Путеводная нить Вероники. Золотое творчество художницы из глубинки покорило сердца Владимира Путина и Папы Римского
Работами торжокского дизайнера Вероники Алексеевой восхищаются модельеры с мировым именем.
Десять лет назад археологи нашли в Торжке сокровища, спрятанные в этом старинном городе еще в XII веке. Находка была действительно сенсационной. В кладе обнаружили фрагменты одежды, расшитые золотыми и серебряными нитями. Стало понятно: драгоценный золотошвейный промысел, которым сейчас славится Торжок и, благодаря ему, вся Тверская область, пронизывает солнечными нитями века.
Как и сотни лет назад, руки торжокских золотошвей творят настоящее чудо. Кропотливо, миллиметр за миллиметром, золотными и серебряными нитями мастерицы вышивают настоящие произведения искусства, каждое из которых поистине уникально. Труд это неимоверно тяжелый. Только представьте: на то, чтобы создать узор из золотных нитей и жемчуга на простой дамской сумочке, у золотошвеи уходит 36 часов! Зато результат — хоть в музей.
В рамках проекта «TVERTEAM. Истории успеха» корреспондент Tverigrad.ru встретился с торжокской красавицей, творчеством которой восхищаются во всем мире, — художником-дизайнером «Торжокских золотошвей» Вероникой Алексеевой.
Звезда в созвездии талантов
– Вероника – яркая звездочка в созвездии наших талантов, наших художников и мастериц, – поэтичен и улыбчив председатель Совета директоров компании «Торжокские золотошвеи» Олег Иванов. – Золотошвеи вообще удивительно творческие люди, тонко чувствуют красоту. Каждая, будь то художник, вышивальщица, модельер или технолог, – как бриллиант в диадеме коллективной работы!
Музей предприятия – храм искусства торжокских золотошвей. Пронзительная, утонченная красота работ завораживает: вышитая золотными нитями икона, пейзаж, панно или эполеты на офицерском мундире.
Разглядывая экспозицию, ждем Веронику. Она заходит. Карие, с янтарным отблеском глаза, восточные черты лица, скромная, хрупкая, красивая. Художница сначала немного стесняется, но заметно оживляется, увидев свою первую, а потому одну из самых любимых работ – панно «Каменный цветок».
– Была идея создать цветок именно по сказу Павла Бажова, элементы брала из древнерусского искусства – сложные переплетения цветов, листьев, веточек, птиц, зверей, – Вероника протягивает руку и пальцами, аккуратно, даже трепетно касается золотного шитья на черном бархате. – Создать панно мне помогли наши вышивальщицы, четыре мастерицы, это полностью ручная работа.
Художница вспоминает, как еще в детском садике, когда она была совсем малышкой, ее привели на экскурсию на фабрику.
– В ладошки каждому дали ниточку золотую, вот счастье-то было! – смеется Вероника.
Та ниточка в детской ладошке и стала путеводной нитью для новоторки. Впрочем, она признается, что сначала и не помышляла стать золотошвеей. Всегда хотела быть художником и дизайнером, с детства любила рисовать. Даже акварельные краски, которые в советские времена были в дефиците, тайком брала у мамы, Екатерины Павловны. «Всегда почему-то рисовала море, пальмы и парусники, не цветы, как сейчас», – улыбается наша героиня. А когда стала подростком, сделала первые шаги на пути к профессии дизайнера и модельера: «Как говорила моя бабушка – потянуло на тряпочки. Времена были сложные, одежду было купить трудно, а на танцы надо было в чем-то ходить».
Удивительно, но в итоге стать золотошвеей Веронике помогло и то, что в школе родители отдали ее… в музыкальный класс. Художница вспоминает, что занятия музыкой стали настоящей мукой, особенно игра на фортепиано.
– Сейчас понимаю, что мои детские страдания были не напрасны. Музыка прививает вкус, культуру, чувство ритма и всё самое прекрасное. Игра на фортепиано – моторику и усидчивость, что очень важно для золотошвеи, – объясняет художник-дизайнер.
Так начинался путь Вероники к успеху и мировой славе.
От Торжка до Ватикана
Торжокские золотошвеи и Вероника неразрывно связаны уже два десятилетия. Идеи, эскизы, проекты, бесконечная череда воплощенной в реальность красоты. «От художника исходит идея, и он ведет свое изделие, как ребенка – от начала и до конца. Но хочу подчеркнуть, что золотошвейный промысел – это коллективный труд. То, что мы создаем, то, чем мы удивляем мир, – заслуга не только художника-дизайнера, но и технологов, модельеров, вышивальщиц», – с теплотой говорит о своих коллегах дизайнер.
В 2015 году творчество торжокской художницы покорило сердца Владимира Путина и Папы Римского Франциска. Во время своего второго визита в Ватикан президент России вручил в дар понтифику панно с изображением храма Христа Спасителя, вышитое «Торжокскими золотошвеями». Панно авторства Вероники Алексеевой. Теперь уникальное произведение искусства, созданное руками торжокских мастериц, хранится в Апостольском дворце джентльменов папского двора.
Но с особой теплотой художница вспоминает свое участие в проекте гуру стиля, патриарха отечественной моды Вячеслава Зайцева. В 2017 году пальто из его коллекции «Золотой век» тонкой золотной вышивкой украсили в Торжке.
– Я сама лично возила Вячеславу Михайловичу работу, очень переживала – вдруг что-то не понравится? Но он всё одобрил, сказал: «Спасибо, деточка». Для меня его одобрение, признание моей работы как художника-дизайнера было и остается очень важным, – рассуждает Вероника.
Художница говорит о том, что сейчас очень модно устраивать различные коллаборации народных промыслов и именитых дизайнеров. «Конечно, хотелось бы, чтобы наш золотошвейный промысел не стал исключением», – надеется Вероника и признается, что женственностью и утонченностью образов ее покоряют коллекции российских дизайнеров Татьяны Парфеновой, Алёны Ахмадулиной и Ульяны Сергеенко.
Золотая нить успеха
– Основная задача художника, художника-дизайнера – через изделие вызывать у людей чувство прекрасного и эстетическое наслаждение. Так составить композицию рисунка, чтобы она гармонично смотрелась и по стилю, и по форме, и по цвету, – говорит о своей работе Вероника.
Художница активно участвует в дизайнерских конкурсах, занимает призовые места, растет как профессионал, общаясь с единомышленниками и талантливыми мастерами. Признается, что всё это изменило ее взгляд и отношение к золотошвейному промыслу: «Начинаешь воспринимать его не как сложный вид вышивки, а как вид искусства. Понимаешь его ценность и значимость для российской культуры, чувствуешь себя причастной к чему-то великому».
– Для меня моя работа стала образом жизни, я и дома этим продолжаю заниматься, – скромно улыбается Вероника. – Если на работе я только рисую, создаю эскизы, то дома еще и сама вышиваю. Для себя, для друзей, в подарок. Для души.
Художница признает, что в профессии она состоялась, стала успешным человеком. «Хотя совершенству нет пределов. Просто на данном этапе я достигла определенного уровня, точки, от которой можно дальше стартовать», – заключает Вероника Алексеева.
Есть у художницы и своя формула успеха для молодежи: «Надо делать то, что любишь! Трудиться, совершенствоваться, развивать свое мастерство. И никогда не останавливаться, стремиться к большему и добиваться этого».
Связанные статьи:
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Невероятно! Как туда устроиться на работу?
Я конечно не Путин, но я в восторге от ее работ, это очень редкие по своей красоте вещи. И вообще она молодец!