не пошла, хорошо, что в багажнике лежала лопата… 

Посчитать жилые дома в деревне Благодатная хватит пальцев одной руки. Из куполов полуразрушенной церкви растут деревья. От богатого, живого и, вероятнее всего, благодатного прошлого не осталось и следа. В прямом и переносном смысле. Местные передвигаются исключительно на лыжах. Об этом говорят узкие накатанные полоски под ногами, которые тянутся вдоль улиц и устремляются далеко в поле.

И снова листаем документы по аукционам. Там значится направление «Кунькино – Благодатная» – 4 км.

В деревне Кунькино людей побольше, в основном они работают на двух птицефабриках – «Калининская» в деревне Квакшино и «Верхневолжская» в Рязаново. Напрямую отсюда до предприятий – километров 15. Однако преодолеть путь до работы по непролазным сугробам невозможно.

– Людям приходится делать объезд через посёлок Суховерково на трассу Ржев – Старица, затем через окружную на Волоколамское шоссе – в деревни Квакшино и Рязаново. Это примерно 50 километров, – прикидывает экскурсовод-водитель.

Узкая тропинка, теряющаяся в густом лесу, ведет в деревню Заовражье. Как оказалось, её чистит местный дедушка на своем слабеньком тракторишке. По глубине понятно, что тракторишка действительно слабенький. До деревни примерно километр. На машине туда не проедешь. А между тем дорога «Заовражье – Анисимово», которая находится на противоположной стороне, тоже выставлялась на торги.

Навигатор показывает, что где-то рядом должен быть поворот на деревню Чечено. Но дороги совсем не видно. Куда ни глянь – везде белым-бело. На вопрос о количестве жителей в Чечено водитель пожимает плечами: «Кто ж знает? Туда не пробирался никто». К этой деревне не подъехать ни с одной стороны. Смотрим в документацию: «Чеченино – Блиново», расстояние – 2 км.

Дорога в деревню Блиново идет через лес. Места богатые, поэтому поток лесовозов ежедневно прорезает здесь колеи. Вдоль пути – всё то, что не смогли погрузить на многотонные машины… Само Блиново располагается на возвышенности, вокруг рвы и канавы. Чтобы попасть в деревню, нужно преодолеть крутой подъём – непростое испытание для автомобиля. Кто-то умудряется заехать, но большинство бросают машины у подножья Блиново и идут до своих домов пешком.

Грунтовка в Калошино очищена по всей ширине, встречным машинам разъехаться не составляет труда. Тихая деревушка окружена сосновыми борами и березовыми рощами. У крайнего дома пожилая женщина с ведрами в руках хлопочет по хозяйству.

– Эту дорогу обычно чистит мой муж. Но трактор может захватить лишь узенькую полоску, на большее не способен. Пару дней назад здесь поработал лесхоз. Поэтому дорога и есть такая широкая. Видимо, скоро здесь будут заготавливать древесину, – рассуждает бабушка.

Кстати, именно она рассказала нам об отшельнике Александре Сметанине, живущем в заброшенной деревне Гридино. Женщина предупредила, что туда ведёт только лыжня самого Сани, на автомобиле не проехать. 

Водитель позвонил своему другу, чтобы тот встретил нас на снегоходе у деревни Третьяково. Туда дорогу чистит местный житель. Коренастый мужчина в телогрейке на тельняшку оказался полковником внутренней службы в отставке. Он и указал нам кратчайшее направление до Гридино. До отшельника Сметанина от околицы Третьяково – полтора километра нетронутых сугробов.

Напомним, на то, чтобы эти сугробы трогать, контракт у Калининского района есть. Из документов следует, что местная администрация позаботилась на бумаге о дороге от Калошино до Гридино, где живет отшельник Саня. Будто бы два километра можно проехать хоть на легковом автомобиле. Более того, от Гридино, оказывается, пролегает дорога до Оздихино. Было бы смешно, если бы не было так грустно!

Даже после вызвавшей резонанс публикации Tverigrad.ru об отшельнике Сане дорога до Гридино не была расчищена, как полагается по контракту. Заметим, об этом районные власти настойчиво просили в правительстве Тверской области, чтобы была возможность добраться и наладить телевидение Александру Сметанину. И представители «Первого канала», и федеральной «России-1», снимавшие свои репортажи об отшельнике, к которому первым пробрался корреспондент Tverigrad.ru, также добирались до Гридино отнюдь не на легковом автомобиле!

Почему так происходит: контракт есть, а жители или в снежном плену, или за свои деньги нанимают технику и чистят дороги?

В администрации Верхневолжского сельского поселения, к которому относятся все эти деревни, объяснить это четко не смогли. И начали кивать на районные власти. В свою очередь, в администрации Калининского района ответили, что спецтехника выезжает только после обращений граждан. Всё дело в том, что в контракте написано, что чистит эти дороги победивший в конкурсе подрядчик строго по заявкам администрации и в установленные ею сроки.

«В большинстве деревень нет постоянных жителей. То есть туда приезжают на сезон дачники. Ни звонков, ни заявок на расчистку не поступает, – прокомментировал Алексей Галактионов, заведующий отделом дорожного хозяйства и транспорта администрации Калининского района. – Мы сейчас делаем акцент на состоянии дорог вокруг школ и по маршрутам следования школьных автобусов. В районе – 21 школьный маршрут».

Вот и ждут чиновники звонка от отшельника Сани из деревни Гридино. Во многих деревнях Калининского района осталось по два – три разваливающихся дома, но и в этих домах живут люди. До них вряд ли доберется скорая помощь, да и сами они ходят в аптеку или магазин, на почту за пенсией на лыжах. При этом, записывая в контракт эти дороги, чиновники ждут, чтобы деревенские жители молили их о помощи. Но дойти, даже на лыжах, до Твери, где в отдельном здании в центре города расположилась администрация Калининского района, они вряд ли смогут. Доехать – тем более, их деревни утонули в сугробах… Да и деревни побольше, в итоге местные жители своими силами вынуждены чистить дороги.

Проанализировав тот же контракт на зимнее содержание дорог, можно сделать вывод, что всего за три месяца подрядчику, грубо говоря, необходимо грейдером почистить 2200 км дорог.

Такое расстояние получается, исходя из указанной в контракте (с 1 января по 31 марта 2019 года) стоимости очистки дороги от снега средними автогрейдерами – 198 рублей за 1000 кв. м дороги (такая же сумма указана и в общем контракте на 11,5 млн рублей). Площадь 1000 кв. м при ширине дороги 6 метров составляет расстояние порядка 150 метров. 2 835 000 рублей делим на 198 рублей и умножаем на 0,15 км. Получается примерно 2200 км дорог.

Всего в контракте указано 433 км местных дорог, которые должны чистить. Значит, если бы чистили все, то с января по март эта процедура должна была пройти в среднем пять раз. Что вполне соответствует количеству больших снегопадов в нашем климатическом поясе. Однако достаточно большое количество дорог из контракта, как мы выяснили, не чистят совсем. По логике – тогда остальные должны были расчищать более 10 раз.

Вопросов много. Грамотно ли администрация тратит деньги, заложенные на расчистку дорог, требует ли с заказчика чистить хорошо все дороги, указанные в заявках, зачем выделяет деньги на расчистку дорог к деревням, в которых нет жителей? Ответы могли бы получить те, кто занимается контролем администрации. Например, депутатский корпус Калининского района, прокуратура, общественные движения. 

В конце концов, есть ли коррупционная составляющая в действиях администрации и подрядчика?

Доказать, почистили или нет дорогу, достаточно сложно. Новый снегопад прошел или наступила оттепель – и ничего не докажешь. И это все участники процесса прекрасно понимают…

Впрочем, при анализе конкурсной документации обнаруживается довольно странная вещь: участвовать в конкурсах на содержание дорог было разрешено только организациям, являющимся субъектами малого предпринимательства (компаниям, по определению имеющим в штате менее 25 сотрудников и не владеющим серьезными техническими средствами, теми же грейдерами). Зачем это сделано в конкурсах, где крупное или среднее предприятие с собственной техникой, как кажется, лучше справилось бы с содержанием дорог, непонятно.

И, что называется, вишенка на торте. В итоге контракты и на общее, и на зимнее содержание дорог (а это в сумме более 14 млн рублей) выиграла одна фирма – общество с ограниченной ответственностью «ДУ 370», образованное, согласно данным ЕГРЮЛ, (внимание!) 14 ноября 2018 года, то есть всего за несколько недель до начала конкурсных процедур. Фирма с минимальным уставным капиталом в 10 000 рублей и единственным учредителем. Именно эта коммерческая структура несет ответственность за содержание дорог в Калининском районе. В том числе, она должна была почистить дорогу к отшельнику Сане…

Tverigrad.ru продолжит внимательно следить за проблемой забытых деревень и их жителей в районе, окружающем столицу Тверской области.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

43
3
ЖКХ Социум Транспорт

КОММЕНТАРИИ 3

Для комментирования Вам необходимо .

ivanovivan

номер лота в студию!

12
1
ivanovivan

Дрогнит ли рука у человека, который будет подписывать и оплачивать выполненные "таким образом" работы. Продолжение следует.

12
1
verbatim

Дело темное.На бумаге всё красиво,на деле полная ж...Так нелюбить свой народ,могут только чиновники от власти в России.

17
0