На краю света: какие «сокровища» привез тверской яхтсмен из путешествия на самый загадочный континент Земли

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

18-летний Тимофей Полозняк поделился впечатлениями от участия в уникальной антарктической экспедиции.

Как сообщал Tverigrad.ru, студент 3 курса колледжа ГУМРФ имени Макарова стал единственным тверским участником кругосветного путешествия, посвященного 200-летию открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. За 14 дней Тимофей Полозняк на борту яхты «Елизавета» прошел 1247 морских миль по Южному океану, дважды преодолел пролив Дрейка, побывал на антарктической станции «Беллинсгаузен» и вернулся в самый южный город планеты Ушуайя. Недавно он на несколько дней заглянул в родную Тверь и в эксклюзивном интервью нашему порталу рассказал о «сокровищах», которые привез с пятого континента.

– Тимофей, признайся, почему именно тебя из всех студентов питерского колледжа Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Степана Макарова включили в состав участников самого главного «антарктического» этапа этого кругосветного путешествия?

– Честно, по знакомству (улыбается). Я уже второй год хожу в экипаже яхты «Полюс» под руководством капитана Сергея Николаевича Савельева – руководителя плавательной практики курсантов Университета и идейным вдохновителем этой кругосветки. Видимо, хорошо себя зарекомендовал. Поэтому он мне и продолжил совершить путешествие под парусом в Антарктиду.

– И ты сразу согласился?

– Естественно, от такого предложения не отказываются. Это уникальная возможность, которая, вероятно, бывает раз в жизни, побывать на краю света, повторить маршрут наших легендарных мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева, своими глазами увидеть пятый континент.

– Вас как-то специально готовили к этому путешествию?

– Да, подготовка была серьезной: запасались теплой одеждой, тщательно изучали карты местных морей и городов-портов.

– Прежде чем отправиться на яхте в Антарктиду вы 14 дней провели в Аргентине, в том числе неделю в самом южном городе планеты Ушуайя на Огненной земле. Интересно провели время?

– Скажем так, очень насыщенно. Пока ждали прибытия яхты, налаживали контакты, чтобы максимально оперативно провести необходимый ремонт и загрузиться топливом и провизией. В этом нам очень помогли представители ассоциации «Русский дом на краю света» – выходцы из стран СНГ, которые переехали в Аргентину в начале 90 годов прошлого века. Они помогли нам встретиться с нужными людьми и выступили в роли переводчиков.

– А как отнеслись к путешественникам из России местные жители?

– На редкость доброжелательно, искренне и радушно. Нас везде встречали и провожали с улыбками. Даже в тюрьме, где сейчас располагается местных музей. В свое время тюрьма была первым зданием, построенным на Огненной земле, и долгое время считалась градообразующим предприятием. Поразила местная природа. Действительно – край света. При этом напоминает нашу Карелию.

– Удалось попробовать местную кухню?

– Конечно! Но в основном это блюда из традиционной испанской кухни. Пожалуй, больше всего поразило, когда мы закупали провизию для яхты, отсутствие мясных консервов при огромном количестве разнообразных блюд из мяса в местных кафешках и ресторанчиках. Оказалось, говядина – одна из главных статей экспорта Аргентины, но главным образом в свежем или замороженном виде.

– Чем же вы питались во время морского путешествия?

– Рыбными консервами, овощами, фруктами. На обед было первое, второе и третье, даже компот.

– Расскажи, что собой представляет яхта «Елизавета», на которой вы отправилась через пролив Дрейка в Антарктиду? Мне почему-то представляется стремительный корабль с белоснежными парусами, оснащенный по последнему слову техники.

– В действительности, это небольшое спортивное судно 17 метров длиной и 3,5 метра шириной. На борту размещается 10 членов экипажа. Поэтому комфорт довольно относительный. Но зато, находясь в таком тесном ограниченном пространстве, мы быстро стали практически одной семьей.

– Океан произвел впечатление?

– Еще бы! Я ходил под парусами на Черном и Балтийском море. Но это не сравнить – безграничный простор, от края и до края одна вода.

– В местных водах погода славится своей непредсказуемостью, не случайно пролив Дрейка в свое время прозвали «кладбищем кораблей». Вас штормы обошли стороной?

– Наше путешествие проходило, когда в Аргентине царило лето, и океан был относительно спокойный. Но все-таки один шторм нам встретился на пути. Сила ветра достигала 35 – 40 узлов. Волны поднимались до высоты с четырехэтажный дом. К счастью ветер был не встречный. Поэтому мы преодолели этот шторм без особых проблем.

– Неужели не было страшно?

– На самом деле я испытал даже какой-то восторг от мощи этой стихии. Такое впечатление, что находишься в воронке внутри ветра. На палубе нельзя было появиться без страховки, иначе мгновенно сдует, а вода за бортом – шесть градусов. Но я знал, что конструкция яхты может выдержать и не такие штормы. Поэтому был спокоен. Усиленная обшивка корпуса – 10 сантиметров, толщина палубы 8 сантиметров. А соотношение длины и ширины позволяет развить большую скорость по сравнению с аналогичными яхтами.

– Удалось постоять за штурвалом?

– И не один раз. Я был вахтенным рулевым, то есть, как и все, стоял восемь часов в сутки на яхте, по четыре часа без перерыва – за штурвалом, управлял яхтой. Если была необходимость, работал с парусами. Выполнил разные поручения. Плюс к этому в рамках учебной практики вел штурманскую прокладку по навигационным картам и вел гидрометеорологические наблюдения.

– Свободного времени не оставалось?

– Оставалось – по четыре часа в день. Можно было почитать, поиграть в шахматы или полюбоваться океаном. Через пять с половиной суток опустили якорь у острова Кинг-Джордж, который охраняет вход в Антарктиду. На этом острове и располагается российская полярная станции «Беллинсгаузен» и антарктические станции ряда других стран.

– Вас кто-то встречал?

– Да, два пингвина. Сначала они сопроводили наш катер от яхты до берега, а затем вместе с нами вышли на сушу. Правда, когда мы хотели к ним подойти, они отбежали. Но недалеко, и снова присели, наблюдая за нами.

– Встретили на острове еще каких-то местных аборигенов?

– Лежбища тюленей. Правда, также любовались этими животными издалека. А на обратном пути встретили в океане двух китов-горбачей – около 10 – 14 метров в длину. Точнее, определить было трудно.

– Антарктида произвела впечатление?

– Прежде всего, удивила. Я ожидал увидеть настоящее королевство Снежной королевы, царство льда и снега. Но мы-то попали на Кинг-Джордж, когда в Южном полушарии было лето, и снег подтаял. Шли по голой земле покрытой лишайником. А красоты вокруг неописуемые! Долины, подернутые пеленой тумана, скалы. Было ощущение, что попал на какую-то новую планету.

– На станции «Беллинсгаузен» вас, наверное, уже заждались, ведь вы прибыли почти с двухнедельным опозданием?

– Не знаю, но встретили очень тепло. Начальником станции оказался выпускник нашего университета морского и речного флота Виктор Веледин и принял нас как своих родных. Позднее мы вместе с сотрудниками станции подняли флаг университета. Передали икону Святого праведного Иоанна Кронштадтского по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия настоятелю церкви Святой Троицы в Антарктиде отцу Палладию, к слову, сотруднику станции. А также передали на вечное хранение персоналу станции детские рисунки на тему «Дети и море» художественной школы Кронштадта.

– Пообщались с сотрудниками станции? Какие тайны они вам рассказали?

– Тайны? Нам рассказали, что летом в Антарктике появились комары, чего раньше никогда не было. При этом пятый материк все активнее осваивается и людьми. И не только и из стран, рядом расположенных. Там построены, развиваются и функционируют корейская и китайская станции. Жаль, что пробыли на острове мы всего несколько часов. В семь часов вечера уже подняли якорь и отправились в обратный путь.

– По традиции обычно из морских путешествий всегда привозят какие-то сувениры, уникальные вещи и предметы. Расскажи, какие «сокровища» привез из Антарктиды?

– Прежде всего, это уникальные и очень яркие впечатления, которые останутся со мной на всю жизнь. Это опыт большого морского путешествия, который, наверняка, мне поможет в дальнейшей работе. Это новые знакомства и общение с интересными людьми. Да, и как отметили близкие и знакомые, это путешествие меня сильно изменило: отправлялся в Антарктиду мальчишка, вернулся мужчина. Теперь я могу с полным правом о себе сказать, что побывал на краю света. И знаете, мне там понравилось…


Досье Tverigrad.ru
Тимофей Полозняк с десяти лет занимался парусным спортом в тверской СШОР имени олимпийской чемпионки Антонины Серединой. По словам тренера Ивана Абросова, было видно, что юноша всерьез увлечен яхтингом. Не случайно после окончания девятого класса он поступил в питерский колледж государственного университета морского и речного флота. В колледже ГУМФР Тимофей успел проявить себя с лучшей стороны. На учебной яхте «Полюс» он дважды, в 2018 и 2019 годах, сходил в поход «Паруса Памяти» по Финскому заливу. Минувшим летом успешно выступил рулевым на ежегодных студенческих международных соревнованиях на приз адмирала Степана Макарова. Накануне кругосветки прошел специальный курс яхтенного рулевого и получил международный сертификат, позволяющий принять участие в престижной экспедиции. По итогам путешествия в Антарктиду он награжден знаком «За дальний поход».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

17
2
Фото: Архив Тимофея Полозняка
Парусный спорт Социум Спорт

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .