Два года с начала новой эры: настоящее и будущее общественного транспорта Тверской области
В 2020-м году в Твери началась практическая реализация транспортной реформы, которая сегодня распространяется на все Верхневолжье, приходя в новые муниципалитеты. О том, как поменялся за два года тверской общественный транспорт и о его будущем — в материале Tverigrad.ru.
3 февраля 2020 года в Твери был дан старт масштабной транспортной реформы, подготовка к которой шла долгие месяцы. Коммерческие маршрутки, снующие по улицам нашего города в броуновском движении, постепенно начал вытеснять современный общественный транспорт.
Безусловно, это огромное личное достижение губернатора Игоря Рудени, который сразу же по приходу в Тверской регион обозначил свою позицию, что не намерен мириться с устаревшим и не безопасным тверским транспортом.
— Москва перешла на муниципальный транспорт — автобусы, троллейбусы. Нет этих маршруток, которые носятся по улицам. Нет этих людей, которые управляют этими маршрутками в тапках и сандалиях, в каких-то майках, непонятно в каком виде,
— резко критиковал он ещё в 2017 году ту старую транспортную модель города.
Несмотря на всевозможные протесты и «палки в колёсах» со стороны представителей теневого транспортного бизнеса, обладающего к тому же значительными теневыми финансами, реформу удалось реализовать за короткие три месяца. Уже к маю 2020-го года на каждый маршрут в Твери и пригороде вышли новенькие синие автобусы. Конечно, саму реформу до этого достаточно долго просчитывали и проводили подготовительные работы и процедуры.
Стандартизация и цифровизация
Для чего всё это было реализовано? В первую очередь, чтобы рынок пассажирских перевозок вышел из тени и стал легальным на сто процентов. Это была одна из главных проблем коммерческих маршруток, когда миллиарды рублей жителей Тверской области уходили из региона в неизвестном направлении. Ещё один значительный аспект реформы — безопасность пассажира. И здесь ситуация в корне поменялась. Если же раньше сводки о тяжелых ДТП с пострадавшими и даже погибшими пассажирами регулярно мелькали в новостных лентах, то сегодня это редкость. Основной вид так называемых «учётных» ДТП с участием общественного транспорта изменился, теперь это падение пассажиров, которые чаще ввиду своей безалаберности не пытаются держаться за поручни. А тяжесть последствий при этом минимальна.
Ещё один важный момент транспортной реформы — современные услуги, которые предоставляются пассажиру. Тверичане долгое время с завистью смотрели на российскую столицу, где проезд в общественном транспорте можно было оплатить по банковской или транспортной карте. Но возвращаясь в родной город, они были вынуждены вновь отсчитывать мелочь дерзкому и грубому маршрутчику-мигранту. Контраст между транспортом шикующей Москвы и старыми разваливающимися тверскими «пазиками» ощущался сразу. Сегодня же в Твери и Калининском районе порядка 85% поездок оплачиваются банковскими или транспортными картами. Бесконтактная оплата превалирует перед уходящей в историю «наличкой».
– Как современному человеку, который привык к благам цивилизации, особенно к пользованию банковскими картами и другими безналичными платежами, мне очень удобно ехать в автобусе по «безналу». Приложил к сканеру часы с NFC, и проезд уже оплачен, лишний раз не надо лезть в карман за карточками и тем более за деньгами. Такого, как последние годы было в Москве, как сейчас у нас, нет даже во многих прогрессивных городах Европы, – делится своим опытом постоянный пассажир общественного транспорта Виктор Каширин.
В районах области, куда уже добралась транспортная реформа, ситуация аналогичная: в Кимрах 82% поездок были оплачены безналичным способом, в Ржеве – 79%, в Старице – 53%, в Зубцове – 48%.
