Транспортный эксклюзив: интервью Tverigrad.ru с «главным по автобусам» в Твери

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Руководитель «Верхневолжского АТП» Анатолий Румянцев рассказал о трудностях набора водителей, о проблемах общественного транспорта из-за коронавируса, и о том, нужны ли тверским автобусам выделенные полосы.

3 февраля исполнился ровно год, как в Твери стартовала реформа общественного транспорта. Чтобы привести транспортную сеть города в приемлемый и современный вид, потребовалось много усилий. Выдворить с городских улиц обнаглевших маршрутчиков было непросто. Муниципальный парк был скорее мёртв, чем жив. А потому, чтобы транспортное обслуживание города было стабильным и регулярным, чтобы перевозчик был ответственным, потребовалось создать абсолютно новое автотранспортное предприятие – «Верхневолжское АТП». За этот год это оно стало главным автобусным парком не только в Твери, но и в области. Возглавил его опытный управленец Анатолий Румяцев.

– Анатолий Анатольевич, это первый год для предприятия. Он стал не только первым годом вашей работы, но и революционным годом для тверского общественного транспорта. Как он прошёл у вас на предприятии?

– Если мы вернёмся на год назад, то все вспомнят, как нас критиковали, говорили, что у «Транспорта Верхневолжья» никак не получается запустить систему. Да, трудности были. В первую очередь, это был человеческий фактор. Нам просто не хватало водителей. Второй момент, с которым мы столкнулись – многие водители пересаживались, скажем так, с «Газелей», с автобусов малого класса. И мы предоставили им больший класс – средний и большой. И если даже посмотреть, у нас сейчас больше не водители, а скорее операторы. Прежде чем сесть за «баранку» автобуса, водителю приходилось нажимать много кнопок, включать много тумблеров, как в вертолёте. Изначально их было восемь. И мы в течение года убирали эту проблему, сократили с восьми тумблеров до трёх. Это же надо включить мониторы, кассу и прочее. Водитель теперь это оператор, который чётко ездит по расписанию, с соблюдением всех требований безопасности дорожного движения. Более от него ничего не требуется.

Но, к сожалению, от «налички» отказаться не получается. Сейчас это 18-20 процентов. Хотелось бы, конечно, чтобы наши пассажиры шли к более цивилизованному способу оплаты, но что имеем – то имеем.

– Но это, наверное, вопрос времени. Не все ещё привыкли к электронным способам оплаты.

– Мы же предлагаем пассажирам не один и не два варианта оплаты. Помимо наличного способа оплаты мы предлагаем QR-код (оплата с помощью мобильного приложения «Волга», – ред.), банковская карта, любая мобильная платёжная система (Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay, – ред.), в том числе транспортная карта «Волга». Вопрос в том, что, наверное, не все располагают такими возможностями, и даже не у всех есть банковские карты.

Хотя вот эта система по внедрению социальной карты на базе карты «Мир», где «Сбербанк» пошел революционным путём, потому что даже в Московской области и Москве иная система – есть карта москвича, есть социальная карта. А здесь всё привязано к банковской карте, здесь получается всё в одном. К этому банковскому продукту держатель карты привязывает и свой льготный проездной, и может оплачивать по ней покупки в магазинах. Это очень интересное решение, и оно впервые было внедрено у нас.

Льготников много у нас сейчас?

– Не готов сказать по цифрам, потому что мы – перевозчики. Этот вопрос уже к оператору. Наша задача – в рамках контракта соблюдать чёткое расписание, подать к остановке чистый, исправный и безопасный автобус с вежливым водителем. К сожалению, не всегда это получается, но мы боремся с проблемой.

– Да, жалобы иногда и вправду поступают, даже к нам в редакцию. А как вы вообще работаете с водителями, совершенствуя их профессиональный уровень и культуру?

– Помимо федеральных программ, которые мы обязаны проводить, и проводим их, строго соблюдая требование, мы проводим инструктажи по охране труда, в том числе оказание доврачебной помощи. Этого мы не могли делать в прошлом году, потому что не обучили водителей, сейчас мы это наращиваем. У нас есть костяк водителей. Это 900 человек. Это наш сформировавшийся коллектив, и мы продолжаем оттачивать это качество – как и по охране труда, оказанию доврачебной помощи, так и раз в квартал мы проводим обучение, где мы повышаем их квалификацию.

