Транспортный эксклюзив: интервью Tverigrad.ru с «главным по автобусам» в Твери
Руководитель «Верхневолжского АТП» Анатолий Румянцев рассказал о трудностях набора водителей, о проблемах общественного транспорта из-за коронавируса, и о том, нужны ли тверским автобусам выделенные полосы.
3 февраля исполнился ровно год, как в Твери стартовала реформа общественного транспорта. Чтобы привести транспортную сеть города в приемлемый и современный вид, потребовалось много усилий. Выдворить с городских улиц обнаглевших маршрутчиков было непросто. Муниципальный парк был скорее мёртв, чем жив. А потому, чтобы транспортное обслуживание города было стабильным и регулярным, чтобы перевозчик был ответственным, потребовалось создать абсолютно новое автотранспортное предприятие – «Верхневолжское АТП». За этот год это оно стало главным автобусным парком не только в Твери, но и в области. Возглавил его опытный управленец Анатолий Румяцев.
– Анатолий Анатольевич, это первый год для предприятия. Он стал не только первым годом вашей работы, но и революционным годом для тверского общественного транспорта. Как он прошёл у вас на предприятии?
– Если мы вернёмся на год назад, то все вспомнят, как нас критиковали, говорили, что у «Транспорта Верхневолжья» никак не получается запустить систему. Да, трудности были. В первую очередь, это был человеческий фактор. Нам просто не хватало водителей. Второй момент, с которым мы столкнулись – многие водители пересаживались, скажем так, с «Газелей», с автобусов малого класса. И мы предоставили им больший класс – средний и большой. И если даже посмотреть, у нас сейчас больше не водители, а скорее операторы. Прежде чем сесть за «баранку» автобуса, водителю приходилось нажимать много кнопок, включать много тумблеров, как в вертолёте. Изначально их было восемь. И мы в течение года убирали эту проблему, сократили с восьми тумблеров до трёх. Это же надо включить мониторы, кассу и прочее. Водитель теперь это оператор, который чётко ездит по расписанию, с соблюдением всех требований безопасности дорожного движения. Более от него ничего не требуется.
Но, к сожалению, от «налички» отказаться не получается. Сейчас это 18-20 процентов. Хотелось бы, конечно, чтобы наши пассажиры шли к более цивилизованному способу оплаты, но что имеем – то имеем.
– Но это, наверное, вопрос времени. Не все ещё привыкли к электронным способам оплаты.
– Мы же предлагаем пассажирам не один и не два варианта оплаты. Помимо наличного способа оплаты мы предлагаем QR-код (оплата с помощью мобильного приложения «Волга», – ред.), банковская карта, любая мобильная платёжная система (Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay, – ред.), в том числе транспортная карта «Волга». Вопрос в том, что, наверное, не все располагают такими возможностями, и даже не у всех есть банковские карты.
Хотя вот эта система по внедрению социальной карты на базе карты «Мир», где «Сбербанк» пошел революционным путём, потому что даже в Московской области и Москве иная система – есть карта москвича, есть социальная карта. А здесь всё привязано к банковской карте, здесь получается всё в одном. К этому банковскому продукту держатель карты привязывает и свой льготный проездной, и может оплачивать по ней покупки в магазинах. Это очень интересное решение, и оно впервые было внедрено у нас.
– Льготников много у нас сейчас?
– Не готов сказать по цифрам, потому что мы – перевозчики. Этот вопрос уже к оператору. Наша задача – в рамках контракта соблюдать чёткое расписание, подать к остановке чистый, исправный и безопасный автобус с вежливым водителем. К сожалению, не всегда это получается, но мы боремся с проблемой.
– Да, жалобы иногда и вправду поступают, даже к нам в редакцию. А как вы вообще работаете с водителями, совершенствуя их профессиональный уровень и культуру?
– Помимо федеральных программ, которые мы обязаны проводить, и проводим их, строго соблюдая требование, мы проводим инструктажи по охране труда, в том числе оказание доврачебной помощи. Этого мы не могли делать в прошлом году, потому что не обучили водителей, сейчас мы это наращиваем. У нас есть костяк водителей. Это 900 человек. Это наш сформировавшийся коллектив, и мы продолжаем оттачивать это качество – как и по охране труда, оказанию доврачебной помощи, так и раз в квартал мы проводим обучение, где мы повышаем их квалификацию.