И понятно, что в условиях уже буквально через несколько месяцев начавшейся пандемии коронавируса максимальное снижение наличных расчетов на транспорте пришлось очень кстати. Расплатиться за проезд можно любой картой: хоть Visa, хоть Master Card, хоть отечественным «Миром», а также с помощью самых разных гаджетов с поддержкой NFC. Но и это не предел. В ближайшее время планируется внедрение нового цифрового сервиса оплаты – Bluetooth Рау. При входе в автобус «Транспорта Верхневолжья» система сама будет предлагать пассажиру оплатить поездку с помощью смартфона в один клик.
Бесконтактная оплата проезда — не единственный момент цифровизации общественного транспорта. В кратчайшие сроки было разработано мобильное приложение «Волга», которое предоставляет пассажиру огромный спектр электронных услуг, и их перечень изрядно «потолстел» с первых дней запуска программного обеспечения. Это и возможность оплатить проезд по QR-коду, полная история поездок, отслеживание автобусов на карте в реальном времени, управление тарифным меню и так далее.
Все автобусы оборудованы цифровыми табло, системами видеонаблюдения и так далее. За два года приложение скачали более 100 тысяч раз и по своему функционалу оно превзошло другие аналогичные сервисы.
– Жители могут пользоваться удобным мобильным приложением «Волга», позволяющим построить маршрут, посмотреть актуальное расписание движения, отследить нужный автобус в режиме реального времени, приобрести абонемент и оплатить проезд,
– напомнили о функционале приложения в министерстве транспорта Тверской области.
Ещё одной отличительной особенностью новой реформы стали единые стандарты для общественного транспорта в части цветовой схемы оформления и обмундирования водителей, аналогично существующему порядку в Москве.
Нельзя забывать и о социальной стороне реформы. Ведь теперь каждый льготник имеет возможность ехать в транспорте по социальному проездному на любом маршруте, чего раньше, во времена хаоса маршруток, коммерческие перевозчики часто не предоставляли.
Вместе с транспортной реформой было создано и специальное предприятие – Верхневолжское АТП, которое обслуживает основную часть автобусных маршрутов. А это свыше тысячи новых рабочих мест с «белой зарплатой» и социальная поддержка для каждого работника. Сегодня можно услышать, как труженики автопарка участвуют во всероссийских конкурсах профессионального мастерства и покоряют новые вершины в спорте.
Эффект большого взрыва
Сегодня смело можно говорить, что проект по реновации общественного транспорта удался. Его высоко оценил даже премьер-министр Михаил Мишустин во время своего визита в Тверь:
– На сегодняшний день это отличный пример того, что позволяет сделать цифровая система управления городским транспортом. Удобство, понятное расписание. Это и есть та самая экономика совместного потребления, когда точно распределяется ресурс, доступный для человека. Это все достойно подражания и масштабирования в рамках страны,
– сказал председатель правительства, познакомившись с тверской транспортной реформой.
Высоко транспортную реформу оценили и в Общественной палате РФ во время визита её представителей в областной центр в рамках форума «Сообщество».
— С большим удовольствием также посмотрели базу предприятия, как готовят водителей к рейсу, как осуществляется контроль и другие важные моменты, влияющие на безопасность поездки. При этом и проблемные моменты есть, но все они устранимы, и мы будем в этом активно помогать, чтобы жители Твери пользовались общественным транспортом с удовольствием, — обозначил итоги проверки член ОП РФ, представитель Общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов.
Один год потребовался, чтобы «обкатать» систему в Твери и Калининском районе, и уже в 2021-м году тиражирование опыта областного центра пошло в муниципалитеты.
Примечательно, что транспортная реформа начиналась во время пандемии коронавируса, что в какой-то степени осложнило её процесс. Ещё не успевшей окрепнуть системе настоящего общественного транспорта пришлось адаптировать под реалии борьбы с COVID-19. А это регулярная дезинфекция автобусов, масочный режим для пассажиров, раздача средств индивидуальной защиты. С другой стороны, понятно, что в связи с действовавшими в 2020 году ограничениями на передвижение и выход из дома, транспорт несколько потерял свои запланированные доходы, но здесь опять- таки именно государственному предприятию было легче справиться с падением выручки, и новыми тратами на дезинфекцию.