Они сдают экзамен на правила дорожного движения. Также они сдают практику по вождению. Также в прошлом году мы провели конкурс водительского мастерства на предприятии. И было очень приятно отметить, что третье место у нас заняла женщина. Когда мы начинали работу, у нас в штате водителей было 35 женщин, к сентябрю – 41. На данный момент их – 47. И кстати в преддверии 8 марта мы хотим провести акцию для женщин – у нас есть коммерческое предложение от наших партнёров, которые занимаются переподготовкой водителей, мы хотим с 15 по 31 марта провести набор исключительно женщин.

За наш счет мы их переподготавливаем с дальнейшим трудоустройством на наше предприятие. С одной стороны мы поднимаем престиж предприятия, с другой стороны, если мы посмотрим историю, у нас в Твери трамваи и троллейбусы всегда ходили под управлением женщин. Нам бы хотелось, чтобы у нас на автобусах было как можно больше среди водителей прекрасного пола.

– Сам автобусами пользуюсь регулярно и обращаю внимание, что сейчас и вправду очень много женщин за рулём сидят. Раньше, во времена муниципального автобуса и маршруток женщины-водители были единичны, если не считать трамвая-троллейбуса, то теперь сейчас их встречаю всё чаще и чаще. А в целом по водителям – трудно их было набирать?

– С чем мы сталкивались при запуске новой модели. Порядка двухсот человек мы сразу перевели с МУП «ПАТП-1». Многие сразу изъявили желание перейти к нам, потому что мы выиграли конкурсы и они понимали – мы потенциальные работодатели. Где-то из пятисот водителей маршруток, которые приходили к нам устраиваться, вы взяли 350. У нас был жёсткий отсев: это сдача экзаменов – теории и вождения. И многие не смогли пройти даже теорию, они правил не знали, несмотря на то, что наши автобусы – просто самолёты, которыми их нужно было обучить управлять.

Далее мы запустили, понимая, что кадров действительно не хватает, а модель на полную мощность мы запустили 30 апреля, мы заключили контракт с автошколой и обучили 170 водителей, но к сожалению взяли из них только 120.

– То есть даже после курсов не все могли сдать экзамен?

– Да. Если я не ошибаюсь, 25 человек не сдали экзамен в ГИБДД, а все остальные не смогли сдать наши внутренние экзамены. Сдали теорию, но не смогли управлять таким автобусом и отказались работать.

И что ещё случилось. Многие водители смотрели на нас косо. Ведь что только про нас не писали! Что через месяц мы закроемся, что не будем платить водителям и так далее. И я скажу, что в феврале, марте, апреле, когда люди уже получали зарплату, когда мы проводили среди водителей акцию «приведи друга», люди поверили, что это надолго, что это надёжно.

Кстати, мы и сейчас принимаем на работу водителей. Увеличиваем штат. А потому, если кто-то ищет работу водителем автобуса, им двери нашего АТП всегда открыты.

Что касается технического состава работников, то сейчас мы подписали деловой договор с Тверским колледжем транспорта и сервиса, чтобы предоставлять места для студентов на практику. А уже отработав у нас на практике, они могу после окончания колледжа прийти к нам и мы их трудоустроим.

– И всё же сейчас люди, работая тут, понимают, что это уже не маленький гараж с маленькими маршрутками. Это уже большое и социально ответственное предприятие. Это большой коллектив, участия в спортивных мероприятиях, своя футбольная команда. А ещё мы сейчас очень редко слышим слово «профсоюз». А у вас он есть. Как он здесь организован?

– Что мы подразумеваем под словом «профсоюз». Когда мы его создавали, мы преследовали цель не как в старых профсоюзах исключительной защитой работника перед работодателем. Я считаю, что если мы подписали трудовой договор, то уже приняли условия игры. А вот вопрос в том, что наши работники больше времени проводят на работе, и меньше уделяют его семье, детям. Потому наш профсоюз должен помочь нашим сотрудниками и его семьям как-то проводить время совместно.

Тем самым профсоюз подразумевает такие прерогативы, как путёвки в детские лагеря, путёвки в санатории для наших сотрудников. Также наш профсоюз начал активно участвовать в спортивных мероприятиях. Вот участие нашей команды в «Лыжне России» готовили именно совместно с профсоюзом. Та же футбольная команда – она тоже пойдёт через профсоюз, хотя с ней куда более интересная история – это в целом инициатива наших водителей.

Помимо прочего, чем занимается профсоюз – это досуг работников. Проведение вечеров. Перед новым годом у нас наш водитель, Филимонова, предложила сделать «Голубой огонёк». Я согласился, предоставили столовую. И я сам посетил это мероприятие и очень расстроился, что мало уделил этому процессу внимания. Ребята настолько качественно подошли к организации, ставили разные сценки. Приятно, что ребята сами все готовили.

Профсоюз у нас это всё же скорее – культмассовый сектор. Поездки в детские и оздоровительные лагеря, подарки детям для членов профсоюзов.

– А сколько человек сейчас в целом работает на предприятии, включая и технический состав и прочие отделы?

– В целом с точностью до человека не скажу, потому что есть естественная ротация кадров. Есть небольшая текучка, это нормально для больших предприятий. А так, если округлить, работает порядка 1200 сотрудников.

– Год запуска очень осложнил коронавирус. Всё же пришлось как-то подстраиваться под пандемию. Как прошла адаптация под реалии COVID-19?

– Слава богу, первая волна нас не коснулась, и вторая по минимуму. Хотя мы на передовой, каждый автобус перевозит от 600 человек в день и выше. Но что мы сразу задействовали? Мы ввели водителям в обязанности дезинфицировать все контактные поверхности на конечных, выдали все дезинфицирующие средства, перчатки, маски, чтобы всех пассажиров максимально обезопасить.

Проводили акции по выдаче масок, объясняя, что стоит поберечь себя и окружающих. Жесткий контроль на предприятии, который сохраняется и сейчас. Утром у всех водителей проверка температуры, общего самочувствия. Контроль жесткий.

– Но вот мы дождались наконец-то вакцины. Как у вас проходит вакцинация?

– У нас сейчас уже привились порядка 20 процентов сотрудников. Мы – предприятие круглосуточного цикла, и тяжело сразу отправить на вакцинацию много человек. Но по 10-15 сотрудников у нас каждый день стабильно проходят вакцинацию. Все вакцинируются добровольно. Мы договорились с пятой поликлиникой, куда всех сотрудников и направляем на прививку.

Были и сложности. Пришлось объяснять людям, что вакцинации бояться не стоит. Ведь СМИ разное пишут. И поэтому отдел охраны труда до каждого водителя доносит, для чего нужна вакцинация, как это происходит и зачем. И уже весь мир признал нашу вакцину, а мы, граждане России, до сих пор признать её не можем.

– Пассажиры замечают, что на некоторых маршрутах неплохо было бы увеличить вместимость автобусов со среднего на большой класс.

– Смотрите. Все наши автобусы оборудованы современными средствами, в том числе датчиками пассажиропотока. И оператор, ООО «Транспорт Верхневолжья», в онлайн-режиме видит весь пассажиропоток. В том числе, сколько зашло, сколько оплатило. И где большая вспышка неоплаты, там тут же появляются контролёры. И все эти отчётные данные видят в минтрансе Тверской области. И вот тут министерство смотрит, как исправить ситуацию. Например, перенаправить автобусы, уменьшить интервал, увеличить интенсивность, или же рассмотреть возможность замены типа подвижного состава. Но, скажем, в полномочия перевозчика это не входит. Тут нами чётко управляет уполномоченный орган.

– А как обстоят дела с качеством автобусом? Потому что говорят про ЛиАЗы разное. А что по факту? Часто ломаются? Как они себя показали за этот год?

– Первый показатель – завод пошёл на соглашение об увеличении гарантии. Мы уже подписали соглашение, они продлевают нам гарантию ещё на год. Если бы завод не был уверен в исправности машин, то вряд ли он пошёл бы на это и сказал бы: «Мучайтесь сами». Но он продлил нам гарантию, и я вам скажу так: большие автобусы 5295 – они все обкатанные, с 2012 года в производстве. Вся Москва ездит на них. К этим машинам вопросов нет, даже с условием, что их выходило несколько вариантов комплектации. И двигатели нашего производства уже стоят – ярославские, отличные и экономичные моторы.

Со средним классом были некоторые вопросы. Это в части безопасности. Мы укомплектовываем их дополнительными поручнями, чтобы люди не падали. А в плане эксплуатации проблем у этих машин нет. Есть человеческий фактор, когда люди говорят, что стёкла замёрзшие или запотевшие. Это просто водитель не всегда включают принудительный обдув стёкол, и сейчас мы проводим с ними дополнительные инструктажи, как пользоваться климатической установкой. Ведь машина напичкана электроникой, и как я уже говорил – у нас теперь не столько водитель, сколько оператор, который должен следить, в том числе, за температурой в салоне. И всё это в электронном виде. А в плане эксплуатации машины отличные.

– Ну одно дело машины, а другое дело – организация дорожного движения. Как на ваш взгляд? Нужны выделенные полосы для автобусов?

– Я, как перевозчики, скажу, что да! И водители с нашего предприятия всеми руками со мной согласятся. Но давайте честно: инфраструктура города желает оставлять лучшего. Те же остановки. И ведь их даже нет во многих местах, а там, где они есть, они либо не чистятся, либо на них припаркованы машины. Бывает так, что водитель даже к остановке подъехать на может, не говоря о том, чтобы оказать такую услугу, как перевозка маломобильных групп населения.

Я скажу, что «выделенку» нужно обеспечить, но меня не поддержат рядовые водители. Это же сильно отразится на них. Но с учетом того, что город преобразился – приятно смотреть, когда по нему едут эти синие красавцы наши – я думаю, руководство города смотрит и делает соответствующие выводы, как сделать инфраструктуру лучше. Например, как улучшить остановочные павильоны. А в некоторых случаях даже стоит перенести их, потому что не могут подъехать к остановке два и более автобуса, так как она настолько близко находится к перекрёстку, что им приходится перекрывать движение. Это неправильно, но, к сожалению, такие вещи происходят. И мы параллельно работаем над этой проблемой.

– Ну а какие планы у предприятия на будущий год и далее?

– План у нас один. Качественно перевозить пассажиров. И мы в этом направлении будем ещё лучше работать. Будем учитывать все нюансы, все жалобы, которые к нам приходят. Я не скажу, что их много, но их хватает. И действительно иногда всплывают такие тонкие моменты, которые нужно отладить. Вот мы этим и займёмся. Мы всё-таки в этом году запустим в полном объёме программу социалки для наших работников. Ну а также будем требовать с них чёткого выполнения своих обязанностей. А оценку всей работе дадут нам наши пассажиры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

52
26
Фото: Павел Макаров
Главное Интервью Общество Транспорт

КОММЕНТАРИИ 15

Для комментирования Вам необходимо .

Olimpiada

"приятно смотреть, когда по нему едут эти синие красавцы" - это действительно так. Но ужасно неприятно, когда видишь этих красавцев, застрявших в массе частных легковых машин. Это противоречит цивилизованной организации дорожного движения. Нужны выделенные полосы, хотя бы на главных магистральных улицах.! Большинство людей все-таки передвигаются на автобусах, поэтому надо действовать не в интересах меньшинства. Очень долго власть не отказывалась от маршруток, но смогли же, наконец. Надо делать и следующий шаг. Если по городу не проехать из-за частных машин, значит, надо вводить все возможные меры по их ограничению. Это и ради безопасности, и ради комфорта большинства пассажиров, и ради более здорового воздуха в городе.

21
28
    tapapt

    Не смешите. Автобусов 400 в городе а личных машин десятки тысяч. Если сделать выделенные полосы для автобусов то пробки увеличатся в десятки раз. Для выделенных полос надо развивать дорожную сеть расширяя ее и строя новые дороги. А у нас в городе существующие дороги не могут нормально обслужить.

    30
    10
      Olimpiada

      Автобус за день перевозит сколько людей? А одна частная машина сколько? Не пытались сравнивать? Что важнее для города? В городе ради вас уничтожены все газоны, срублены деревья, воздух отравлен, а теперь вы хотите, наверное, чтобы и дома сносили, чтобы "развивать дорожную сеть расширяя ее и строя новые дороги". А не проще ли городу пересадить вас на автобусы?

      0
      0

Курам на смех - выделенные полосы синим автобусам сделать.
У нас даже для велосипедистов пол метра не могут выделить на дороге.

28
6
pilot90

на маршрутках работали опытные водители с большим стажем и могли реально заработать денег за свой нелегкий труд но за эти копейки которые вы платите нормальный водитель к вам не пойдет. я уже сменил профессию и не жалею,

19
12

    Возможно ли сейчас как-то решить вопрос о том, чтобы на отсутствующих маршрутах №27 и №52 пустить маршрутки?

    7
    9
    MasterTver

    Так какие же они копейки? В мире общественный транспорт в приоритете, развивается достаточно быстро. Или отдать приоритет колхозным маршруткам? Хочу работаю, хочу- нет. Главное, чтобы мне было хорошо и карман пух.