Они сдают экзамен на правила дорожного движения. Также они сдают практику по вождению. Также в прошлом году мы провели конкурс водительского мастерства на предприятии. И было очень приятно отметить, что третье место у нас заняла женщина. Когда мы начинали работу, у нас в штате водителей было 35 женщин, к сентябрю – 41. На данный момент их – 47. И кстати в преддверии 8 марта мы хотим провести акцию для женщин – у нас есть коммерческое предложение от наших партнёров, которые занимаются переподготовкой водителей, мы хотим с 15 по 31 марта провести набор исключительно женщин.
За наш счет мы их переподготавливаем с дальнейшим трудоустройством на наше предприятие. С одной стороны мы поднимаем престиж предприятия, с другой стороны, если мы посмотрим историю, у нас в Твери трамваи и троллейбусы всегда ходили под управлением женщин. Нам бы хотелось, чтобы у нас на автобусах было как можно больше среди водителей прекрасного пола.
– Сам автобусами пользуюсь регулярно и обращаю внимание, что сейчас и вправду очень много женщин за рулём сидят. Раньше, во времена муниципального автобуса и маршруток женщины-водители были единичны, если не считать трамвая-троллейбуса, то теперь сейчас их встречаю всё чаще и чаще. А в целом по водителям – трудно их было набирать?
– С чем мы сталкивались при запуске новой модели. Порядка двухсот человек мы сразу перевели с МУП «ПАТП-1». Многие сразу изъявили желание перейти к нам, потому что мы выиграли конкурсы и они понимали – мы потенциальные работодатели. Где-то из пятисот водителей маршруток, которые приходили к нам устраиваться, вы взяли 350. У нас был жёсткий отсев: это сдача экзаменов – теории и вождения. И многие не смогли пройти даже теорию, они правил не знали, несмотря на то, что наши автобусы – просто самолёты, которыми их нужно было обучить управлять.
Далее мы запустили, понимая, что кадров действительно не хватает, а модель на полную мощность мы запустили 30 апреля, мы заключили контракт с автошколой и обучили 170 водителей, но к сожалению взяли из них только 120.
– То есть даже после курсов не все могли сдать экзамен?
– Да. Если я не ошибаюсь, 25 человек не сдали экзамен в ГИБДД, а все остальные не смогли сдать наши внутренние экзамены. Сдали теорию, но не смогли управлять таким автобусом и отказались работать.
И что ещё случилось. Многие водители смотрели на нас косо. Ведь что только про нас не писали! Что через месяц мы закроемся, что не будем платить водителям и так далее. И я скажу, что в феврале, марте, апреле, когда люди уже получали зарплату, когда мы проводили среди водителей акцию «приведи друга», люди поверили, что это надолго, что это надёжно.
Что касается технического состава работников, то сейчас мы подписали деловой договор с Тверским колледжем транспорта и сервиса, чтобы предоставлять места для студентов на практику. А уже отработав у нас на практике, они могу после окончания колледжа прийти к нам и мы их трудоустроим.
– И всё же сейчас люди, работая тут, понимают, что это уже не маленький гараж с маленькими маршрутками. Это уже большое и социально ответственное предприятие. Это большой коллектив, участия в спортивных мероприятиях, своя футбольная команда. А ещё мы сейчас очень редко слышим слово «профсоюз». А у вас он есть. Как он здесь организован?
– Что мы подразумеваем под словом «профсоюз». Когда мы его создавали, мы преследовали цель не как в старых профсоюзах исключительной защитой работника перед работодателем. Я считаю, что если мы подписали трудовой договор, то уже приняли условия игры. А вот вопрос в том, что наши работники больше времени проводят на работе, и меньше уделяют его семье, детям. Потому наш профсоюз должен помочь нашим сотрудниками и его семьям как-то проводить время совместно.
Тем самым профсоюз подразумевает такие прерогативы, как путёвки в детские лагеря, путёвки в санатории для наших сотрудников. Также наш профсоюз начал активно участвовать в спортивных мероприятиях. Вот участие нашей команды в «Лыжне России» готовили именно совместно с профсоюзом. Та же футбольная команда – она тоже пойдёт через профсоюз, хотя с ней куда более интересная история – это в целом инициатива наших водителей.