Сбавлять темп развития было нельзя не при каких обстоятельствах, и, несмотря на достаточно сложное для всего мира время, синие автобусы поехали в Кимрский, Зубцовский, Ржевский и Старицкий районы — первые муниципалитеты нашего региона, до которых добралась транспортная реформа. Вместе с ними в рейсы вышли и первые междугородние маршруты, связавшие областной центр с такими районными центрами, как Торжок, Кувшиново, Осташков, Ржев (а вместе с ним появился маршрут ко Ржевскому мемориалу) и далее.
– Стараемся, чтобы жителям было безопасно и комфортно передвигаться. На общественном транспорте теперь действуют все льготы, в том числе для старшего поколения. Мы максимально сохранили маршрутную сеть, которая действовала в муниципалитете. При этом с учетом пожеланий людей добавили два новых маршрута. При необходимости готовы вносить коррективы,
– отметил губернатор Игорь Руденя во время визита вместе со спикером Госдумы РФ Вячеславом Володиным в Ржев.
Успех о реализации тверской транспортной реформы разлетелся по всей России. Попытки создать аналогичную систему общественного транспорта теперь предпринимаются даже в Сибири. Например, в Новокузнецке. Сегодня, как растущая в результате «большого взрыва» вселенная, тверской опыт транспортной реформы распространяется всё дальше по стране. Не прекращается работа и в нашем регионе, уже в марте синие автобусы придут в Конаковский район.
– С 3 марта 2022 года запланирован запуск новой модели управления и организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Конаковской агломерации. Маршрутная сеть модели предусматривает 34 маршрута, которые будут обслуживать 33 автобуса среднего и малого класса. На наиболее нагруженных маршрутах будут задействованы транспортные средства среднего класса повышенной вместимости, – сообщили в областном минтрансе.
Примечательно, что именно в Конаковском районе будут использовать абсолютно новую модель автобусов – «ГАЗель City». Таким образом, Тверская область станет одним из первых регионов, где появится подобный транспорт.
– При внедрении модели на всех маршрутах будет изменен вид регулярных перевозок путем перевода в регулируемый тариф с обязательным предоставлением льготного проезда на основании единого социального проездного билета. Жители смогут пользоваться удобным мобильным приложением «Волга», позволяющим построить маршрут, посмотреть актуальное расписание движения, отследить нужный автобус в режиме реального времени, приобрести абонемент и оплатить проезд, – напомнили в министерстве.
Кроме того в ближайших планах — внедрение новой транспортной модели в Вышневолоцком городском округе, Торжокском и Бологовском районах.
Адаптация к реальности
Несмотря на то, что новая транспортная модель действует в Твери и пригороде только два года, в отдельных моментах системы произошли изменения. В первую очередь речь идёт о ряде маршрутов, которые за время работы «Транспорта Верхневолжья» претерпели определённые метаморфозы – от незначительных отклонений от заданного курса до практически полной замены пути следования.
Маршрутная сеть при транспортной реформе практически не отличалась от существовавшей ранее, за редким исключением автобусных маршрутов, заменивших троллейбусные. Их сразу же качественно адаптировали под существующий пассажиропоток. Но работа по усовершенствованию маршрутной схемы не прекращается и сейчас.
– Основу формирования маршрутной сети в рамках модели составляет ранее действовавшая маршрутная сеть, оптимизированная с учётом развивающейся зоны жилой и промышленной застройки, расположения социальных и иных объектов. Министерством регулярно осуществляется анализ поступающих обращений, в том числе из социальных сетей, содержащих предложения об установлении новых или изменении действующих муниципальных и межмуниципальных маршрутов. Для принятия соответствующего решения осуществляется изучение пассажиропотока с использованием автоматизированной системы мониторинга пассажиропотока при помощи датчиков, установленных в автобусах, работающих в режиме онлайн, – пояснили в минтрансе региона.
