«Сейчас вылетит птичка»: беззеркалки, сотрудничество с Бэтменом и фотокамера КГБ в пуговице

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

В коллекции частного тверского музея Романа Какоткина около 150 фотоаппаратов, большинство из которых в рабочем состоянии.

Этим летом на пешеходной улице Трёхсвятской в центре Твери появился очередной арт-объект – старинный фотоаппарат на штативе с накидкой. Более того, бронзовая скульптура оснащена самой настоящей линзой. Гуляющие обыватели гадают – к чему и почему здесь эта тренога?

Отгадка проста – напротив бронзового фотоаппарата во дворе дома расположился музей фотографии «Искра». Он переехал из гостиницы «Оснабрюк», где находился почти три года, и работает на новом месте. И теперь это не 50, а все 100 квадратных метров, на которых находится коллекция исторической фототехники и проходят мастер-классы. Кстати, почти все экспонаты действующие.

Короткую видеоэкскурсию по миру фото с комментариями основателя музея и героя проекта «TVERTEAM. История успеха» Романа Какоткина можно посмотреть прямо сейчас.

Родом из «плёночного города»

Известный тверской фотохудожник Роман Какоткин родился в городе Шостка, где в советское время производили киноплёнку. Отец был военным, поэтому семья часто переезжала, пока не остановилась в Твери. Именно в городе на Волге Роман провел, по его же выражению, всю сознательную жизнь.

Увлечение фотографией передалось Роману от отца, у которого была самая массовая отечественная зеркальная камера «Зенит» с объективом «Гелиос». В те времена комплект стоил 115 рублей – практически средняя месячная зарплата советского гражданина.

– Моя первая съёмка прошла на мероприятии несколько пропагандистского толка от Министерства обороны, куда нас вывезли с детьми, чтобы показать полигоны и условия службы в армии, – делится воспоминаниями Какоткин. – Пофоткал своих одноклассников, хорошо получилось. Я тогда в 7-м или 8-м классе учился.

Процесс так захватил юношу, что он поступил в Тверское художественное училище имени Венецианова, где читали курс фотографии. К тому времени он уже активно осваивал фототехнику:

– Поскольку у меня художественное образование, то первые годы сферой моих интересов были городские этюды, зарисовки. Я лазил по дворикам, запечатлевал экспрессионистские и немного странные композиции. Меня тогда мало, наверное, интересовали люди, – рассказывает Роман Какоткин. – Снимал очень много, покупал плёнку большими бобинами. Проявлял и печатал фотографии дома с помощью огромного фотоувеличителя. Экспериментировал с разными камерами, фотоаппараты тогда представляли для меня интерес и как техника. По моему мнению, «Киев» – фотик получше, чем «Зенит». Пробовал дальномерные, большеформатные аппараты, на «пентаконы» стал снимать, на среднеформатную плёнку.

Тогда же возникло желание коллекционировать технику. Его особой любовью стал фотоаппарат «Искра», в честь которого он через много лет назовет музей. Компактная, среднеформатная камера. Любопытный вопрос – сохранились ли фотографии Твери того времени экспериментов начинающего фотохудожника?

– Оцифрована только некоторая часть, но есть негативы, которые будут храниться вечно. Ведь их всегда можно распечатать, – улыбается Роман. – Конечно, город очень быстро меняется. Думаешь, приду завтра эту стену сфотографировать, а стена уже совсем другая. Однажды буквально рядом с музеем, во дворах центра Твери, я увидел примечательную старинную машину «Победа», которая уже была не на ходу и стояла на четырёх кирпичиках. Кадр был сделан зимой. Естественно, этого автомобиля уже нет, и дворик сегодня выглядит совершенно иначе. Во дворе Студенческого переулка, наверное, в середине 90-х сфотографировал дверь, на которой было написано «Помещение для работы с населением». Выглядело довольно пугающе. Таких курьёзов много…

Какоткин вспоминает, что фотографировал лежащий в рябине транспарант «Нет звёздным войнам!» на набережной Степана Разина. «Понятно, что после краха Советского Союза уже мало, где можно найти такие артефакты. Помню ещё снимок, на котором соседствовали «Сбербанк», дверь «Стирка», работающий дед с метлой, а на балконах ковры висят, сушатся. Получались очень странные, сюрреалистические сюжеты. Это такой слом эпох, те самые 90-е годы», – предаётся воспоминаниям фотохудожник.