Помимо прочего, чем занимается профсоюз – это досуг работников. Проведение вечеров. Перед новым годом у нас наш водитель, Филимонова, предложила сделать «Голубой огонёк». Я согласился, предоставили столовую. И я сам посетил это мероприятие и очень расстроился, что мало уделил этому процессу внимания. Ребята настолько качественно подошли к организации, ставили разные сценки. Приятно, что ребята сами все готовили.
Профсоюз у нас это всё же скорее – культмассовый сектор. Поездки в детские и оздоровительные лагеря, подарки детям для членов профсоюзов.
– А сколько человек сейчас в целом работает на предприятии, включая и технический состав и прочие отделы?
– В целом с точностью до человека не скажу, потому что есть естественная ротация кадров. Есть небольшая текучка, это нормально для больших предприятий. А так, если округлить, работает порядка 1200 сотрудников.
– Год запуска очень осложнил коронавирус. Всё же пришлось как-то подстраиваться под пандемию. Как прошла адаптация под реалии COVID-19?
– Слава богу, первая волна нас не коснулась, и вторая по минимуму. Хотя мы на передовой, каждый автобус перевозит от 600 человек в день и выше. Но что мы сразу задействовали? Мы ввели водителям в обязанности дезинфицировать все контактные поверхности на конечных, выдали все дезинфицирующие средства, перчатки, маски, чтобы всех пассажиров максимально обезопасить.
Проводили акции по выдаче масок, объясняя, что стоит поберечь себя и окружающих. Жесткий контроль на предприятии, который сохраняется и сейчас. Утром у всех водителей проверка температуры, общего самочувствия. Контроль жесткий.
– Но вот мы дождались наконец-то вакцины. Как у вас проходит вакцинация?
– У нас сейчас уже привились порядка 20 процентов сотрудников. Мы – предприятие круглосуточного цикла, и тяжело сразу отправить на вакцинацию много человек. Но по 10-15 сотрудников у нас каждый день стабильно проходят вакцинацию. Все вакцинируются добровольно. Мы договорились с пятой поликлиникой, куда всех сотрудников и направляем на прививку.
Были и сложности. Пришлось объяснять людям, что вакцинации бояться не стоит. Ведь СМИ разное пишут. И поэтому отдел охраны труда до каждого водителя доносит, для чего нужна вакцинация, как это происходит и зачем. И уже весь мир признал нашу вакцину, а мы, граждане России, до сих пор признать её не можем.
– Пассажиры замечают, что на некоторых маршрутах неплохо было бы увеличить вместимость автобусов со среднего на большой класс.
– Смотрите. Все наши автобусы оборудованы современными средствами, в том числе датчиками пассажиропотока. И оператор, ООО «Транспорт Верхневолжья», в онлайн-режиме видит весь пассажиропоток. В том числе, сколько зашло, сколько оплатило. И где большая вспышка неоплаты, там тут же появляются контролёры. И все эти отчётные данные видят в минтрансе Тверской области. И вот тут министерство смотрит, как исправить ситуацию. Например, перенаправить автобусы, уменьшить интервал, увеличить интенсивность, или же рассмотреть возможность замены типа подвижного состава. Но, скажем, в полномочия перевозчика это не входит. Тут нами чётко управляет уполномоченный орган.
– А как обстоят дела с качеством автобусом? Потому что говорят про ЛиАЗы разное. А что по факту? Часто ломаются? Как они себя показали за этот год?
– Первый показатель – завод пошёл на соглашение об увеличении гарантии. Мы уже подписали соглашение, они продлевают нам гарантию ещё на год. Если бы завод не был уверен в исправности машин, то вряд ли он пошёл бы на это и сказал бы: «Мучайтесь сами». Но он продлил нам гарантию, и я вам скажу так: большие автобусы 5295 – они все обкатанные, с 2012 года в производстве. Вся Москва ездит на них. К этим машинам вопросов нет, даже с условием, что их выходило несколько вариантов комплектации. И двигатели нашего производства уже стоят – ярославские, отличные и экономичные моторы.
Со средним классом были некоторые вопросы. Это в части безопасности. Мы укомплектовываем их дополнительными поручнями, чтобы люди не падали. А в плане эксплуатации проблем у этих машин нет. Есть человеческий фактор, когда люди говорят, что стёкла замёрзшие или запотевшие. Это просто водитель не всегда включают принудительный обдув стёкол, и сейчас мы проводим с ними дополнительные инструктажи, как пользоваться климатической установкой. Ведь машина напичкана электроникой, и как я уже говорил – у нас теперь не столько водитель, сколько оператор, который должен следить, в том числе, за температурой в салоне. И всё это в электронном виде. А в плане эксплуатации машины отличные.