О мельчайших изменениях говорить нет смысла, ведь некоторые из них пассажиры даже не замечают. Например, переименования ряда остановочных пунктов. Но есть очень яркие примеры, которые значительно улучшили транспортную доступность для тысяч горожан. В августе 2020-го года маршрут № 222 претерпел значительный апгрейд, его модернизировали таким образом, что путь следования автобусом сместился в Затверечье, а конечная остановка – в Отрадное, за Константиновскими карьерами. Таким образом, он не просто разгрузил маршрут № 211, а установил прямую транспортную связь Пролетарского района с Затверечьем через Речной вокзал.
С первых дней 2022-го года по новому пути следования поехал маршрут № 3. Он соединил Кривцово и Большие Перемерки через вокзалы и центральную часть города.
– Работа по актуализации маршрутной сети проводится Министерством на постоянной основе,
– напомнили в ведомстве.
Впереди у «Транспорта Верхневолжья» ещё одна задача. Через три года в областном центре должно завершиться строительство Западного моста, который воспарит над Волгой между Пролетарским районом и Горбаткой. Здесь будут проходить транспортные коридоры к медицинскому кластеру, для тысяч тверичан этот мост станет новым маршрутом с левой стороны реки на правую, и наоборот. В областном министерстве транспорта уже готовятся к тому, чтобы принять решение об организации автобусных маршрутов по нему.
– Для рассмотрения вопроса организации движения общественного транспорта по Западному мосту министерством будет проведено отдельное исследование пассажиропотоков и принято соответствующее решение по изменению маршрутной сети, – обозначили в минтрансе.
Сегодня множество дискуссий вызывает ещё один важный вопрос: нужны ли в нашем городе выделенные полосы для общественного транспорта. С одной стороны это ускорит автобусы, избавив их от пробок на своём маршруте. Обратная сторона медали — улицы в Твери достаточно узкие, и сегодня они без того в часы пик погрязают в километровых заторах, а потому необдуманное решение по обустройству «выделенки» усилит пробки многократно. Конечно же, сторонники выделенных полос предвзято приведут тысячи аргументов в их пользу, но даже весомые федеральные эксперты уверены, что такие решения нельзя принимать исключительно эмоционально. Нужен взвешенный математический подход.
– В каждом городе нужно иметь индивидуальный подход. Нужно понимать, что выделенные полосы работают уже с 50-х годов прошлого века, в Соединённых Штатах они появились впервые. Выделенные полосы вводить где попало – не нужно. Нужно понимать, где транспортные средства теряют больше всего времени, где наименьшая скорость прохождения маршрута. И в этих так называемых «узких» местах, в точках, где транспорт теряет больше всего времени и нужно рассматривать возможность создания выделенных полос,
– говорит член Общественной палаты РФ Илья Зотов.
При этом, как подчёркивает специалист, безусловно, после создания выделенной полосы нужно проанализировать, насколько она действительно помогла повысить скорость движения, на сколько быстрее люди стали перемещаться по городу. А если это действие не привело ни к какому результату, полосу стоит убирать, демаркировать.
– И в Москве такие случаи были, и во многих других городах. Это абсолютно нормальный процесс, практика. Сейчас я не могу сказать, нужны ли выделенные полосы в Твери, не имея цифр перед своими глазами, по средней скорости движения, по средней скорости прохождения маршрута, по точкам, где транспорт теряет скорость. Все вещи нужно принимать не эмоционально, а иметь определённые математические расклады, – обозначил эксперт в сфере транспорта.