Равнение на классику

Как творец, который стремится запечатлеть изменения в городской среде, Роман Какоткин равняется на классиков жанра. Одним из своих ориентиров он называет Анри Картье-Брессона, который задал вектор развития фотоискусства.

Не секрет, что в современной съёмке зачастую нарушают правила композиции – у тех, кто запечатлён на фотографии, могут быть «обрезаны» руки, ноги и даже головы. Мода на этот стиль началась ещё в начала XX века с подачи мастера Александра Родченко. Роман Какоткин отмечает, что такое допустимо, но, как и в других сферах – для того, чтобы нарушать правила, их нужно знать.

Что же касается техники для съёмки, то здесь Роман иллюзий не питает. Он уверен, что 99% населения Земли «фоткает» на смартфоны, потому что профессиональная съёмка на фотоаппарат требует усилий.

– Сегмент фотоаппаратов и видеокамер уменьшается на 60% в год. Последние лет семь такая тенденция. И она продолжится. Сейчас для многих задач достаточно сделать съёмку только на телефон, раньше было больше задач для профессиональных фотографов. Что касается техники, то в этом случае важны размер матрицы и светосила объектива. Фотоаппарат требует инвестиций в свои знании и время для того, чтобы выжать из серьезной техники по максимуму функционала и заложенных в аппарат возможностей,

– подчеркивает Роман Какоткин.

Создатель музея фотографии уверен, что снимать можно и на телефон. Главное, чтобы у человека были «насмотренность, визуальная культура: чувство композиции, цвета». Ведь когда зритель видит фотографию, он воспринимает посыл, смыслы, которые закладывал автор, а не раздумывает – не какую технику это снималось.

Фотоарсенал

В коллекции музея Какоткина около 150 единиц фототехники. Многие фотоаппараты, включая деревянный, в рабочем состоянии. На мастер-классах посетители могут попробовать сделать снимки на раритетную технику. Есть фирменные картонки – всё, как в XIX веке.

– В одно время я по объявлениям или на барахолках покупал, продавал, выменивал фотоаппараты. Понимал, что часть из того, что досталось мне, представляет музейную ценность. Начал их откладывать, и образовалась коллекция, которая занимала около пяти кубометров, – прикидывает Роман.

Коллекция собиралась с акцентом на редкие камеры и те, которые сохранились в идеальном состоянии с документами. Всё это годами лежало дома у Романа. Лет восемь назад он начал задумываться, что с этим нужно что-то делать.

– Идея музея витала надо мной давно, но как-то вдруг в один момент стали появляться знаки судьбы. То один знакомый звонит, то второй что-то напишет, а параллельно появляется тверское министерство туризма, губернатор подписывает программу развития малых туристических объектов и так далее, – перечисляет Роман Какоткин. – Я просто пришел в молодое министерство, показал набросок, и мне сказали, что это хорошая идея, дали пакет документов и обещали частично помочь субсидией. Это потребовало проработки проектов и собственных инвестиций, к которым потом государство добавляет свои деньги для реализации плана.

В первые месяцы существования «Искра» получила огромное количество положительных отзывов от туристов на TripAdvisor, Google-карты, Яндекс-карты. Объект притяжения стал одним из знаковых для гостей Твери.

Экспозиция построена таким образом, что в каждой из 11 витрин есть что-то уникальное. Первая малоформатная зеркалка «Советский спорт», которую считают предтечей нынешних «кэнонов» и «никонов», «Полароиды» 50-х годов, «Моменты» и «Фотоны» для моментальной фотосъёмки. Фотоаппарат Токарева (ФТ) был разработан тем самым создателем знаменитого оружия.