– Ну одно дело машины, а другое дело – организация дорожного движения. Как на ваш взгляд? Нужны выделенные полосы для автобусов?
– Я, как перевозчики, скажу, что да! И водители с нашего предприятия всеми руками со мной согласятся. Но давайте честно: инфраструктура города желает оставлять лучшего. Те же остановки. И ведь их даже нет во многих местах, а там, где они есть, они либо не чистятся, либо на них припаркованы машины. Бывает так, что водитель даже к остановке подъехать на может, не говоря о том, чтобы оказать такую услугу, как перевозка маломобильных групп населения.
Я скажу, что «выделенку» нужно обеспечить, но меня не поддержат рядовые водители. Это же сильно отразится на них. Но с учетом того, что город преобразился – приятно смотреть, когда по нему едут эти синие красавцы наши – я думаю, руководство города смотрит и делает соответствующие выводы, как сделать инфраструктуру лучше. Например, как улучшить остановочные павильоны. А в некоторых случаях даже стоит перенести их, потому что не могут подъехать к остановке два и более автобуса, так как она настолько близко находится к перекрёстку, что им приходится перекрывать движение. Это неправильно, но, к сожалению, такие вещи происходят. И мы параллельно работаем над этой проблемой.
– Ну а какие планы у предприятия на будущий год и далее?
– План у нас один. Качественно перевозить пассажиров. И мы в этом направлении будем ещё лучше работать. Будем учитывать все нюансы, все жалобы, которые к нам приходят. Я не скажу, что их много, но их хватает. И действительно иногда всплывают такие тонкие моменты, которые нужно отладить. Вот мы этим и займёмся. Мы всё-таки в этом году запустим в полном объёме программу социалки для наших работников. Ну а также будем требовать с них чёткого выполнения своих обязанностей. А оценку всей работе дадут нам наши пассажиры.
КОММЕНТАРИИ 15 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
"приятно смотреть, когда по нему едут эти синие красавцы" - это действительно так. Но ужасно неприятно, когда видишь этих красавцев, застрявших в массе частных легковых машин. Это противоречит цивилизованной организации дорожного движения. Нужны выделенные полосы, хотя бы на главных магистральных улицах.! Большинство людей все-таки передвигаются на автобусах, поэтому надо действовать не в интересах меньшинства. Очень долго власть не отказывалась от маршруток, но смогли же, наконец. Надо делать и следующий шаг. Если по городу не проехать из-за частных машин, значит, надо вводить все возможные меры по их ограничению. Это и ради безопасности, и ради комфорта большинства пассажиров, и ради более здорового воздуха в городе.
Не смешите. Автобусов 400 в городе а личных машин десятки тысяч. Если сделать выделенные полосы для автобусов то пробки увеличатся в десятки раз. Для выделенных полос надо развивать дорожную сеть расширяя ее и строя новые дороги. А у нас в городе существующие дороги не могут нормально обслужить.
Автобус за день перевозит сколько людей? А одна частная машина сколько? Не пытались сравнивать? Что важнее для города? В городе ради вас уничтожены все газоны, срублены деревья, воздух отравлен, а теперь вы хотите, наверное, чтобы и дома сносили, чтобы "развивать дорожную сеть расширяя ее и строя новые дороги". А не проще ли городу пересадить вас на автобусы?
Курам на смех - выделенные полосы синим автобусам сделать.
У нас даже для велосипедистов пол метра не могут выделить на дороге.
на маршрутках работали опытные водители с большим стажем и могли реально заработать денег за свой нелегкий труд но за эти копейки которые вы платите нормальный водитель к вам не пойдет. я уже сменил профессию и не жалею,
Возможно ли сейчас как-то решить вопрос о том, чтобы на отсутствующих маршрутах №27 и №52 пустить маршрутки?
Так какие же они копейки? В мире общественный транспорт в приоритете, развивается достаточно быстро. Или отдать приоритет колхозным маршруткам? Хочу работаю, хочу- нет. Главное, чтобы мне было хорошо и карман пух.