Электрическое будущее
Многие критики транспортной реформы пытались упрекнуть её авторов в том, что с внедрением новой модели пассажирских перевозок из Твери исчез электротранспорт. Но было бы, что сохранять. Троллейбусы «дышали на ладан», а трамвайное движение и вовсе пришло в упадническое состояние, после чего было закрыто, как потенциально опасный для пассажиров вид транспорта. Связано это было с постоянными сходами вагонов с рельсов. Если взглянуть правде в глаза, то существовавший ранее городской электротранспорт скорее походил на старого больного клоуна, над которым уже и смеяться то грешно. Он отстал от своего времени на три десятка лет, и восстанавливать трамвай и троллейбус в том ключе, в котором он существовал, уже не было смысла.
Естественно, «Москва не сразу строилась», и черёд восстановления электротранспорта в областном центре уже подошёл к своему началу. Пока все планы существуют только на бумаге. Но совсем скоро от документов его возрождение может перейти к реальному делу. Начнётся всё с восстановления трамвайного движения.
– В настоящее время министерством осуществляется взаимодействие с федеральными органами государственной власти в целях определения механизма восстановления трамвайного движения в городе Твери с использованием поддержки федерального бюджета, – рассказали Tverigrad.ru в областном минтрансе.
Первым делом запланирован запуск трамвайных маршрутов № 5 «ДСК – Автовокзал» и № 11 «Кольцевая улица – Автовокзал», которые вновь свяжут северную и северо-западную части Твери с главным транспортным узлом города, который в ближайшие годы также ждёт большая перестройка.
– Трамвай был одним из первых транспортных средств, запущенным в городе. Поэтому все очень ждут его восстановления. Планируем внедрять современные технологии – мягкую подвеску, новые рельсы. И что еще важно – это скорость движения. Транспорт должен двигаться по выделенной полосе. Можно сказать, что это аналог лёгкого наземного метро,
– ранее обозначил планы о восстановлении тверского трамвая губернатор Игорь Руденя.
Говоря о восстановлении трамвайного движения, речь идёт уже не о тех лязгающих железом вагонах, из-за которых подпрыгивала посуда в сервантах, стоит только трамваю проехать по ближайшему проспекту. Россия уже давно переняла европейский опыт в создании современного рельсового городского транспорта и даже приумножила его. Взять хотя бы в пример Москву и некоторые трамвайные маршруты Петербурга, где современные вагоны мчатся по выделенным линиям, шелестя по современной рельсо-шпальной решётке. Вагоны, которые частично производит в Твери «ПК Транспортные системы» – «Витязи», «Львята» и аналогичные модели – отвечают всем современным требованиям, по комфорту превосходя зачастую европейских производителей, что неоднократно доказали на московских маршрутах. Именно на этой основе и должен быть возрождён тверской трамвай с запасом прочности и его потенциальной современности на несколько десятилетий.
На прошедшем накануне заседании правительства региона озвучено, что еще один новый этап развития общественного транспорта в Твери запланирован на ближайшее время. За образец снова взят столичный регион, где сейчас активно внедряются электробусы. Региональное правительство ведет переговоры с отечественными производителями этого вида транспорта. Электробусы отличает маневренность и экологическая безопасность, поэтому перспективы его появления в Твери в обозримом будущем вполне реальны. И уже сейчас региональная власть планирует совместно с образовательными учреждениями Верхневолжья начать комплексную работу по подготовке кадров для новой системы пассажирского транспорта.
КОММЕНТАРИИ 14 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Новая Эра началась с рождения Христа. Странно, что с нее прошло всего лишь два года... Или началась еще одна Новая Эра?
Москва уничтожила троллейбусную сеть. Электробусы с статической зарядкой обходятся в обслуживании гораздо дороже чем троллейбусы, автобусы и трамваи.
В Москве электробусы не могут подняться на такие крутые путепроводы как например в Твери Волоколамский(южный мост) , Бурашевский(мост им. Крупской). Московские электробусы в полной нагрузке не могут осилить такие резкие подъемы.
Для Московских электробусов нужно очень много места для зарядных станций, подведение дорогущих дополнительных мощностей, с которыми может не справится подстанция.
