Провинциальный поп-арт: Малевич на стене Бузовой и Путин в галерее Лондона
Она взяла творческий псевдоним с фамилией знаменитого художника, и сама стала популярной и успешной, выполняя портреты российских селебрити.
Наверняка многих из тех, кто хотел бы по-настоящему заняться живописью, останавливает распространенный стереотип – достичь успеха в этом деле можно, лишь имея серьезное художественное образование. Мол, удел художников-самоучек – творить для себя и родственников, на признание рассчитывать не стоит.
Я знаю многих художников, которые рисуют увлеченно и, на мой взгляд, просто отлично, но считают свои работы хобби или даже забавой. Они уверены, что выставлять картины на суд публики и тем более продавать – безнадежное дело. Якобы специалисты сразу распознают руку непрофессионала и поднимут автора на смех.
На самом деле всё совсем не так. Точнее – не совсем так.
Героиня уникального проекта «TVERTEAM. Истории успеха» художница Ксения Коренченко, которая творит под псевдонимом Ася Малевич, известна далеко за пределами нашей страны. Ее картины выставлялись в Лондоне, они хранятся в частных музеях США и Канады. Полотна Аси украшают квартиры знаменитостей. Филипп Киркоров, Дима Билан, Ольга Бузова, Валерий Меладзе – это далеко не полный список поклонников творчества тверской художницы.
При этом девушка не имеет художественного образования, кроме разве что пары лет в детской школе искусств.
Ася Малевич сделала себя сама, проявив исключительную волю и талант.
Искусство – во всем!
Мастерская Аси Малевич находится в самом центре Твери, на бульваре Радищева. В светлой комнате вдоль стен стоят картины. На одном мольберте – незаконченная работа. «Это хоккеист, играющий в Континентальной хоккейной лиге. К сожалению, не знаю имени. Портрет заказала его жена. Еще работаю», – объяснила Ася.
Девушка создает портреты, накладывая трафареты на холст, а затем работает красками. Это поп-арт – направление в искусстве, которое возникло в середине прошлого века и до сих пор остается в тренде. Поп-арт говорит на языке, понятном большинству, и не требует интерпретации.
Даже повседневные реальные вещи становятся частью этого мира. В мастерской Малевич на полке стоит недоеденный кусок торта, облитый эпоксидной смолой. «Это тоже произведение искусства», – замечает мой взгляд Ася.
Девушка подражает стилю известного художника Энди Уорхола и других классиков жанра. Когда-то они сумели совершить революцию в современном искусстве.
– Их заслуга в том, что они популяризировали трафарет. Раньше этот метод не котировался, нужно было всё рисовать от руки. Однако с трафаретом получается быстрее, этим и привлекает техника, – пояснила художница.
Первопроходцы поп-арта стали делать не одну уникальную картину, они штамповали их десятками. Прямая отсылка к массовой культуре в обществе потребления. Прежде всего поп-арт направлен на аудиторию молодую, способную оценить буйство красок и их смелые сочетания, изменение масштабов, создание искусственных помех на изображении.
Ася Малевич признается, что у нее нет авторского стиля. Просто есть область, которую она исследует в данный момент. Чему-то девушка научилась сама, что-то подсмотрела у известных мастеров. «Моя мама – художник, поэтому запах красок мне знаком с детства», – смеется девушка. Ася поняла, что хочет посвятить жизнь написанию картин, как только начала рисовать. За годы постоянной практики она научилась работать быстро и практически без брака. Ее мастерство отточено до совершенства. «На один портрет уходит около трех-четырех дней плотной работы с утра до вечера», – прикидывает Ася.
Тверская художница зарабатывает написанием картин – конечно, речь не идет о миллионах долларов, но на жизнь вполне хватает. К своей профессии она подходит с точки зрения бизнеса, Ася не только рисует, но и думает о продвижении, личном бренде, продажах и сервисе. Большая часть картин уходит через соцсети, остальные – через «сарафан».
В свете звезд
Картины Аси Малевич можно встретить на персональных страницах многих звезд российского шоу-бизнеса в Инстаграме.
– Фанаты нередко заказывают у меня портреты своих кумиров, чтобы подарить им. Например, недавно я рисовала певицу Ирину Дубцову. Друзья Александра Овечкина заказали его портрет, и моя работа теперь висит в Ванкувере в семейном музее Овечкиных. Некоторые портреты я дарила звездам сама: Диме Билану, Валерию Меладзе, певице Валерии. Но нельзя сказать, что я лично с ними знакома. Просто минут пять общалась, когда передавала картину, – рассказала Ася.
Популярной телеведущей и певице Ольге Бузовой так понравился портрет, нарисованной тверской художницей, что он стал частью интерьера звезды. «Я нарисовала много портретов президента Владимира Путина. Они хорошо продавались в Лондоне. В 2017 году я сотрудничала с известной галереей Walton Fine Arts», – поделилась художница.
