Наследие Калевалы: как тверичанка превратила провинциальный городок в центр карельской культуры

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Анастасия Гулеева вместе с супругом смогла создать в Лихославле на уникальном для России гончарном производстве точку притяжения туристов.

Много ли вы знаете о тверских карелах? Кто-то ни разу не слышал о них, кто-то, интересуясь, забрел на страницу в «Википедии». Тем временем в карельский быт можно погрузиться без учебников по этнографии. Причем погрузиться в реальной жизни.

В провинциальном городке Лихославле, мимо которого без остановок проносятся по железной дороге скоростные «Сапсаны», традиции этого небольшого народа бережно хранит Анастасия Гулеева. Имея в роду карельские корни, она стала идейным вдохновителем и автором уникального туристического проекта на местном гончарном предприятии. Это и привело её в проект «TVERTEAM. Истории успеха».

Лихославль пусть и небольшой городок, но своим гончарным производством с более чем 80-летней историей известен на всю Россию. Это предприятие, на котором создают глиняную посуду, известную под брендом «Керамика из Лихославля». Сегодня подобных производств по всей стране, как пальцев на одной руке. В тверской глубинке это семейный бизнес, руководит которым Алексей Гулеев, а его супруга Анастасия – главная по туризму. Симбиоз производства и сохранения культуры можно увидеть в нашем коротком видеоролике.

Гончарное наследие

Алексей и Анастасия вместе со школьной скамьи – ей было 14, ему 15. Сейчас Гулеевым слегка за 30, подрастают сын и дочь. И еще у них есть производство, на которое Анастасия пришла не сразу.

Алексей с предприятием связан, как говорится, с незапамятных времен. Долгие годы заводом руководила его мама Валентина Павловна. Она положила все силы, чтобы сохранить производство керамики на Лихославльской земле. Буквально жила этим промыслом в те самые лихие 90-ые. Естественно, Алексей всегда вместе с мамой был занят в бизнесе. А у Анастасии была учеба, потом декрет. Сначала Настю к гончарному ремеслу не очень тянуло, но в итоге она поняла, что оказалась в родной и для себя стихии.

– Почувствовала всю полноту удовольствия от работы, когда мы здесь начали заниматься туризмом. Тем более, что получила второе высшее образование в Российском государственном университете туризма и сервиса. Я оказалась вовлечена в реальную туристическую тему, и меня буквально накрыло счастье, – эмоциональна Анастасия.

Пандемия COVID-19 стала для семьи Гулеевых трагедией. В 2020-м году хранительница гончарного промысла Валентина Павловна умерла от коронавируса.

«Художественные промыслы», которые в последние несколько лет стали не только производственным предприятием, но и центром притяжения туристов, оказались в руках молодых Алексея и Анастасии.

Маленькая Калевала

История тверских карел насчитывает четыре века. За это время они внесли ощутимый вклад в культуру Тверской области. В первую очередь своей самобытностью. И даже ангобная роспись, которой украшают лихославльскую керамику, является наследием карельской культуры. Всё это, по оценке Анастасии, составило существенный потенциал для развития масштабного туристического проекта.

– В 2017 году мы решили преобразовать предприятие, придать ему какую-то новую фишку, чтобы не только сохранить народный художественный промысел, но и дать новый импульс для развития. Вместе с семьей пришли к выводу, что этим импульсом может стать туризм на базе действующего предприятия. Начали с самого простого – разработали туристическую программу, – рассказывает о первых этапах становления турпроекта Анастасия Гулеева.

Сегодня в маленький провинциальный Лихославль, в основном, тянутся туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, заглядывают и заграничные гости. Городок в Тверской области, словно уменьшенная копия мифической страны Калевалы из одноименного карельского эпоса, притягивает своими загадками и тайнами. Кто-то целенаправленно едет за погружением в быт тверских карелов, кто-то хочет увидеть воочию гончарное производство и, уже окунувшись в тайны ремесла, узнает о существовании этноса. Программа, с которой знакомятся туристы, включает в себя экскурсию по производству, посещение выставки изделий, а также знакомство с укладом жизни и кухней тверских карелов. Вот так Анастасия повествует о концепции гончарно-туристической Мекки:

– Рассказать людям о том, что когда-то здесь проживало больше карелов, чем в самой Карелии, очень важно. Показать гостям Тверской области, что у нас до сих пор сохранилась такая народность со своей особенной и уникальной культурой, сплетенной из русских и карельских обычаев и традиций. Это уникальный симбиоз, который больше нигде не встретишь, – формулирует концепцию Анастасия.