Если электробус застрял в пробке, то он ждет своей очереди на зарядку. Волнообразное отставание в расписании.
В Питере, Волгограде и других городах более популярны электробусы с динамической подзарядкой.
В Новосибирске и Екатеринбурге испытывали троллейбусы с увеличенным автономным ходом с надписью на борту " Троллейбус- это как ЭЛЕКТРОБУС, только заряжается В ДВИЖЕНИИ и автономный ход 40км"
Другие города Обновляют трамвайную инфрастуктуру с помощью программы федеральной программы "чистый воздух" или за счет инфраструктурного бюджетного кредита.
Правила для получения
инфраструктурных бюджетных кредитов, которые могут запрашивать регионы http://government.ru/docs/42869/
Трамвай ждем, за ликвидацию маршруток Рудене спасибо.
Статья ни о чём - слов много, а толку мало.
Явно статья написана в стиле Перидола или им самим.
А что же вы не пишите - какие обещания по поводу транспортной реформы давал Руденя и что мы получили на самом деле???
Испугались провести сравнительный анализ???
Вся транспортная реформа направлена во вред людям и в пользу коммерческой организации её осуществившей и протолкнувшей с помощью безграмотного губернатора с заочным образованием.
Вот что мне предлагают эти негодяи чиновники ликвидировавшие маршрут №52, а до этого была маршрутка №18, а ещё раньше автобус №12.
Чтобы попасть на ул. Конечная со стороны Крупского моста - надо сначала на одном автобусе проехать через Крупский мост, а потом пересаживаться на автобус №2. Но автобус это не маршрутка, они ходят в три или четыре раза реже и пока его ждёшь, а потом на нём едешь, можно за это время пешком дойти до магазина "Российская сантехника".
Негодяи, верните маршрут №52 и чтобы он ходил хотя бы каждые 15 минут - как было обещано вруном Руденей.
Да кому ты нужен со своими хотелками? Это большое предприятие на котором работает за 1000 людей, а все маршруты утверждены законодательно. По капризу очередного Васи Пупкина никто ничего менять не будет.
Разница состоит в том что при нормальной власти, а не комендатуре концлагеря, ты мог бы проявить общественную инициативу и создать петицию с привлечением голосов людей и внимания к проблеме. Но феодал-номенклатуре насрать на твои проблемы.
Просил "Транспорт Верхневолжья" изменить схему движения маршрута №55, чтобы в Крупском ездил не по ул. Луговой, а по ул. Конечная, детям из микрорайона Бортниково очень далеко ходить пешком до школы №24.
Но эти негодяи не удосужились даже ответить.
Те, кто хоть немного критически может взглянуть на эту "реформу" скажет, что это ТУФТА!!! Один "плюс" - что автобусы более-менее приличные, хотя в некоторых чтобы залезть на "третий" этаж во время движения надо немало сил. Но вот то, что интервал движения по ВСЕМ маршрутам стал намного больше - Дуреню не волнует, он же не ездит. А все потому, что хозяин автобусов не заинтересован в том, чтобы они ходили чаще. А раньше хозяева были заинтересованы
Заменили "летающие гробы" на дорогах на в полной мере комфортные автобусы с опытными водителями за рулём. Транспорт всегда убранный, чистый при резком торможении и поворотах по салону не летаешь и акробатические кульбиты не делаешь.
Очередной банкет за государственный счёт удался на славу!
Чтобы автобусный транспорт был хоть как-то прибыльным проезд должен быть за 100 рублей. Но у нас же весёлая социальная экономика.
Руденя видимо давно на общественном транспорте не ездил Про людях в тапках и сандалиях-они очень востребованы как водители кто одной рукой умеет править другой считать сдачу слышит где остановить при этом говорит по телефону и переключает скорость виртуоз Просто в новых кабинах не видно сандалей Рудене надо вылезти из мерса и загримровавшись проехаться в транспорте Сандали на месте. Кстати, они летом чаще включают кондиционер чтобы было не жарко