И не слова о том, что обещанный график движения губернатором Руденей - не соблюдается, а также полностью отсутствуют маршруты №52 и №27, хотя Руденя обещал, что все маршруты будут сохранены.
Где контроль за вашей деятельностью???
Почему вы устанавливаете свои правила и плюёте на обещания губернатора???
Уважаемый господин директор по чему нам по закону российской федервции ,за трудные и вредные условия труда не дают 12 дней к отпуску водителям кто работает по городу,кроме пригорода где вредность не идет ,в патп и тту а также сейчас в москве и питере работая на таких же автобусах по городу 12 дней оплачиваемых предостовляют
В нашем городе надо делать не выделенные полосы, а инфраструктуру.
Например, чтобы в местах остановок были карманы для заезда автобусов. Что касается зимнего периода, то необходимо убирать снег. Не сгребать его туда-сюда, а именно убирать! Может быть плавить, или как-то иначе утилизировать, но он не должен оставаться на улицах.
Пример - остановка на улице Склизкова напротив ГКБ №6. Пассажиры вылезают в сугроб и с сугроба же залезают в автобус. Для здорового человека это проблема, что уж говорить о детях, пожилых людях или маломобильных пассажирах?
Про платные парковки говорили в отдельной теме, но и здесь хочется сказать - за парковку в сугробе еще и платить надо? Вы это серьезно?!
Сейчас снег активно тает, и в целом ряде мест образовались почти водоемы...
"работаем с 5 до 24" - да, на самом деле?
"Интервалы движения транспортных средств в центре города будут составлять в среднем от 2 до 4 минут, в отдаленных районах – от 5 до 15 минут" - да что вы говорите, а 40 минут это как?
В приложении почти через год научились дублирующие остановки не путать ( на информаторах в автобусе исправить не удосужились)
в начале года за поездку по одному маршруту брали 30 рублей, а обратно по между теми же остановками - 29. Теперь - 28, что туда что обратно. А те денежки вернуть? и объяснить почему такие выкрутасы были и хотя бы извиниться...
а возврат излишне списанных денег по 3 месяца?
а блокировка оплаты картой по непонятным причинам ( но одна из причин - на карте стоял запрет оплаты за пределами РФ)
2-х дверные автобусы в которых ступеньки между уровнями и не везде есть поручни, и пригодны для пригорода а не для города
хватит - или еще "успехов" перечислить?
Называется:"Купи автомобиль!И забудь!",пускай и не дорогой!Он за год,с лихвой окупиться!
Уже год прошел как Московский маршруточный гигант Автолайн (ооо Верхневолжское АТП) сожрал Тверскую транспортную систему с потрахами. Не поглощенными остались только 14,204,227 (бывший Тверской маршруточный Гигант ООО "СВТК" урвал себе).
Причем на первоначальных трассах 3,27,35,52,207 выпуск 0 машин.
И это не говоря сколько исковерканных маршрутов, чтобы как можно больше людей катались с платной пересадкой. Кое где исправили маршруты на основе сотен тысяч жалоб из примеров 19/35,222,12,43,177
"Но давайте честно: инфраструктура города желает оставлять лучшего. Те же остановки. И ведь их даже нет во многих местах, а там, где они есть, они либо не чистятся, либо на них припаркованы машины. Бывает так, что водитель даже к остановке подъехать на может, не говоря о том, чтобы оказать такую услугу, как перевозка маломобильных групп населения."- приятно осознавать, что руководство ВАТП видит бардак, который творится на остановках. Поэтому , наверное, только они могут потребовать от администрации города и ГИБДД навести порядок на остановках, потому что на некоторых остановках, таких как , например, Комсомольский проспект просто вопиющее безобразие, все заставлено машинами и остановить автобусам, действительно, негде.
1 год назад Тверь сделала шаг назад в дизельное прошлое ликвидировав Троллейбус и трамвай проигнорировав опыт Санкт-Петербурга по эксплуатации электробусов с динамической подзарядкой во время движения (троллейбус с увеличенным автономным ходом), а теперь тратит деньги направо и налево, под предлогом нельзя было направить деньги на экологичный транспорт, иначе Веб.рф Дерипаски не получилбы выручку в 1 млрд рублей (веб рф купил дизельные ведролиазы за 3млрд рублей, а транспортное предприятие отдаст банку 4,1 млрд рублей за 5 лет лизинга). https://varlamov.ru/4183803.html