Ни дня без науки: профессор ТвГУ рассказала о своих студенческих годах и главном жизненном наставнике
Доктор филологических наук Екатерина Малышева более 15 лет передаёт свои знания тверским студентам.
Здесь учат будущих дипломатов, переводчиков и всех, кому интересно изучать языки, политику и тонкости коммуникации. Речь идёт о кафедре международных отношений филологического факультета Тверского государственного университета. Разместилась она неподалёку от «историков», в центральном корпусе ТвГУ. В преддверии Дня преподавателя высшей школы, который отмечался накануне, корреспонденту Tverigrad.ru удалось посетить альма-матер и пообщаться с одним из ведущих учёных тверского региона.
Труден и долог науки путь
Екатерина Валерьевна Малышева работает преподавателем уже более 15 лет. Путь в лингвистику у будущего доктора филологических наук, профессора кафедры международных отношений ТвГУ начался ещё на первых курсах университета. Однако изначально, как выяснилось, научная сфера могла быть совсем другой.
Родилась и выросла Екатерина в Твери, училась в школе №14. В те годы, признаётся филолог, её больше интересовала история, а не языки. После выпускных экзаменов в планах было поступить на исторический факультет. Но тут, возможно, в дело вмешалась сама судьба.
«При поступлении неожиданно для себя я подала документы на специальность «Теоретическая и прикладная лингвистика», – пояснила Екатерина.
Однако о своём выборе доктор филологических наук не жалеет. На лингвистике было интересно учиться с самого начала.
«У нас были замечательные преподаватели, которые смогли увлечь нас уже с первого курса обучения. Мы изучали английский, французский языки, нас знакомили с основами древнегреческого, санскрита, латинского и турецкого языков. Преподаватели нас очень заинтересовали не только самими языками, но и их устройством, происхождением», — отметила профессор.
На решение стать лингвистом отчасти сказалось влияние старшего брата Екатерины, который также окончил факультет романо-германской филологии Тверского государственного университета и стал кандидатом филологических наук. В дальнейшей научной деятельности он продвигаться не стал – посвятил себя преподаванию иностранных языков. Младшая же сестра пошла по стопам брата и решила добиться своих высот.
Строгий наставник и первые студенты
Екатерина Малышева, ещё будучи специалистом, стала учиться у известного российского лингвиста, профессора, доктора филологических наук, Заслуженного деятеля науки Алексея Аркадьевича Романова. Именно он стал не только научным руководителем, но и жизненным наставником студентки, которая впоследствии станет коллегой.
«Алексея Аркадьевича мы все немного боялись, он был достаточно строгий, но с первых же занятий сумел заинтересовать всю нашу группу. Когда мы обучались на младших курсах, он предложил нам попробовать написать научные статьи и выступить на конференциях. Конечно, было страшно, но я решила попробовать. Когда я дописывала выпускную работу, у меня уже было несколько своих научных статей», – вспоминает Екатерина.
В аспирантуре, которую профессор окончила досрочным написанием диссертации, наступила пора передавать свои знания другим. Преподавать Екатерина Малышева начала не в стенах родного университета, а в Тверской государственной сельскохозяйственной академии. Именно там и работал по совместительству её наставник – Алексей Аркадьевич.
«В Тверской сельхозакадемии я начала свой преподавательский путь в должности ассистента. Там тоже была кафедра теории языка и межкультурной коммуникации. К тому же, в академии работал мой научный руководитель, он и потянул за собой», – пояснила профессор.
На одну из первых лекций преподавателя, ещё во время обучения, пришли студенты с заочного отделения, около сотни человек. Волнение перед такой большой группой профессор вспоминает до сих пор.
«Признаюсь, тогда было очень волнительно входить в студенческую аудиторию, но всё прошло хорошо. Когда начинаешь говорить и видишь, что студенты слушают тебя с интересом, то волнение исчезает. Как будто ты на какой-то волне находишься», – рассказала преподаватель.
Небольшое беспокойство перед занятиями со студентами, признаётся Екатерина Валерьевна, остаётся и сейчас.
«Волнение бывает до сих пор. Когда наступает новый учебный год, и ты видишь новые лица. Но всегда стараюсь держаться уверенно. Главное – заинтересовать студентов, быть живым и энергичным преподавателем», – отметила собеседник Tverigrad.ru.
В ТГСХА Екатерина Валерьевна возглавляла студенческое лингво-театральное объединение «Глобус», где учащиеся представляли пьесы на английском, немецком и французском языках. Руководила студенческим хором «Гаудеамус», принимала участие в организации фестивалей творческих коллективов и межвузовских предметных олимпиад по русскому языку, культуре речи и иностранным языкам.
В 2019 году профессор защитила докторскую диссертацию и вернулась преподавать в свою альма-матер – Тверской государственный университет по приглашению его бывшего ректора, а ныне сенатора Российской Федерации от Тверской области Людмилы Скаковской.
Студенты стали более «живыми»
За свой 15-летний стаж работы в высшей школе профессор нашла подход к учащимся и подметила, что современные студенты во многом отличаются от своих предшественников.
«Сейчас студенты кажутся более живыми, активными, разносторонними. Они всегда в движении. Сегодня у них больше возможностей познавать мир, общаться. При этом они кажутся ещё и более практичными, целеустремленными. Они знают, чего хотят, планируют на насколько лет вперёд. В прошлом, мне кажется, студенты были несколько ограничены в плане общения, потому что оно было только на занятиях, хотя и вживую», – считает Екатерина Малышева.