    7
    1

И не слова о том, что обещанный график движения губернатором Руденей - не соблюдается, а также полностью отсутствуют маршруты №52 и №27, хотя Руденя обещал, что все маршруты будут сохранены.
Где контроль за вашей деятельностью???
Почему вы устанавливаете свои правила и плюёте на обещания губернатора???

27
2

Уважаемый господин директор по чему нам по закону российской федервции ,за трудные и вредные условия труда не дают 12 дней к отпуску водителям кто работает по городу,кроме пригорода где вредность не идет ,в патп и тту а также сейчас в москве и питере работая на таких же автобусах по городу 12 дней оплачиваемых предостовляют

16
0
Сергей

В нашем городе надо делать не выделенные полосы, а инфраструктуру.
Например, чтобы в местах остановок были карманы для заезда автобусов. Что касается зимнего периода, то необходимо убирать снег. Не сгребать его туда-сюда, а именно убирать! Может быть плавить, или как-то иначе утилизировать, но он не должен оставаться на улицах.

Пример - остановка на улице Склизкова напротив ГКБ №6. Пассажиры вылезают в сугроб и с сугроба же залезают в автобус. Для здорового человека это проблема, что уж говорить о детях, пожилых людях или маломобильных пассажирах?

Про платные парковки говорили в отдельной теме, но и здесь хочется сказать - за парковку в сугробе еще и платить надо? Вы это серьезно?!

Сейчас снег активно тает, и в целом ряде мест образовались почти водоемы...

18
3
deep

"работаем с 5 до 24" - да, на самом деле?
"Интервалы движения транспортных средств в центре города будут составлять в среднем от 2 до 4 минут, в отдаленных районах – от 5 до 15 минут" - да что вы говорите, а 40 минут это как?
В приложении почти через год научились дублирующие остановки не путать ( на информаторах в автобусе исправить не удосужились)
в начале года за поездку по одному маршруту брали 30 рублей, а обратно по между теми же остановками - 29. Теперь - 28, что туда что обратно. А те денежки вернуть? и объяснить почему такие выкрутасы были и хотя бы извиниться...
а возврат излишне списанных денег по 3 месяца?
а блокировка оплаты картой по непонятным причинам ( но одна из причин - на карте стоял запрет оплаты за пределами РФ)
2-х дверные автобусы в которых ступеньки между уровнями и не везде есть поручни, и пригодны для пригорода а не для города
хватит - или еще "успехов" перечислить?

11
2

Называется:"Купи автомобиль!И забудь!",пускай и не дорогой!Он за год,с лихвой окупиться!

7
1

Уже год прошел как Московский маршруточный гигант Автолайн (ооо Верхневолжское АТП) сожрал Тверскую транспортную систему с потрахами. Не поглощенными остались только 14,204,227 (бывший Тверской маршруточный Гигант ООО "СВТК" урвал себе).

Причем на первоначальных трассах 3,27,35,52,207 выпуск 0 машин.

И это не говоря сколько исковерканных маршрутов, чтобы как можно больше людей катались с платной пересадкой. Кое где исправили маршруты на основе сотен тысяч жалоб из примеров 19/35,222,12,43,177

9
2

"Но давайте честно: инфраструктура города желает оставлять лучшего. Те же остановки. И ведь их даже нет во многих местах, а там, где они есть, они либо не чистятся, либо на них припаркованы машины. Бывает так, что водитель даже к остановке подъехать на может, не говоря о том, чтобы оказать такую услугу, как перевозка маломобильных групп населения."- приятно осознавать, что руководство ВАТП видит бардак, который творится на остановках. Поэтому , наверное, только они могут потребовать от администрации города и ГИБДД навести порядок на остановках, потому что на некоторых остановках, таких как , например, Комсомольский проспект просто вопиющее безобразие, все заставлено машинами и остановить автобусам, действительно, негде.

6
0

1 год назад Тверь сделала шаг назад в дизельное прошлое ликвидировав Троллейбус и трамвай проигнорировав опыт Санкт-Петербурга по эксплуатации электробусов с динамической подзарядкой во время движения (троллейбус с увеличенным автономным ходом), а теперь тратит деньги направо и налево, под предлогом нельзя было направить деньги на экологичный транспорт, иначе Веб.рф Дерипаски не получилбы выручку в 1 млрд рублей (веб рф купил дизельные ведролиазы за 3млрд рублей, а транспортное предприятие отдаст банку 4,1 млрд рублей за 5 лет лизинга). https://varlamov.ru/4183803.html

8
0