Что касается стоимости своих картин, Ася пояснила, что всё зависит от того, где они будут проданы. В Твери цена может составить порядка 40 тысяч рублей, а в Лондоне – дойти до 250 тысяч.
– То, что я делаю, – это в равной степени и искусство, и бизнес. Это нормально. Всегда приятно, когда за работу еще и платят деньги. Это значит, что заказчики ценят твое творчество. Люди обращаются ко мне, и я понимаю, что мое творчество им нужно. Я считаю, что в современном мире нельзя работать «в стол». Иначе для чего и для кого все это?! – рассуждает Ася Малевич.
По мнению девушки, возможность продать картину – это наилучшая форма признания для художника. Дело не только в финансовом аспекте. Здесь важно понимание факта – готовы ли люди платить за право любоваться твоей работой в своем доме.
В поисках себя
Портреты в стиле поп-арт не стоят на конвейере, художница пробует себя и в других направлениях. Не так давно она открыла для себя удивительный мир флюид-арта. Это техника рисования жидким акрилом, которую называют «текучее (подвижное) творчество». Суть довольно проста: разведенная до нужного состояния краска выливается на холст, а затем на него добавляются специальные капли для создания эффекта кружева. Способов выливания акрила очень много.
– Окончательная точка в моих поисках пока не поставлена. Возможно, когда-нибудь мое творчество перетечет в другое русло. Здесь нельзя что-то предсказать. Творческие люди всегда идут туда, куда их тянет душа, куда зовет сердце. Я не знаю, чем займусь еще, – говорит Ася.
Три года назад художница открыла свою школу искусств, где она занимается живописью с детьми и взрослыми. Прежде всего Малевич учит не бояться совершать ошибки, быть открытыми, отрицает жесткие правила, настаивая, что творчество исходит из сердца, а не из головы.
– У нас работают разные преподаватели. Дети от 5 до 15 лет учатся по годовой программе с сентября по май. Для взрослых существуют краткосрочные курсы. Люди учатся рисовать в любой технике: флюид-арт, акварельная живопись, академический портрет. Есть курсы для подростков «Я — иллюстратор», «Создай свой комикс»… Школа-студия Аси Малевич сейчас занимает практически все мое свободное время. В последнее время я с головой ушла в преподавательскую деятельность. Хочу развивать технику спиртовых чернил, проводить мастер-классы по этому направлению. Я очень люблю современное искусство, разработала авторский курс для детей в возрасте от 7 до 9 лет, учу их читать и понимать абстракцию, рассказываю про художников. Это будет полезно детям, даже если они учатся в государственных художественных школах. В нашем городе нигде не говорят про современных художников, нигде не рассказывают про Жоана Миро, Соню Делоне. Дети даже не знают, кто такие Энди Уорхол и Бэнкси, – считает девушка.
На гребне волны
Возвращаясь к тому, с чего мы начали, – можно ли продавать свои картины без диплома художника? Позиция Аси Малевич однозначна: «Да!»
– У каждого известного художника свой путь развития. Стиль Кита Харинга вовсе еще не опознан. Его творчество не просто нестандартное, оно явно вырывается за пределы любых жанров. Недавно прочитала статью о подающем надежду молодом художнике: подросток с диагнозом «аутизм» рисует особенные картины, создает произведения в жанре абстракционизма. Одна его работа стоит около 100 тысяч рублей. Эти картины передают эмоции, душевное состояние подростка. Он так видит этот мир. В искусстве главный вопрос не «как сделано», а «что изображено», – уверена художница.
В современном искусстве важно не содержание, а история. Люди готовы платить за нее, а не за технику работы кистью. Цену имеет не творчество само по себе, а то, во что творец оборачивает свою работу. «Сила искусства не в точности форм, а в искренности подачи», – формулирует Ася Малевич.
– Как я добилась таких успехов? Не знаю, возможно, попала на какую-то волну, которая вынесла меня на этот уровень. Я не знаю, – задумалась художница, а затем ответила на вопрос, как молодым художникам поймать эту волну: – Скорее, она тебя ловит, а не ты ее. Можно работать много лет и, несмотря на все старания и таланты, оставаться незаметным. А потом неожиданно накатит волна, подхватит тебя и поднимет высоко. От твоих работ, которые раньше были незаметными, зрители начнут приходить в восторг.
В современном искусстве нет четких правил, которые предписывают художнику, как писать картины. Ася утверждает, что нельзя придавать большого значения условностям, придуманным человечеством. «Только мы сами можем и должны формировать свою жизнь, мысли и судьбу. Надо не бояться, исследовать различные методы, искать что-то свое», – подвела черту Ася Малевич.
Связанные статьи:
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Честно признаюсь, что впервые слышу о такой технике в живописи, но она меня покорила! Теперь знаю, какой подарок попросить у родственников на день Рождения)
А еще Ася просто приятная девушка и в ее студии можно заниматься детишкам.