Вместе с тем, по мнению учёного, видеоконференции и онлайн-встречи не заменят живого общения, очных занятий, где гораздо больше возможностей общения с преподавателем и одногруппниками.
«На парах у нас всегда живые беседы. Иногда мы с ребятами устраиваем дебаты, день переводчика, когда студенты разговаривают на разных языках, устраиваем конкурсы презентаций, игру-премию «Человек года», на которой нужно презентовать себя на иностранном языке. Я всегда за живое общение, за динамику, за драйв», – поделилась преподаватель.
Подобная практика во многом помогает студентам увереннее выступать перед публикой и глубже понимать изучаемые предметы. Многие студенты Екатерины Валерьевны презентуют свои научные работы на конференциях Всероссийского и Международного уровня.
«В прошлом году наши ребята ездили в Москву на конференцию по языку и коммуникации, принимали участие в конференциях в Улан-Удэ, Воронеже, Донецке, Кемерово и во многих других городах. Вот сейчас ребята с первого курса нашли мою диссертацию и уже тоже хотят попробовать написать свои статьи. Берут с меня пример, как и я когда-то со своих преподавателей», – подчеркнула Екатерина.
Дело всей жизни
Помимо занятий Екатерина Малышева принимает активное участие в научных конференциях, является членом коллектива Тверской научной школы «Динамическая модель регулятивной коммуникации» и выпускает новые научные труды. Даже в долгожданные выходные профессор старается уделить внимание работе.
«Наука занимает большую часть моей жизни. Иногда случаются выходные, и я их провожу со своей семьей, но при этом всё равно уделяю внимание и науке: что-то пишу, готовлюсь к конференциям. Всегда нужна динамика, пропустишь один день – и начинаешь отставать. Тем, кто хочет пойти в науку, в преподавание нужно быть готовым к тому, что они займут всю жизнь, без них дальше никуда», – признаётся профессор.
Екатерина Валерьевна, при этом, не скрывает, что иногда интерес к работе пропадает и порой становится очень тяжело, особенно под конец учебного года. Именно в это время у студентов наступает пора выпускных экзаменов, дипломных работ, а у преподавателей пора высокой нагрузки.
«Преподаватель не только в университете работает, но и дома. Нужно с семьей побыть, позаниматься домашними делами, но ты готовишься к занятиям. Тяжело особенно к концу учебного года, но справляемся. Когда приходишь в аудиторию, видишь в аудитории студенческие лица – понимаешь, что всё получится».
Екатерина Малышева с энтузиазмом рассказала о дальнейших планах в науке. Получение звания доктора филологических наук – не предел.
«Обязательно расти дальше в своей профессии, совершенствоваться, познавать новое, ведь всегда есть что изучать. Пока на данный момент развиваем нашу лингвистическую школу, частью которой я являюсь. Возможно, в планах, как у любого ученого, основать что-то свое», – поделилась Екатерина.
Напомним, Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. О роли и миссии преподавателя высшей школы в конструировании будущего студентов накануне в эфире программы «Гарант Успеха» на «Пилот Радио» рассказал врио ректора Тверского государственного университета Сергей Смирнов.
Быть преподавателем – это призвание
День преподавателя высшей школы был утверждён в России 19 ноября 2021 года. Именно в этот день в Москве в Центральном доме учёных проходила торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы». Екатерина Валерьевна стала победителем в номинации «Молодые научные и педагогические таланты». Нагрудный знак Лиги Преподавателей Высшей Школы профессор с гордостью носит до сих пор.
«В тот день, когда проходило награждение, утвердили наш профессиональный праздник. На церемонии награждения, в кругу других учёных и преподавателей ощущалось, что ты принадлежишь чему-то действительно масштабному и важному. Чувствовалась гордость за коллег, за страну», – отметила Екатерина Малышева.
Быть преподавателем – это призвание, особый талант, ответственная и в то же время тяжёлая профессия. Быть наставником и педагогом – значит посвятить всего себя этой профессии, — считает Екатерина Валерьевна.
«Преподаватель должен быть примером не только для студентов, но и для коллег. Нести прекрасное звание преподавателя нужно с гордостью!».
К празднику День преподавателя высшей школы портал Tverigrad.ru подготовил интервью с профессорами и доцентами вузов Твери. Героем публикации уже стал заведующий кафедрой физики конденсированного состояния Тверского государственного университета, доцент, кандидат физико-математических наук Алексей Юрьевич Карпенков. Подробнее о научном пути и необычных увлечениях Алексея Карпенкова – читайте здесь.
Также напомним, накануне прошедшего в октябре Дня учителя портал запустил новую рубрику «Классные люди», которая посвящена педагогам школ Тверской области. Уже опубликованы истории учителя информатики, физики и астрономии из настоящей педагогической династии Анны Комаровой, преподавателя русского языка и литературы в тверской школе №42 Карины Куликовой и учительница немецкого языка в сельской школе в Татево Ларисы Али-заде, учителя ОБЖ из школы №19 в Мигалово Анатолия Резвова, завуча, учителя русского языка и литературы этой же школы Татьяны Петровой, учителя истории из школы №2 в Лихославле Светланы Зверевой, учителя немецкого языка тверской школы №1 Марины Юрченко, преподавателя Ржевского колледжа Ирины Крапшиловой. Проект «Классные люди» продолжается.
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
Связанные статьи:
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Вот только зарплата профессора равна пособию бомжам на Загнивающем.