Этнический туризм

С каждым годом всё чаще и чаще турист тянется подальше от мегаполиса, поближе к деревне. Особенно актуальным направление становится, если речь идет об этнических программах. Поэтому незаметный ранее Лихославль, имея многовековую историю карельского народа, вдруг становится новым центром притяжения для гостей из других городов и стран. Безусловно, во многом этому успеху поспособствовало отношение самих местных жителей к своим корням.

– Если раньше молодежь боялась признать себя карелами, то сейчас ровно наоборот – они гордятся этим. Тема хорошо развивается, и местные жители хотят быть, как говорится, в тренде. Они чувствуют себя уникальными, – объяснят изменение в менталитете Анастасия Гулеева.

Карельская культура в Тверской области несколько отличается от той, которая сложилась в самой Карелии. Наиболее яркое отличие в национальной кухне. На тверской земле она сформировалась в силу особенностей местного огородничества. И эту деталь Гулеевы смогли использовать для привлечения туриста.

– Карельская кухня максимально простая, поэтому она особенная. И в первую очередь надо говорить о картофеле, который известен нашей стране всего 300 лет. Когда картофеля не было, наши предки использовали репу. Если говорить о пирогах, то карелы традиционно используют ржаную муку, а не пшеничную. И, конечно, основой этой кухни являются блюда из рыбы,

– описывает гастрономические особенности Анастасия.

Именно карельская кухня стала одной из визитных карточек всего туристского проекта, который реализуют Гулеевы. Например, в рамках программы «Открой свою калитку» гости, которых радушно принимают на гончарном производстве, могут не только попробовать, но и самостоятельно испечь традиционные карельские пироги, которые и называются калитка. Анастасия провела реновацию старинного рецепта. По традиции калитки пекут с кашей, картофелем, грибами или другими сытными ингредиентами – Гулеева же начала делать ржаные пироги с вареньем. И не с каким-нибудь джемом из супермаркета, а с натуральным домашним продуктом, приготовленным собственными руками.

Анастасия нашла в кухне тверских карел ещё одну «фишку» – щи из крошева, которые как традиционное блюдо зародились именно в Тверской области. Несмотря на очень простой рецепт, угощение получается отменное. Как говорит сама хранительница старинной культуры, главный секрет – русская печь: «Это очень обычное блюдо, но приготовленное в печи и приготовленное правильно – пальчики оближешь».

Тяжело начало, легка дорога

– Когда мы начали проводить экскурсии, вообще не знали, поедут к нам или нет. Ведь Лихославль и Лихославльский район никогда не были туристическими. Были большие сомнения. Самое важное – не опускать рук, верить в свою идею и стремиться к совершенству, – без доли пафоса говорит Анастасия Гулеева.

На вопрос, что послужило успехом проекта, Анастасия отвечает, не задумываясь: в первую очередь это упорство, любовь к своему делу, и, конечно же, слаженная работа с любимым человеком в совместном достижении общих целей.

В жизни супругов был момент, когда они хотели отказаться от бизнеса, уйти в другую сферу. Но теперь, после смерти мамы, они поставили себе задачу сохранить гончарный промысел, чтобы на столах у людей была натуральная по-настоящему народная посуда из глины. А туристическая составляющая стала хорошим подспорьем в сохранении промысла и карельской культуры.

– Мы туристов специально не заманиваем. Хорошо встретить гостей, провести экскурсию, чтобы туристы были довольны, и надеяться, что сработает «сарафанное радио» и соцсети, что большей частью и происходит, – делится Анастасия способами «народного» SMM.

Всех экскурсантов она встречает радушной улыбкой и сама рассказывает о каждом этапе производства глиняных изделий – от добычи глины до готового изделия. И глину, кстати, здесь тоже добывают сами. Сама проводит экскурсию по выставке керамических изделий и, конечно же, накормит гостей. Формула успеха Анастасии Гулеевой проста – турист должен остаться доволен.

– Очень часто уезжающие гости говорят мне: «У вас чувствуется душа!» В этом, мне кажется, основная наша задача – сделать так, чтобы люди уезжали с положительными эмоциями и сохранили эти хорошие впечатления о тверских карелах на долгое время. Это очень важно. И также важно, чтобы люди к нам возвращались. Это наша самая лучшая награда, это наш успех. Значит, мы всё правильно делаем, – уверена Анастасия из провинциального Лихославля.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

80
8
Фото: Павел Макаров
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Общество Тверской умелец

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .