Время писателей пришло. Кто виноват и что делать?
Фантаст Денис Бурмистров рассказал о том, как опубликовать свой первый роман, сколько зарабатывает автор, а также почему он не очень любит персонажей в трусах поверх одежды.
Каждый из нас создает свой собственный мир, фантазирует, населяя его персонажами и предметами в вымышленных ландшафтах. Писатели делятся этим миром с другими: неважно, будь это офицерский круг Андрея Болконского или деревня хоббитов с Бильбо Бэггинсом.
В отличие от реальности, в которой мы не всегда способны менять ход вещей, в созданных мирах справедливость может всегда торжествовать, дружба – побеждать, а любовь – преодолевать любые препятствия. Писатели умеют делать это красиво. В общем-то, за возможность окунуться в рассказанные на бумаге истории люди готовы платить деньги.
«Сейчас хорошее время для писателей, дающее возможность зарабатывать деньги, даже если вас пока еще никто не знает», – уверен участник проекта «TVERTEAM. Истории успеха» Денис Бурмистров. Его книги выходят многотысячными тиражами и сметаются с полок за считанные дни. Бурмистров пишет романы, которые переносят читателей в параллельные нашей реальности миры или другую вселенную, где действуют свои правила. В его произведениях межпланетные путешествия становятся нормой. Впрочем, грядущие времена Бурмистрова скорее ужасают, чем радуют. Но таковы уж законы выбранного им жанра.
Фантастика сегодня крайне популярна. Слишком много тревожных новостей окружает в повседневной жизни, и люди ищут в книгах «другого мира», дистанцируясь от жизненных ситуаций в реальности. Тем более соцреализм, который властвовал в отечественной литературе еще несколько десятилетий назад, оказался неспособен конкурировать на книжном рынке.
К писателям мы относимся как к особенным людям – они творцы. Примеривая на себя их работу, иногда думаешь: «Ну нет, самому мне ни за что не написать книгу». Однако всё не так безнадежно! «Это очень интересно, попробовать должен каждый», – уверяет Денис Бурмистров, добавляя, что возможностей открыть в себе литературный талант великое множество.
– Писать я начал в раннем детстве, когда все увлекаются каким-то творчеством. Меня всегда интересовал космос. Прочитал повесть братьев Стругацких про полет на Венеру «Страна багровых туч» и заболел этим. Люди в скафандрах, другие миры… Я писал небольшие рассказики, но всё это отправлялось «в стол». Понимал, что это не уровень тех книг, которые продаются в магазинах, – вспоминает Денис Бурмистров.
Тем не менее сегодня из-под его пера вышли более полутора десятка книг: «Империя Млечного Пути», «Аномалия», «Черный выход», «Принуждение к контакту», «Религер. Последний довод» и другие.
«Нужно писать, как Донцова»
Создатель касты религеров, эдаких крестоносцев в альтернативном мире, не имеет литературного образования. В его дипломе об окончании вуза написано: «Психолог». Бурмистров не зарабатывает на жизнь книгами, скорее, его профессия, так же как и его миры, до некоторой степени альтернатива писательской – он госслужащий. Впрочем, если учесть, что тверским вице-губернатором в свое время служил Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, то ничего удивительного нет.
По словам фантаста, литературой прокормиться сложно. Гонорар большинства российских писателей за книгу оценивают от 50 до 100 тысяч рублей. Именно за такую сумму издательство приобретает авторские права.
– Если писать одну книгу в месяц, то, наверное, можно прожить на эти деньги. По меркам средней зарплаты в Твери, 50 тысяч рублей – это нормальная сумма. Но я пишу долго, выходит примерно одна книга в год. Тех, кто может жить на свои литературные доходы, по пальцам пересчитать. Для этого нужно писать, как Дарья Донцова. Издательство не поддерживает авторов после выхода книжки. Оно платит деньги за книгу, и всё. Также автор может получать процент с продаж. Но это очень небольшие деньги, жить на них довольно сложно, – пояснил Денис.
