Последний путь тверского трамвая, или Куда катится городской электротранспорт
Сегодня тверской трамвай больше похож на прогулочный аттракцион или на умирающего клоуна, нежели на комфортный городской транспорт.
В современных городах трамвай – это комфортный и скоростной вид транспорта. Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону – там городской рельсовый электротранспорт пользуется спросом и на равных конкурирует с коммерческими перевозчиками. А в Твери убивают не только последний трамвайный маршрут, дамоклов меч уже навис и над троллейбусным сообщением.
О полной остановке трамвайного движения говорят с первых дней лета. В Твери работала специализированная комиссия, которая проверяла состояние рельс на единственном оставшемся маршруте № 5, а также на улице Благоева, по которой трамваи едут в парк.
Итог обследования был однозначен – комиссия признала пути аварийными. Но полностью останавливать трамвайное сообщение не стали, а применили другие меры транспортной безопасности – ограничили скорость движения трамваев.
Сегодня на большей части единственного маршрута разрешенная скорость составляет 5 – 10 км/ч. Трамвай едва обгоняет спешащего по тротуару пешехода. Лишь на участках от улицы Желябова до выезда на выделенную линию на проспекте Чайковского, а также на километровом участке Петербургского шоссе разрешенная скорость трамвая – 20 км/ч. И эти участки в Твери считаются скоростными.
Для справки: разрешенная эксплуатационная скорость трамваев, которые находятся в парке тверского депо, превышает 60 км/ч. Согласно правилам технической эксплуатации, в городе на прямых участках путей его можно разгонять до 60 км/ч (разрешенная в ПДД скорость), на изгибах путей – от 15 до 30 км/ч в зависимости от радиуса закругления.
Сегодня по прямому участку улицы Горького трамвай плетется со скоростью 5 км/ч. Время поездки от улицы Новоторжской до автовокзала с учетом остановок – 20 минут. Примерно такое же время занимает прогулка по маршруту быстрым шагом.
С такой скоростью трамвай стал не современным средством транспорта, а в лучшем случае аттракционом для обзорных туристических поездок по городу. Не хватает только экскурсовода, который будет в микрофон рассказывать о достопримечательностях в округе. Например, на автобусе добраться из пункта А в пункт Б будет быстрее, чем по рельсам, в два с лишним раза. Несомненно, такой подход к организации трамвайного движения стоит признать тупиковым.
– Это приведет к уменьшению привлекательности среди пассажиров, что позволит заявить о его невостребованности, – утверждает заместитель начальника управления транспортного планирования департамента транспорта Москвы Дмитрий Степчков.
Уже сегодня основная часть пассажиров тверского трамвая – льготники с ЕСПБ, которым чаще всего торопиться попросту некуда. На приток пассажиропотока существенного влияния не оказывает даже инновационная система оплаты «Иволгой» и банковскими картами.
Видео: «Транспорт Твери»
Состояние трамвайных путей в областной столице очевидно и без выводов профессиональной комиссии. Кривизну рельсов видно невооруженным глазом. И это при том, что пути на Тверском проспекте прошли капитальный ремонт в 2015 году. В тот же период провели восстановительный ремонт путей на выделенных линиях. Еще один участок капитально отремонтировали в рамках масштабной кампании по укладке асфальта на тверских магистралях летом 2017 года.
В нынешней ситуации в городе опасно эксплуатировать даже старые «Татры». О выпуске на линию трамваев City Star речи пока не может идти в принципе. Очевидно, что линию надо ремонтировать, а не ограничивать скорость подвижного состава.
Впрочем, о вреде ограничения скорости трамваев говорят не только московские эксперты. В МУП «ПАТП-1» подчеркнули, что низкая скорость вредит подвижному составу.
– Низкая скорость трамвая – это не только неудобство для пассажиров, но и серьёзная техническая проблема, – говорит заместитель директора МУП «ПАТП‑1» по эксплуатации Николай Никитин. – Движение на скорости менее 10 км/ч приводит к перегреву двигателей и повышенному износу вагонов.
Впрочем, в адрес МУП «ПАТП-1» выдано предписание приступить к разработке «дорожной карты» мероприятий по приведению трамвайных путей в нормативное состояние и обеспечить постоянный контроль при их эксплуатации на обозначенных экспертами участках. Но транспортники уверены, что сейчас у предприятия нет никакого четкого плана по ремонту и развитию сети.
– Это приведет к полному запрету движения после очередного обследования, которое должно быть проведено осенью. Вероятность полного запрета увеличивает и потеря пассажиров из-за ограничений скорости, – полагает транспортник Дмитрий Степчков.
Реакция чиновников предсказуема: в бюджете нет денег на восстановление трамвайного движения. Но в 2017 году компания ПК «Транспортные системы», которая входит в «Трансмашхолдинг», предлагала взять тверской трамвай в концессию. Напомним, именно эта компания производит современные вагоны City Star и «Витязи». Производитель с удовольствием обкатывал бы новые модели на трамвайных путях города, в котором они производятся.
Но концессия тверского трамвая дальше разговоров и фантазий о светлом будущем не сдвинулась. Между тем именно концессионная программа оживила ряд петербургских трамвайных маршрутов и показала, что рельсовый транспорт может быть прибыльным.
