Путь Джокера. От милых мишек – до Цоя и Солженицына

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Тверской уличный художник Виктор Лебедев рассказал, что такое стрит-арт и почему его картины на стенах домов теперь не закрашивают.

Стрит-арт – уличное искусство, которое уже давно шагнуло от начертания непонятных символов на стенах к ярким рисункам, способным в некоторой степени влиять на мироощущение горожан. Мастерски написанная на мрачной стене здания картина, несомненно, украсит серый бетонный мегаполис. И неважно, будет ли это яркий летний пейзаж, причудливая абстракция или портрет знаменитости.

За каждой картиной стоит рука художника. В Твери, пожалуй, самые популярные уличные арты нарисованы Виктором Лебедевым, более известным горожанам как Джокер, Джок или Витяверит, а теперь еще и как герой уникального проекта «TVERTEAM. Истории успеха».

Казалось бы, еще вчера общество представляло себе типичного уличного художника неряшливым анархистом в балаклаве, который ночью разрисовывает стену из баллончика с автомобильной краской каракулями. Но сегодня стрит-арт выглядит вполне респектабельно, это направление уже заслужило отдельное место в мировом искусстве. Картины уличных художников становятся частью городского ландшафта, они вносят уникальность в городскую среду.

Виктор Лебедев, безусловно, добавляет Твери индивидуальности. Он создал портреты Виктора Цоя, Александра Солженицына, Кирилла Толмацкого (Децла), Татьяны Устиновой, Евгения Комарова, а также ряд других хорошо известных в городе работ на заборах и стенах многоэтажек. Его путь к стрит-арту заслуживает слова «тернистый», он начался в конце 90-х годов вместе с развитием хип-хоп культуры.

– Хип-хоп культура принесла в мир уникальные танцы, рэп-музыку и, конечно же, искусство граффити. Она оставила след на всю жизнь и задала вектор моего развития, – вспоминает о начале своего творчества Лебедев.

В школе по художественным способностям он был на ступень выше сверстников, но успех – это 99% труда и лишь 1% таланта. Его отец, моряк-подводник, был достаточно строг в плане воспитания, поэтому Виктор много времени сидел дома, слушал музыку в наушниках, которыми пользуются на подлодках, и рисовал, рисовал, рисовал… Начинал с простейших форм и набросков, срисовывал понравившиеся картинки. День за днем, год за годом его рука становилась увереннее, а фантазия подбрасывала самые невероятные сюжеты.

– После школы я частенько и надолго забрасывал рисование, но всегда возвращался к нему. Или по чей-нибудь просьбе, или по зову сердца. Часто именно к хулиганской манере, предпочитая теги и нелегальные рисунки ночью. Где-то к 2012 году я понял, что так продолжаться больше не может: если я считаю себя художником, то нужно идти рисовать, раз я всю жизнь как-то иду с этой культурой, необходимо относиться к этому делу серьезнее. Всегда рядом были люди, которые меня поддерживали в творчестве, а благодаря одному из друзей я даже принял решение бросить работу и заниматься исключительно рисованием! – рассказывает художник.

Профильного образования у Лебедева нет. Он не учился в художественных школах и колледжах, постигая искусство работы с красками самостоятельно. Изучал литературу, листал специализированные журналы того времени. Достать их в конце 90-х, кстати, было не так-то и просто.

– Когда появились первые клипы с брейк-дансом, с рэп-музыкой, где исполнители танцевали на фоне стен с граффити, мы с ребятами нажимали на кнопку «стоп» и пытались перерисовать все эти буквы. Мы очень хотели понять, как это делается. Помню, как один рэпер по имени Каспер в подъезде нарисовал название нашего городка – Заозёрск. Мы с другом и единомышленником Максом приходили и смотрели на этот рисунок и думали, как можно было это сделать, сотворить такое чудо, объемное, выразительное, – улыбается Виктор.

По словам Лебедева, стрит-арт, в отличие от классического граффити, в большей мере подразумевает диалог художника со зрителями, в роли которых выступают жители города. «Художник должен понимать, как его творение будет воспринято окружающими, какие мысли и чувства оно вызовет, принять на себя ответственность за это», – обозначает принципиальную позицию Лебедев.

Виктор начал с очень позитивных и ярких картин, которые до сих пор остаются в памяти жителей Твери несмотря на то, что те работы давно закрасили. Тогда он называл себя Джокер. Одна из самых известных серий Джокера – фраза «Следуй за мечтой», к которой прилагались аккуратные образы: девочка с мыльными пузырями, колибри с кисточкой вместо клюва, ползущая вверх по стене кошка, счастливый билетик и другие.

Очень популярны были позитивные мишки, изображенные на стенах многих городских зданий.

– Тогда мы работали ночью. Чтобы нарисовать что-то нелегально, нужно делать всё быстро и так, чтобы это выглядело качественно. Мишка – такая простая форма, с ней легко работать. А при выборе сюжета ориентируешься на эмоции, которые ты хочешь передать человеку. Ведь можно же быть хмурым или агрессивным, нарисовать какой-нибудь череп с костями или пламя, что для кого-то будет круто и мы увидим ответную реакцию. А мишка, ну это – словно улыбнуться прохожему. Что-то такое милое, –   рассуждает о концепции работ, которые принесли ему известность, Виктор Лебедев.

Время и желание развиваться диктовало новые тренды. Вслед за европейскими городами в России тоже начали понимать, что стрит-арт может быть красивым и его можно сделать неотъемлемой частью благоустройства любого города. Из сферы нелегальной живописи Джокер перешел к официальной работе и стал просто Виктором Лебедевым. Большинство работ, включая портрет писателя Александра Солженицына на пересечении улиц Радищева и Трехсвятской, согласованы с соответствующими инстанциями.