Первая книга Бурмистрова «Аномалия» долго не могла найти своего издателя. Идею романа он взял из журнальной статьи о начале разработки компьютерной игры «Сталкер». «В 2012 году я забросил этот текст в разные издательства. От одних ответа не получил, другие написали, что им это не подходит. После того, как сама компьютерная игра вышла и по ее мотивам начали писать книги, я еще раз отправил «Аномалию». Сразу пришел ответ от издательства из Санкт-Петербурга. Для меня это было «Ух!» – вспоминает свои эмоции Денис.
Но зачем выпускать книгу в печатном виде, если ее можно разместить в Интернете, где полным-полно различных литературных площадок? Бурмистров видит преимущество традиционной книги в тактильных ощущениях от перелистывания бумажных страниц и ни с чем не сравнимым запахом.
– Настоящий писатель хочет иметь свою книгу на полке. Чтобы кому-то подарить, написать автограф… Я воспитан еще в Советском Союзе, когда за книгами стояли в очередях, когда книга на полке обозначала определенный статус ее владельца. Мне всегда хотелось иметь свою книжку. Через издательства пробиться было очень сложно. Но когда мне впервые сказали: «Да!», это было чувство полета! – вновь эмоционален писатель.
Фантастический роман Бурмистрова «Империя Млечного Пути» читатели встретили на ура. В глубинах холодного космоса дрейфует колониальный звездолет, отправленный когда-то на поиски пригодных для жизни планет. Из-за необъяснимой аварии, произошедшей сотню лет назад, корабль превратился в мрачный склеп, населенный чудовищами. Разведчик Юрий Гарин не оставляет попыток пробиться в капитанскую рубку и вернуть контроль над системами управления космического корабля.
– Я не ожидал, что «Империя Млечного Пути» так выстрелит. Сегодня вообще мало выпускают космической научной фантастики, космоопер или космических боевиков. Видимо, читателям не хватает этого. В сентябре выходит вторая книга «Империя Млечного Пути», третья – пока в работе. Надеюсь, что к Новому году допишу, – поделился планами Денис Бурмистров.
Вопрос об экранизации космической фантастики напрашивался сам собой. Писатель не стал скрывать, что хотел бы увидеть свой сюжет на большом экране кинотеатра:
– Я вижу киношный потенциал в своих книгах, в них есть и взаимоотношения героев, и экшен – в общем, не заскучаешь. Но есть много вещей, которые не хотел бы отдавать в руки нашим нынешним «творцам». Потому что, на самом деле, хорошей отечественной фантастики сейчас очень мало.
Чужой мир
В последние годы серьезную альтернативу бумажным книгам составили электронные и аудиокниги. «Сейчас очень упали тиражи. Раньше 10 тысяч экземпляров книги считалось нормальным. Сейчас для обычного писателя тираж в 2,5–5 тысяч – уже успех. Это видно по рынку и по гонорарам, которые платят писателям», – говорит Бурмистров. Вместе с тем он абсолютно уверен, что бумажная книга никогда не умрет и не будет полностью вытеснена современными технологиями.
Изменилось время, значительный шаг, который точнее назвать рывком, совершили технологии, изменился читатель. Фантастика тоже трансформировалась. Во второй половине прошлого века произошел период бурного развития космической отрасли. Казалось, вот-вот и человек шагнет на поверхность Марса. Писатели представляли, как это будет выглядеть, моделировали будущее. Авторы тесно сотрудничали с научным миром.
– Тогда была эпоха твердой научной фантастики. На первом месте стояло описание технологий. Те же самые три закона робототехники не из воздуха взяты, – рассуждает Денис Бурмистров.
Сегодняшняя фантастика в основной своей массе стала частью мира потребления, оказавшись в сфере развлечений. «Фантастические романы теперь считаются легким жанром для широкого потребителя. Они проще и динамичнее. У людей изменилось мышление, теперь оно «клиповое». Как жанр фантастика отреагировала на изменения скорости жизни, на новые ценности в сознании и менталитете людей», – считает Бурмистров.
