«Реально ли это в Твери?»: известный архитектор и искусствовед высказались о фантастическом проекте благоустройства Речного вокзала

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Эксперты нашли как плюсы, так и минусы в мечте коллеги, которая предложила превратить в сказку Набережную Афанасий Никитина.

Жители Твери обсуждают дипломный проект архитектора-дизайнера Валерии Мастюковой, которая предложила свой вариант благоустройства набережной Афанасия Никитина от Речного вокзала до Старого Волжского моста. Валерия – уроженка Твери, с отличием окончила магистратуру Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

В интервью Tverigrad.ru девушка призналась, что мечтает видоизменить как саму разрушающуюся и деградирующую набережную, так и Речной вокзал, который после обрушения превращается в тлен.

Проект Валерии, безусловно, смелый и красивый, а в случае его реализации еще и очень затратный. Работа девушки получила положительный отклик в комитете по архитектуре Тверской области. Но это вовсе не означает, что проект будет реализован. Напомним, что это всего лишь дипломная работа и мечты молодого архитектора.

Tverigrad.ru попросил прокомментировать проект Валерии Мастюковой известных как в Твери, так и за ее пределами экспертов: архитектора Никиту Маликова, заместителя председателя Совета Тверского отделения ВООПИиК, искусствоведа Александру Смирнову и архитектора, и.о. начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации Твери Алексея Жоголева.

Приводим мнение этих людей в полном объеме.

Искусствовед Александра Смирнова:

«В проекте юность, свежесть и европейская цивилизация, наконец-то, побеждает деградирующую территорию, хаотично засаженную строго в ряд в 1950 – 60-х годах трудящимися города Калинина Первомайской набережной (а ныне – набережной Афанасия Никитина) и коварно затенившую хаотично доведенный до разрушения Речной вокзал. Я уверена, что он заслужил высокой оценки. Вот прямо сейчас можно брать и делать.

Авторы серьезно отнеслись к материалу. Вызывает, конечно, массу вопросов. Например, жаль, что в проекте не написано, куда денут три жилых дома и детский сад, когда этажность дисгармоничных построек придет в соответствие с гармонией. Потому жителям этих домов лучше проект не показывать. Мало ли, у кого сердце прихватит ненароком. Ну это я шучу, конечно. Идея интересная. С тем же тематическим зонированием. Вообще, приятно было его (проект, – Ред.) смотреть. Всем бы деградирующим территориям в нашем городе таких квалифицированных переживателей».

Архитектор Никита Маликов:

«На самом деле, тут два вопроса. Первый – насколько хороший диплом? Второй – настолько это реально построить в Твери?

Проект хороший, он более продуманный, чем большинство дипломов, что я видел. Подача неплохая, присутствует предпроектный анализ (а это редкость, ему почти не учат в России). Не стоит относиться к диплому, как к реальному проекту. Это демонстрация возможностей мышления студентки. Мышление у Валерии отличное. Но требуется еще много лет стажировки, чтобы его отшлифовать. Поэтому в проекте есть как реальные, так и невозможные вещи.

И тут самое время поговорить о втором вопросе. Реально ли это в Твери? Нет, такое не построят. Тут нужно отступить и сказать, что несколько лет назад Тверь выиграла федеральный грант на разработку концепции парка у Речного вокзала. Тогда КБ “Стрелка” вместе с автором этой рецензии и при консультации голландского бюро “OKRA” разрабатывали эту территорию. Излазили все вдоль и поперек. Потенциал у места колоссальный. Но не бывает все так гладко. Постоянно от разных ведомств приходили комментарии “так делать нельзя, не разрешаем”. И чтобы вы понимали масштаб бедствия, то он такой:

– пирс трогать нельзя, он должен быть как есть, это чья-то собственность (не известно, чья);

– берегоукрепление (бетонные плиты страшные, с отверстиями) трогать нельзя, украшать нельзя – это же БЕРЕГОУКРЕПЛЕНИЕ;

– пирсы и спуски к воде делать нельзя, по воде есть судоходство;

– копать фундаменты и делать павильоны нельзя, парк сейчас – это особо охраняемый культурный объект. Причем даже канализацию для туалета нельзя сделать;

– вокруг моста ничего делать нельзя, это стратегический объект;

– малые архитектурные формы вдоль воды делать нельзя, лед по весне все смоет;

– проектом благоустройства ближе чем на 50 метров к зданию Речного вокзала не подходить, наверху в правительстве еще не решили, что с ним делать (тогда ходил слух, что хотят восстановить церковь вместо Речного).

Можно выпиливать деревья, заасфальтировать тропинки, посадить невысокие растения и вложиться в весьма скромный бюджет. Если все эти ограничения наложить на дипломный проект, то от него мало что останется, и большинство хороших идей придется стереть. Да, большая часть из ограничений совершенно нелепая. Бороться с ними сейчас невозможно, пока комфортная городская среда не станет приоритетным проектом в Твери.

Также важным элементом при работе с набережной является возможность ухода за ней. Программа по работе с вандалами в Твери пока что не запущена, поэтому большинство решений должны быть устойчивыми к физическому воздействию, а это практически сводит на нет изящность малых архитектурных форм.

Здание Речного вокзала является жемчужиной береговой линии. В работе Валерии на него сделан акцент, и это совершенно верный шаг. Здание рано или поздно восстановят. Но нужно понимать, что функцию речного вокзала оно больше не будет выполнять. Здание слишком большое для незначительного речного трафика. Скорее всего, Речной превратится в городской холл – площадку для проведения мероприятий, рабочие места для креативных людей, туристический центр, возможно, гостиницу. Это все потребует качественной организации пространства вокруг здания, что можно увидеть в дипломе.

Скорее всего, я бы сделал иначе проект (точнее, уже сделал). Но это вопрос методологий и опыта. В любом случае, очень важно, что проектов становится больше. Появляется понимание важности данной территории. Пройдет немного времени и ей займутся.

P.S.: в администрации города уже есть проектная документации по преобразованию парка у Речного вокзала. Строительство предполагалось начать в этом году, но по каким-то причинам было задержано. Автор статьи не видел проекта, поэтому не может судить о качестве принятых решений и что там будет вообще».

Архитектор Алексей Жоголев был предельно краток в своей оценке, сказав лишь: «Неплохой студенческий проект».

Напомним, часть здания Речного вокзала обрушилась в 2017 году. Первое обрушение произошло вечером 6 августа, когда упала часть стены цокольного этажа. На следующий день обрушение здания продолжилось, 8 августа рухнуло более 400 квадратных метров ротонды. Этот момент успел снять на видео корреспондент Tverigrad.ru.

Свидетели краха одного из символов Твери рассказывали, как здание трещало и будто предупреждало: «Валите отсюда!». Интересно, что эксперты, по сути, предсказали обрушение Речного вокзала еще в конце марта 2017 года, но тогда их никто не послушал.

Вскоре судьбу Речного вокзала (сносить или восстановить) должны решить после масштабного обследования. Более того, уже есть потенциальный инвестор, который готов поднять здание из руин. Впрочем, как оно будет использовано, еще под большим вопросом.

Фото: Валерия Мастюкова, Эдуард Бредихин, страницы ФБ Александры Смирновой и Никиты Маликова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

40
1

Какой, на Ваш взгляд, должна быть судьба рухнувшего Речного вокзала?

Загрузка ... Загрузка ...
Город Социум

КОММЕНТАРИИ 7

Для комментирования Вам необходимо .

MasterTver

Нигде нельзя, ох, как похоже на Россию. Для собственного народа - НЕЛЬЗЯ, для нас, элиты - МОЖНО. Вот и вся арифметика. В одночасье стать миллиардерами, да нет проблем, строятся где хотят, как хотят и на что хотят. А потом спрашивают ,что -то молодежь талантливая уезжает, не пробивается наверх, движения вперед нет...Когда в министерствах и ведомствах полно "инвалидов" на голову , он туда залез и обратно уже не вылезет. И нормативную базу НИКТО менять не будет. Если ее поменяют, так тогда и ОН там наверху не нужен.

32
0
Haxepman

Ээ нет, не забывайте - для власти выполнять свою работу и делать жизнь людей и городов лучше - экономически невыгодно. Во власти сейчас люди сидят не чтоб работать, а чтоб зарабатывать.

21
0
mital85

Судьба речного понятна. Там построят не монастырь, а храм, размером с монастырь!

10
0
    Slas

    Будет построен Отроч.монастырь и красивая набережная ,ведь нужно вернуть что было разрушено.

    1
    15
Slas

Строить реч.вокзал это утопия ,а восстановить из руин это вообще маразм будет .

6
5
VikC

Да на самом то деле денег много и не надо.....

2
0

Вот как его ВОССТАНОВИТЬ..? Может кто объяснит? Может тогда восстановить у здания фундамент, сваи, все остальное на чем все будет держаться?

4
0