В Твери появился первый кикшеринг - прокат электросамокатов
Прокат самокатов запустили на фоне неудачного старта велошеринга и в то время, когда в городах-милионниках на прокатные фирмы возбуждают уголовные дела.
Вслед за запуском в Твери проекта велошеринга «Зелёный город», который можно смело назвать провальным, появился в областном центре и так называемый кикшеринг. Это – прокат самокатов. Слово кикшеринг происходит из двух английских составляющих: kick scooter – самокат, sharing – совместное использование. Это система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом.
До Твери этот сервис опять дошел с запозданием. Первые кикшеринговые фирмы в столицах появились ещё несколько лет назад, а в европейских городах – ещё раньше. Система использования простая: скачиваете приложение, привязываете к нему после авторизации свою банковскую карту, и считываете QR-код на самокате, когда захотели воспользоваться услугой. Самокат активируется, и вы можете на нём кататься.
Тверской кикшеринг появился под брендом Busy Fly. Это франшиза, которую эксплуатируют более чем в тридцати городах нашей страны. Но как и у любого казалось бы хорошего и современного, а самое главное необходимого городу начинания, у проекта тверского кикшеринга есть все шансы провалиться.
Столичные цены
Тарифная сетка кикшеринга зависит от того, с какой скоростью вы предпочитаете прокатиться. Кикшеринг предоставляет на прокат именно электросамокаты, а значит их максимальная скорость регулируется программно: чем быстрее, тем дороже.
Разблокировка самоката для каждого тарифа стоит 30 рублей. Далее к этой сумме плюсуется поминутная аренда. Самый дешевый тариф – поездка со скоростью не более 15 км/ч. Он обойдётся по пять рублей в минуту, в час в сумме – 330 рублей. Далее следует тариф со скоростным лимитом в 20 км/ч – 6 рублей минута, что за час выходит в 390 рублей. Тариф для самых быстрых – 7 рублей минута (450 рублей за час) со скоростью в 25 км/ч.
Также существует подобие абонемента: при аренде самоката на час сразу стоимость проката для скоростного лимита в 25 км/ч составит 400 рублей, для 20 км/ч – 350 рублей, 300 рублей – для 15 км/ч. В эту же сумму входят и те 30 рублей за разблокировку самоката. По истечению арендного часа поездка тарифицируется по 7, 6 и 5 рублей соответственно в зависимости от скорости. Иных абонементов (например на 6 часов или на сутки) не предусмотрено.
Цены можно смело назвать столичными. Для сравнения: сервис Urent в Санкт-Петербурге предлагает аренду самоката в 7 рублей за минуту без дифференциации по скорости. А в Великом Новгороде самокат того же Urent можно арендовать за 4 рубля в минуту с максимальной скоростью в 25 км/ч. Очень опрометчивое решение начинать бизнес в городе, который находится далеком за МКАДом с ценами, сравнимыми с Московскими.
Кстати, в одной из самых дорогих стран Европы – в Бельгии – прокат самокатов обходится в среднем в пределах 1 € за первую минуту использования, а далее 15 – евроцентов в минуту. Можно оплатить пользование самокатом сразу на час, что в среднем стоит порядка 6,5 €. Стоимость проката на сутки – 39 €. В Праге компания Lime за разблокировку берёт 25 крон, а каждая минута поездки стоит 2 кроны (на 27.06.2021 1 чешская крона равняется 3,38 российских рублей).
А ареал совсем мал
Ещё одна из особенностей кикшеринга – ограниченность использования. Территория, на которой возможно использования проката, очерчена на правом берегу Волги по следующим рубежам: по границе Октябрьской железной дороги со стороны центра города, в пределах микрорайона Чайка, Бобачево, Московского шоссе (до моста через железную дорогу), по левую сторону Волги, в Заволжском районе и Затверечье – в границах Ленинградской заставы, улицы Красина, Затверецкого бульвара и улицы Маяковского. Что очень странно, Восточный мост не попал в ареал обитания шеринговых самокатов, а ведь зоны проката расположены по обе стороны Волги в районе сооружения.
Явная непродуманность – это фиксированные парковки для транспорта. Конечно же, кикшеринг Busy Fly использует принцип «свободной стоянки». То есть для самокатов нет специальных устройств на отведённых для парковок местах, в которые нужно их ставить и блокировать. Но зоны парковок крайне ограничены площадью, что не совсем удобно.
Опять же, вернёмся к Брюсселю – там весь исторической и деловой центры — единая зона, в которой можно парковать прокатные самокаты, там, где захочется: где поездку завершил, там и оставил технику. И кикшеринговые фирмы не испытывают из-за этого затруднений.
Пир во время чумы
Кикшеринг пришел в Тверь в то время, когда в российских городах-милионниках фирмы по прокату самокатов стали фигурантами ряда уголовных дел. Причина тому – рост количества происшествий с высокой тяжестью последствий. И если в Тверской области жертвами этой проблематики становятся сами самокатчики, которых сбивают машины, то в столичных и курортных городах уже электросамокаты сбивают пешеходов. Например, с начала этого сезона в Петербурге в результате ДТП с электросамокатами на тротуарах (хотя юридически называть ДТП такое происшествие можно с натяжкой) пострадали десятки пешеходов, в том числе – дети. Отсюда СК возбудил ряд уголовных дел, подозреваемыми по которым проходят как конкретные лица, управляющие электросамокатами, так и кикшеринговые компании, предоставляющие услуги аренды этого вида транспорта. Дела возбужденны по части 1 статьи 238 УК РФ, самокаты у компаний арестовывают.
