Оживший танк: в ангаре на берегу Селигера реставратор дает вторую жизнь военной технике времен Великой отечественной

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Олег Олейников рассказал, сколько стоит восстановить Т-34, откуда берутся оригинальные запчасти и зачем он всем этим занимается.

Он собирает технику времён Великой Отечественной войны буквально из ржавого хлама. На поиск деталей уходят месяцы, а восстановление обходится в миллионы рублей. Житель деревни Жалыбня, притаившейся на берегу могучего озера Селигер в пятидесяти километрах от города Осташкова, Олег Олейников дает боевым машинам вторую жизнь. Он реставрирует образцы, которые сам же и находит в здешних лесах и болотах.

Причём это не просто экспонаты. У Олейникова всё на ходу. Прямо сейчас можно сесть за рычаги знаменитой «тридцатьчетвёрки» и оставить след гусениц на земле. Просто чтобы почувствовать малую долю того, что испытывали советские танкисты на полях сражений, в какой тесноте они били врага и входили в освобождённые сёла и города.

– Вся техника в том же состоянии, в котором была до войны. Разве что не стреляет, – окидывает взглядом свою коллекцию Олег Олейников.

Герой проекта «TVERTEAM. Истории успеха» создал крупнейший в Тверской области частный музей военной техники в память о своём дедушке-фронтовике. Наша съёмочная группа побывала в его мастерской и подготовила короткий видеоролик.

Из бизнесмена в реставраторы

Олег Олейников – бывший московский предприниматель, который бросил свой бизнес и переехал на берег Селигера ради любимого дела. Говорит, что всегда увлекался военной историей и техникой. В один момент эти два увлечения объединились в одно и вылились в уникальный проект.

– В моей коллекции сейчас около 10 экспонатов: танк Т-34-85, артиллерийский тягач ХТЗ, немецкие мотоциклы, бронетранспортёр, американский Dodge «Три Четверти», который поставлялся нам по ленд-лизу и два участвовавших в боях немецких грузовика Opel и Mercedes-Benz, – начал экскурсию по своему музею Олейников.

Любовь к технике ему передалась от отца – одиннадцатикратного чемпиона СССР по мотокроссу. Он выступал за ЦСКА, а после завершения профессиональной карьеры стал тренировать команду «Трудовые Резервы». Олег сел за руль спортивного мотоцикла в 12 лет. Ещё подростком он проводил много времени, ковыряясь в двигателе двухколесного аппарата. Но гонщиком не стал, выбрав дорогу предпринимательства.

Реставрацией раритетной техники увлёкся 15 лет назад: «В 2006 году я поселился на озере Селигер, стал находить в лесах фрагменты военной техники и загорелся идеей привести эту технику в живое состояние».

Совпадение или нет, но самым первым экспонатом будущего музея Олейникова стал тяжёлый мотоцикл BMW, который он нашел в лесу недалеко от своей деревни. От мотоцикла осталась только ржавая рама. Реставратор собирал «железного коня» Вермахта буквально по крупицам. Запчасти приходилось добывать по всей стране: что-то передали поисковики, что-то он восстанавливал самостоятельно. Много времени ушло на работу с архивными чертежами.

Сейчас мотоцикл выглядит так, словно сошёл с конвейера баварского завода в этом году. И в полной экипировке: ящик под патроны, 20-литровая канистра под топливо, противогаз в закреплённом металлическом цилиндре. «Восстановил, понравилось, решил продолжать», – предельно краток Олег.

90% оригинальных запчастей

Сейчас он работает с помощником. По словам реставратора, все его экземпляры на 80-90% состоят из оригинальных запчастей. Восстановить с такой точностью грузовик или танк – задача, мягко говоря, не из лёгких. После десятилетий, проведенных под водой или в земле, техника превращается в рыжий от ржавчины кусок металла, большая часть деталей утеряна. «Тогда я нахожу фрагменты от других таких же машин и комплектую ими одну, чтобы она максимально состояла из оригинальных частей. Агрегаты, мотор, ходовая часть, приборы – всё должно быть оригинальным», – говорит максималист Олейников.

Для немецкой техники он чаще всего заказывает запчасти из Германии. Много раритетных деталей селигерский реставратор находит в пунктах приёма металлолома.

– Ищу оригиналы до последнего – болты и гайки тех лет, кожаные ремни, брезентовые чехлы. Покрышки, конечно, современные заказываю, за 80 лет от резины ничего не остается. Но стараюсь, чтобы покрышки были сделаны на тех же заводах, которые выпускали их во времена войны. Хотя на грузовике Opel 1934 года, который я поднимал со дна озера, все покрышки и внутренние камеры сохранились. Не поверите, в них даже был воздух того времени, когда грузовик затонул, – улыбнулся Олег и стучит кулаком по колесу немецкого грузовика.

Этот Opel провалился под лёд, уходя от обстрела. Дверь кабины изрешечена пулями. Тот бой Олейников описывает в деталях. Это произошло 8 января 1942 года. Лыжный батальон Красной Армии внезапным ударом выбил врага из соседней деревни Свапущи. Немцы стали отступать по озеру. Наши разведчики увидели колонну и открыли огонь из пулемётов. Отступающие смогли дать отпор, тогда разведчики вызвали поддержку артиллерии. 122-миллиметровые пушки начали стрелять по переданным координатам, в итоге Opel ушёл под лёд. «Останков солдат в машине не было, но рядом на дне было много погибших, более 10 человек», – завершает рассказ Олег.