– Сейчас уже невозможно писать, как в 60-е годы, потому что это никто не купит. Рэй Брэдбери, Айзек Азимов сегодня бы не продавались – это сто процентов. Каким бы гениями они ни были, пробиться им было бы невероятно сложно. Во-первых, и конкуренция возросла невероятно, во-вторых, содержание произведений неактуально именно с точки зрения подачи. Размышления мало кому интересны, людям нужны развлечения, – полагает Денис.
По его словам, в результате изменений в обществе современная научная фантастика стала откровенной сказкой, кроме того, жанр активно вытесняют с книжного рынка комиксы про супергероев. «Этот мир мне чужд. Не очень люблю персонажей в трусах поверх одежды. Комиксы – это шоу, цирковое представление. Мало кто их воспринимает всерьез, но всем интересно. При этом я уважительно отношусь к этому жанру, и, думаю, многие недооценивают его потенциал. Комиксы – совершенно отдельный вид искусства, который не ограничивается кинофантазиями Marvel и DC», – откровенен Денис Бурмистров.
Еще один жанр, который сейчас пользуется дикой популярностью, называется ЛитРПГ (литературная RPG). Это ноу-хау нынешнего времени, возникшее на волне популярности онлайн-игр. Авторы пишут о масштабных битвах, сражениях, «прокачке» героев. «Многие это читают, и многие на этом зарабатывают деньги. Мне предлагали написать в таком жанре, но я в это не верю, мне неинтересны такие вещи», – признается Денис.
– Мне уже приходилось отвечать на вопрос, обязан ли писатель вкладывать в произведение какую-то глубокую мысль. Я считаю, что писатели никому ничем не обязаны. Они пишут для себя и пишут то, что им интересно. В любом случае каждый человек, размышляя публично, может вложить свою идею в кого-то. Так же и писатели. Раньше они несли миссию, сейчас несут радость. Если, прочитав мою книжку, человек захочет полететь в космос, буду только рад. Но специально эту мысль я в тексты не закладывал, – говорит Бурмистров.
Страх чистого листа
Самыми популярными жанрами, по словам писателя, сегодня являются женские детективы и фантастика, хотя и классическая литература продолжает оставаться на вершине читательского интереса. «Хорошо продается специализированная литература или исторические вещи. Здесь люди интересуются для себя, хотят узнать что-то подробнее», – добавил Денис.
В Интернете достаточно много ресурсов, на которых начинающий автор может совершенно бесплатно опубликовать свой текст. Это не только возможность найти читателей, но и шанс заинтересовать издательства. Практически все крупные издательства отслеживают новых авторов на литературных сайтах, устраивают отборы и приглашают удачливых новичков к сотрудничеству.
– Я сотрудничаю с компанией «ЛитРес». Там есть несколько инструментариев для начинающих авторов. На сервисе можно выложить свое произведение и указать цену. Объем текста не ограничен: это могут быть и маленькие рассказы, и эпосы. Редакторы сервиса смотрят, что хорошо читают, и предлагают повысить цену или произвести озвучку твоей книжки. У меня на данный момент практически все книги озвучены, – поделился опытом Денис Бурмистров.
– Барьер есть у каждого писателя, даже у издаваемого. Он называется страх чистого листа. Ты сидишь перед чистым листом, планируешь что-то набросать, но не знаешь, с чего начать. Более того, боишься, что у тебя не получится. В основном все хотят замахнуться сразу на что-то грандиозное, но надо начинать с малого. Очень хорошее подспорье для начинающих писателей – литературные сообщества в Сети. Там проводятся конкурсы короткого рассказа. Всегда заставляйте себя доводить истории до конца. Читайте как можно больше, равняйтесь на других, пока не развился стиль. Со временем сложится определенное строение фраз, подача сюжета. И не нужно бояться выходить на публику. Потому что писатель без читателя – это не писатель. Люди должны реагировать на ваши тексты. Это дает понимание, что вы делаете неправильно, – посоветовал тем, кто мечтает взяться за перо, автор фантастических романов Денис Бурмистров.
Связанные статьи:
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Качнуть штоль на пробу
Смотрю не сдувается Твериград))) об интересных людях каждый день пишет - захотелось даже книжку почитать. Так держать!