Корни проблемы идут от того, что этот вид транспорта никак не классифицирован, а по техническим параметрам может развивать скорость выше 60 км/ч. Конечно же, кикшеринги ограничивают её до 25 км/ч, но юридически лицо, управляющее электросамокатом – это пешеход, а значит он должен двигаться по тротуару. А теперь представьте себе 100-килограммового мужчину, который «летит» на 30-киллограмовом самокате по пешеходной дорожке со скоростью в 25 км/ч. Что произойдёт, если он собьёт пешехода? Даже в этом случае последствия для обоих будут тяжкими. Напомним, накануне велосипедист сбил на тротуаре курсанта военной академии ВКО – юноша скончался.
Но если пьяный велосипедист – нарушитель, то пьяный водитель самоката – нет, потому что пьяным пешеходам не запрещено гулять по тротуару. А большинство происшествий, в которых самокатчики сбивают людей, происходит именно по причине состояния алкогольного опьянения первых. И что самое страшное – чаще всего страдают дети.
В отличие от европейских стран в России кикшеринговые фирмы пока не научились (да и вроде бы не стремятся) оснащать прокатную технику алкотестерами. И нетрудно уже заранее представить, каков будет рост числа происшествий с участием электросамокатов. Кстати, возвращаясь к велошерингу, один случай пьяного ДТП мы уже имеем – нетрезвый велосипедист резко выехал перед мотоциклом, чем спровоцировал аварию.
Сейчас специалисты соответствующих ведомств и общественники высказывают самые разнообразные предложения о том, как решить проблему неконтролируемого использования средств индивидуальной мобильности, к которым относят и самокаты (как обычные, так и электро). Речь идет даже о внедрении новой категории водительских прав на этот вид транспорта, о чем в Твери активно говорили на форуме «Сообщество». Но пока в одних городах деятельность фирм по прокату электросамокатов приостанавливают, кикшеринг приходит в другие города, где местные власти пока не сталкивались с этой проблемой. И пока действенного рычага воздействия на контроль эксплуатации этого транспорта не найдено, мы получаем «болиды» на тротуарах, мчащиеся с большой для пешехода скоростью. Теперь и Тверь в числе этих городов.
КОММЕНТАРИИ 9 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
У нас нет ни пешеходов, ни тротуаров. Это ещё раз подтвердили. Властям наплевать на людей без машин. Очень печально.
Электросамокат - чудовищное изобретение для сокращения человеческой популяции с увеличением числа инвалидов среди молодёжи и ими покалеченных.
С появлением электросамокатов мотоцикл перестал читаться самым опасным колёсным видом транспорта, уступив это место электросамокатам.
Человек, мчащийся на скорости свыше 15 км\час на маленьких колёсиках - или потенциальный смертник или потенциальный убийца. Как получится..
Электросамокат - всего лишь смертельно опасное модное веяние. С ростом числа контуженных, травмированных и пострадавших в смертельных ДТП с электросамокатами, интерес к этому изуверскому изобретению спадёт. Прокат сделали по причине низкой покупательной способности у электросамокатов из-за высокой стоимости и короткого срока эксплуатации.
Электросамокат - это дорогостоящее, тяжёлое и недолговечное изделие разового срока службы. т.е. от силвы на один сезон или до получения первой инвалидности.
Вы случаем не тот водитель "шнивы", который специально сбил самокатчика на обочине пару лет назад, а потом ещё и избил его?
Ненавидеть самокатчиков - всё равно что расписаться в собственной дремучести. А вся статья - бред сивой кобылы и перекладывание ответственности. Конкретно самокаты тут не причём. Все инфраструктурные проблемы равно актуальны и для велосипедов. Крайние полосы дорог запаркованы, тротуары узкие и с отвесными бордюрами (руки бы оборвал тем, кто так проектирует), велодорожек - одна на весь город, да и по той шляется быдло, норовящее прыгнуть под колёса. То, что самокатчикам и велосипедистам негде ездить отдельно от пешеходов - заслуга властей, которые до сих пор не обеспечили нормальную инфраструктуру для персонального транспорта, но почему-то продажный Твериград ругает самокатчиков, а не чиновников. В чём прикол? Впрочем, вопрос риторический.
Лето кончится - и с ним весь прокат кончится. Кому надо успеть отмыть бабки - успеют.
Зачем это недоразумение в Твери по таким бешеным ценам За эти деньги можно вызвать такси до любой точки нашего небольшого города от - от массового сегмента до комфорт класса. В некоторых такси за такую сумму водитель пойдет навстречу клиенту и высадит того где ему удобно даже если нельзя или проедет объезжая пробку . За самый дорогой тариф если немного добавить можно взять почасовую оплату такси (если надо разъезжать много и часто )
Суть в том, что прокат электросамокатов, велосипедов и прочего электрохлама рентабелен только в мегаполисах. Но и там с охлаждением интереса и ростом травматизма рентабельность этого бизнеса стала падать. Тогда владельце решили расширить свою сеть до областных центров. Но можно сразу сказать, что они окажутся в пролёте. К осени этот бизнес для желающих стать инвалидами из города исчезнет, а в следующем году уже не появится.
Дело ещё в том, что все двухколёсные движители были изобретены как непременные атрибуты здоровья и ЗОЖ, а в электрическом исполнении эта главная функция великов и самокатов исчезает начисто и наоборот, отнимает здоровье, а то и жизни. Так что, вся эта модная сиюминутщина скоро исчезнет. Дорогая, смертельно опасная, для самоубийц и убийц.
Проблематика исходит от людей, дорожки...тротуары, не причём. Пока не научатся уважать друг друга в движении. Неважно, машина у тебя, велосипед в прокат или шеринг самоката.