В том январском бою под лёд Селигера провалилось много немецкой техники. Там же реставратор поднял грузовик Mercedes-Benz, который чаще всего использовался для передвижения карательных отрядов.

Со дна озера Олег достал первый советский артиллерийский гусеничный тягач ХТЗ образца 1931 года. Он был создан для транспортировки артиллерии большого калибра. Тягач обладал приличной скоростью и мог перемещать груз в два раза больше своего веса. Сейчас у Олейникова единственный в мире сохранившийся экземпляр. Другие просто не дожили до наших времён, поясняет реставратор. Хотя таких тягачей было выпущено порядка 25 тысяч. Поистине уникально то, что на сидении боевой машины нацарапана фамилия водителя.

Танки, которые боятся грязи

Немецкий полугусеничный БТР Олейников нашёл в 40 километрах от своей деревни на месте известного по учебникам истории Демянского котла. В 1942 году там развернулась кровавая драма, унёсшая сотни тысяч человеческих жизней. Окружённые в этом котле войска Вермахта ожесточённо оборонялись. Через три месяца гитлеровцы прорвали окружение и удержали посёлок Демянск Новгородской области.

Бронетранспортёр Олег нашёл без гусениц и колёс, двигатель отсутствовал частично. Охотники сделали из немецкого БТРа землянку. Запчасти для реставрации Олейников заказывал в Германии.

В музее героя проекта «TVERTEAM. Истории успеха» восстановленная советская бронемашина БА-64, найденная на границе Тверской и Смоленской областей. Этот броневик «служил» в 1-м механизированном корпусе генерала Соломатина, принимавшем участие в операции «Марс», в том числе в наступлении войск Калининского фронта. В августе 1941 года бойцы корпуса попали в окружение и были вынуждены уничтожить свою технику, чтобы она не досталась врагу. Этот броневик тоже был подорван.

Жемчужина коллекции Олега Олейникова – легендарный танк Т-34. Он был найден в 2010 году в Псковской области в районе деревни Пустошки. В результате точного попадания у танка оторвало башню. Она лежала в нескольких метрах от машины. Маркировка на броне позволила реставратору узнать информацию о месте и годе производства этой «тридцатьчетвёрки». Танк был выпущен на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде в начале 1944 года. «Это одна из первых машин серии 85», – уточнил Олейников.

Танк в коллекции Олейникова реконструирован по всем правилам, он прошёл демилитаризацию и полностью выведен из боевого состояния: заварен казённик пушки, пропилен ствол, чтобы исключить возможность выстрела. «Уполномоченный эксперт Министерства обороны РФ составил акт демилитаризации. Согласно документам, этот танк является не военной техникой, а копией оригинала», – педантичен Олег.

К слову, чертежи боевых машин времён Великой Отечественной войны можно найти в интернете в открытом доступе, поскольку техника давно не стоит на вооружении.

Реставратор периодически выезжает из ангара на своей технике. По его словам, экспозиция не должна застаиваться. «Выезжаю в основном зимой, когда чисто. Хотя и считается, что танки грязи не боятся, отмывать эту машину непросто и долго. Местные уже привыкли, а вот оказавшиеся у нас впервые, мягко говоря, очень удивляются, когда видят танк в поле», – смеётся Олейников.

Цена памяти

На восстановление одной единицы техники у реставратора в среднем уходит от года до полутора лет.

– Сколько это стоит? – задумался над вопросом Олег. – Если честно, я и сам не могу назвать конкретную цифру стоимости реставрации каждой машины. Понятно, что расходы на Т-34 были заметно выше, это точно несколько миллионов рублей. Отреставрировать мотоцикл гораздо дешевле. Дело еще в том, что большую часть работы я делаю самостоятельно. Соответственно расходы, которые несу, например, за электроэнергию, учесть невозможно.

Раритетная техника требует особых условий содержания. В ангаре-музее реставратор всегда поддерживает плюсовую температуру. За зиму он сжигает дров более чем на 90 тысяч рублей.

Содержать такое «хозяйство» весьма накладно. Не так давно Олейников испытывал трудности с финансами и даже выставил свой Т-34 на продажу за 11 миллионов рублей. Когда стали поступать звонки от покупателей, расставаться со своим детищем реставратору стало жалко. Средства найти всё же удалось, и Олег удалил объявление о продаже.

– Сейчас я работаю над новым проектом. Неподалёку удалось найти немецкую 50-миллиметровую противотанковую пушку Pak 38. Видимо, она попала под обстрел и была сильно повреждена взрывом. Теперь задача – восстановить это орудие, – поделился планами Олейников.

Его дедушка воевал именно в этих селигерских краях, здесь он был ранен. По словам Олега, дед не любил вспоминать о войне, но кое-что внуку иногда рассказывал. Отец знал чуть больше и передал эту память сыну Олегу.

– Бои здесь шли кровопролитные. Потери сопоставимы с битвой подо Ржевом. В том же Демьянском котле погибли и пропали без вести порядка миллиона человек. Но даже не все местные знают об этом, – качает головой создатель музея техники времен Великой Отечественной.

Провожая нас в Тверь, Олег Олейников остановился у дверей своего ангара: «Всё это делается, потому что память о той войне не должна кануть в Лету. Люди должны помнить о тех, кто защищал Родину, помнить о подвиге народа, помнить о цене, которую наши деды заплатили за мир».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

83
1
Фото: Виталий Осипов
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Общество

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

Достойные уважения дела.
Главное человек живет этим, жизнь в радость. Особенно когда деньги не надо искать.
Жаль что до него доехать, целая задача.

19
0