Еще одна грань ограничения скорости трамваев – это штрафы, которые накладывают на вагоновожатых за превышение разрешенных лимитов.
– Превышение – штраф, три превышения – выговор, три выговора – увольнение», – не стесняясь, говорят работники депо. По мнению замначальника управления транспортного планирования департамента транспорта Москвы, это тоже окажет негативное влияние на ситуацию с тверским трамваем.
– Кто хочет постоянно недополучать деньги? Это грозит уменьшением числа водителей, а следовательно, и выпуска трамваев на линию, что также будет снижать популярность среди пассажиров, – обращает внимание Дмитрий Степчков.
Электротранспорт – это современный способ перемещения в городе. Пока другие города закупают электробусы и новые трамваи, по Твери продолжают колесить чадящие черной сажей ЛиАЗы и маршрутки с мигрантами-лихачами за рулем.
И еще один поворот во всей этой странной истории с муниципальным транспортом Твери. Пока горожане отвлеклись на проблему трамвая, под угрозой оказалось дальнейшее существование троллейбусов. Неофициальные источники утверждают, что в МУП «ПАТП-1» накладывают существенные ограничения на движение троллейбусов по причине сильного износа контактной сети. Во избежание нештатных ситуаций на некоторых участках уже установлена максимальная скорость движения в 10 км/ч.
Ремонта контактной сети при этом пока не планируется. А обещанные муниципальному предприятию 40 новых автобусов так и остались нереализованным проектом. Получается, что тверским пассажирам просто не оставляют выбора, отправляя горожан к коммерческим перевозчикам.
КОММЕНТАРИИ 14 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Врят ли экскурсовода в трамвае кто то услышит, там грохот такой стоит что даже себя плохо слышно.
Все идет к очередной замены общественного транспорта очередными скотовоз...маршруточками, под ликующие аплодисменты купленной массовки, после радостного отчета властей. В остальных городах росии, где был трамвай сценарий уже отработал, 20-30 лет не обслуживаем транспорт, отнекиваясь, мол "нет денег", потом громко кричим, что это несовременный, убыточный и никому не нужный транспорт, торжественно раздаем тендеры на пассажироперевозки счастливым дружкам - маршруточникам.
Все счастливы, маршруточники стригут бабло, плюют на правила, пассажиры тихо ненавидят друг-друга и весь свет, ибо альтернативы больше нет.
Уродство и дегенерация.
В Твери немного другой сценарий. Транспорт субсидируют, только за этот год выделили десятки миллионов, только почему то положение ОТ продолжает ухудшаться
Вы правы, муниципальный транспорт уничтожается с молчаливого согласия властей.
Гордская и областная власть упыри , если убьют остатки транспорта.
Нужно просто губера и мэра поменять, а вновь избранным поставить конкретные условия и сроки. Вот к следующим выборам и готовимся, агитируем друзей и знакомых. От действующих толку уже не будет. Работают только языком.
Как вариант - втихую жечь машины маршрутчиков и прочими способами саботировать.
Уважаемые журналисты, пожалуйста, не стесняйтесь называть вещи своими именами. Мы имеем дело не с нехваткой средств, а с банальным служебным несоо ветствием. Кажется, кто-то не справляется с обязанностями и возложенной ответственностью. Пути и трамвайную инфраструктуру надо привести в порядок, парк вернуть на Капошвара (это обеспечит более ранний выход на линию и удобство для вагоновожатых). И да, это стоит денег (ну надо же!), хороший транспорт нам нужен.
Трамвай был актуален 117 лет назад, когда не было развитой сети дорог с твёрдым покрытием. Автор передёргивает про чадящие ЛиАЗы. Он же не говорит, что для получения электроэнергии жгут мазут на ТЭЦ1-2-3. Автор не говорит о влияние трамваев на фундаменты зданий. Автор не говорит, что в упомянутых им городах трамваи ходят по обособленным путям (как от Заставы до Горбатки). В Киеве на Крещатике трамвайные пути ещё в 30-е годы ХХ века сняли. А у нас в городе он то-ли дыра в городском бюджете, то-ли кормушка для приближённых, то-ли повод для дешёвых манипуляций общественным мнением (Привет Игорю Аксёнову и Радио КП-Тверь). Похороните многоуважаемый тверской Трамвай, не дайте умереть тверскому Троллейбусу - выведите его из состава ПАТП-1.
Ездил в Казань.Там по городу ездят ОТЛИЧНЫЕ трамваи ,с кондиционерами, удобными сиденьями,мало шумные и достаточно быстрые . И наверное приносят прибыль в городской бюджет. ...
Трамвай и троллейбус бюджету города одновременно не потянуть. Нужно сосредоточиться на одном - троллейбусе. Троллейбус не занимает дорожной полосы как трамвай, более комфортабелен для пассажиров. А главное - уберут эти рельсы.
Умиляет афера с ситистарами,за них еще и лизинг горожане платят,кормушка хорошая
Скоро коменты тереть начнут,как на соседнем ПМС-портале
Он не катится, он уже давно прикатился в тупик во главе с нашими" гениями-управленцами"