– Вы видели этот фасад до того, как я его покрасил? Его видят все гости нашего города, потому что это экскурсионный маршрут по главной пешеходной улице. Он находился в, мягко говоря, плачевном состоянии: цементная вставка на целый этаж, разные слои облупленной краски, первый этаж в нелегальных рисунках. Это вообще нормально? Вопрос о состоянии города, его внешнем виде. И стрит-арт со всей очевидностью показывает: даже если мы возьмем и черным баллоном или маркером напишем какие-то свои мысли, это совершенно не испортит вид города, – рассуждает Виктор на примере портрета нобелевского лауреата по литературе о состоянии зданий в центре Твери.

Но самое главное, что это искусство может не только нести пользу городам и моральное удовлетворение художникам. Оно способно стать делом всей жизни, которое будет приносить доход. Лебедев прекрасно это понимает и не отказывается от коммерческих предложений. Недавно художника пригласили оформить новое здание Тверского суворовского училища, он работал над портретами знаменитого полководца, а также изображениями свитков с его цитатами на стенах «кадетского дома».

– У меня есть друг Алексей Хохлов, так вот он удивительный человек. В свое время он и вдохновил меня уйти с работы и всерьез заняться рисованием. Алексей даже взял меня под свою опеку в некотором роде, первое время поддерживал, пока я не освоился в этом деле и не начал сам находить заказы, – с улыбкой говорит Виктор Лебедев. – Но для этого нужна смелость. Думаю, не каждый человек с ходу может решиться на подобное.

Своих доходов Виктор не скрывает и, не стесняясь, называет цифры. Впрочем, всё очень переменчиво: можно заработать за месяц 10 тысяч рублей или вообще просидеть без заказов (особенно зимой), а можно получить хороший проект и заработать около 400 тысяч – именно такую сумму Лебедев получил за два месяца работы в большом детском центре Перми.

– Ребенка важно поддерживать с детства, особенно родителям. У меня этой поддержки было мало. Отец говорил мне, что рисовать хорошо, это хобби, но нужно иметь стабильную работу, уверенность в завтрашнем дне и всё такое, – вспоминает художник.

Но даже занимаясь профессиональной росписью городских объектов на заказ, Виктор Лебедев не забывает про творчество. Сегодня он работает над масштабным проектом – созданием галереи портретов людей, о которых нужно хранить память. На улице Озерной уже появились образы хореографов Татьяны Устиновой и Евгения Комарова.

– Простые вещи всегда на поверхности. Вокруг столько людей, о которых мы теряем память. Я рисовал портреты Устиновой и Комарова, которые возрождали традицию русского танца, писатель Александр Исаевич Солженицын создал труды, значимые не только для нашей страны, но и мирового сообщества. Виктор Цой – музыкант эпохи, человек, который объединял и до сир пор объединяет разные культурные направления среди молодежи. Поэтому сейчас для меня нет проблемы в поиске вдохновения. Нужно просто напоминать людям о людях, которые своими трудами и жизнью показали нам пример, – рассуждает Лебедев о мотивах, побуждающих его к творчеству.

Чаще всего при создании больших работ привлекаются спонсоры для покупки материала. Например, «Тверская генерация» и «Тверьгорэлектро», если рисунки создаются на их подстанциях, помогает с материалом администрация города. Но бывает и так, что приходится тратить из своего кармана в надежде, что спонсоры найдутся позже. Портрет Цоя обошелся художнику почти в 24 тысячи рублей. Чтобы изобразить лидера группы «Кино» на стене сквера, в первую очередь было необходимо подготовить «каменный холст» и арендовать автовышку. С изображением Солженицына вышло иначе, портрет писателя на бульваре Радищева профинансировали областные власти.

Но стоимость материалов не останавливает Виктора, в городе продолжают появляться его новые работы. При этом большим плюсом перехода на легальное положение экс-Джокер называет гарантию сохранности своих работ.

– Чтобы создать рисунок на стене, сегодня я выясняю, кто ее хозяин, как мне согласовать работу. Это позволяет продлить жизнь картине. Хотя в конечном итоге ее, конечно, тоже могут забаффить (удалить граффити – ред.), другие художники могут перекрыть или коммунальщики чего-то не поймут и так далее. Но тем не менее это какая-то гарантия, что она проживет подольше, – говорит Виктор Лебедев.

Художник уверен, что для стрит-арта не требуется какой-то сверхъестественный талант. Достаточно просто взять в руки карандаш или баллончик с краской и начать практиковаться, постигая тонкости ремесла. И пусть эти полотна будут наивны, главное – быть интересным потенциальному зрителю. Даже если работа проживет всего несколько часов. Кстати, картины Лебедева тоже закрашивали уже на следующее после создания утро, хотя это и был безобидный и очень милый медвежонок. На серой и безликой стене многоэтажки.

Напомним, ранее героями уникального проекта стали чемпион России по ралли Евгений Павлов и параспортсмен Антон Федулов, а также певец Руслан Масюков, прославившийся на всю стану в популярном телепроекте «Фабрика Звезд».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

32
21
Фото: Павел Макаров
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Культура Социум

КОММЕНТАРИИ 3

Для комментирования Вам необходимо .

MegaPeer

Помню этих мишек - круто выглядело. Не знал, что дело рук Джокера

0
2
Алексей Бабич

Отличная публикация

0
3
Tanya Sahina

Виктору Лебедеву нужно заказать портреты современных врачей - вот настоящие герои. Уверена, он сможет их правильно нарисовать.

0
1