Экспонат, который вызывает у посетителей наибольший интерес – фотоаппарат «Аякс», камера-пуговица. Секретная техника КГБ, которой более 70 лет. Маскирующий элемент в виде пуговицы от пальто – это всё, что видел человек, которого снимали. Гибкий привод для работы «Аякса» находился в кармане фотографа.

Бэтмен по-тверски

Сейчас «Искра» работает с путешественником Алексеем Корзиным, который также был одним из героев «TVERTEAM. История успеха», над проектом культурной экспансии. Уличные экспозиции доступны для всех и помогают увеличивать аудиторию:

– Мы создали такого местного, регионального героя – тверского Бэтмена, который появляется там, где нужна помощь. Он может покормить котов, покрасить мост, починить дорогу где-то. Такой вот народный герой. Живёт на Пролетарке, по городу ходит в кожаном плаще от деда нквдшника. Занимается активной социальной деятельностью и в доску свой. Ироничный персонаж.

Также в музее проходят кинопоказы, которые предваряют короткие лекции киноведов, в том числе известного тверского журналиста и театрального критика Валерия Смирнова. Уже состоялось более 100 таких киносеансов.

– Музейное дело – не та деятельность, которая позволяет генерировать прибыль. Эта история изначально, скорее, социальная. Если бы мы хотели дохода, мы бы пошли в другую отрасль. Понятно, что, в первую очередь, мы занимаемся культурой, и эта деятельность держится на энтузиазме, – рассуждает Роман Какоткин.

Он уже размышляет над возможностями создания центра визуальных искусств, который бы объединил фотографов, живописцев, графиков. И движение уже есть. Именно активная позиция помогла высечь из задумки ту «Искру», которая стала местом притяжения любителей фотографии. И не только из Твери.

– Мы все обречены на какое-то количество ошибок, но когда идут слишком долгие размышления, то жизнь просто проходит, поэтому берите и делайте! Это ключевой момент для достижения успеха, – делится своим рецептом Роман.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

37
2
Фото: Виталий Осипов
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Общество

КОММЕНТАРИИ 3

Для комментирования Вам необходимо .

Николай

"В те времена комплект стоил 115 рублей – практически средняя месячная зарплата советского гражданина".
А вы бы у Ромы поинтересовались сколько можно было на эти деньги купить популярных беззеркальных Смена 8м и аналогичных))))))) 7.6 шт)))))))) а они ж полнокадровые)))))) был ещё достаточно популярен Агат 18к, который типа нынешнего кропа только размером с пачку сигарет и с фиксом, их можно было купить 6 шт.)))) что и сколько можно взять на среднюю зарплату гражданина России и куда делась вся эта техника?)))))) а ведь деревянные фотики, иногда и без затвора, подобные тем, что на скульптуре и даже более раритетные во всю гонялись в фотоателье даже в начале 2000-х

4
0
kali

Камера Аякс это не"камера в пуговице" как представлено-это здоровенный агрегат маскировавшийся под пряжку ремня объектив действительно мог выводиться в отверстие под пуговицу.но ПУГОВИЦУ пальто:) для этого она делалась зеркальной матовойФотограф должен был мастерски изворачиваться чтобы получилось что то приличное главным образом лицо "врагов народа"-использовалось в основном контразведкой У внешней разведки были Миноксы и аппараты получше-ГДРовские замаскированные в очечник или крупное украшение Прочитать об этом можно в книге "Секретная техника спецслужб" Мелтона в переводе Алексеенко
Кстати фотограф наговорил себе на статью- предметы для негласного съема инфы не могут быть предметом коллекционирования.а он еще людей без согласия снимает

0
1
    kali

    книга на русском языке издана под названием "Шпионский арсенал. История оперативной техники спецслужб" Алексеенко просто переводчик хотя указан в качестве соавтора

    0
    0